
На радость иноагентам, барельеф не доделан до ума


Не будем забывать и о том, что Сталин по своему образованию был православным священником. Людям традиционалистской ориентации понравилось бы, что в этом барельефе Сталина прославляют за действительно благие дела. А ортодоксальные сталинисты могли бы увидеть в этом дополнительное аллегорическое прославление Сталина, как человека, который вывел страну к спасению, опираясь на непреходящие ценности нашей культуры.
Можно было бы пойти и дальше, и возвести этот барельеф к еще более высокой степени патриотического единения. Почему бы не дать в руки Сталину икону святого страстотерпца Николая II? Ведь Сталин, по общему мнению, в геополитическом отношении возродил Российскую империю, последним императором которой был Николай II. Сталин с иконой Николая II в руках возвещает преемственность российской государственности. А заодно это ненавязчиво напоминало бы, что он сам к коварному убийству Царской Семьи не имел никакого отношения. И, кстати, как известно, Николая II свергли не большевики, а февралисты, которые потом в основном стали белогвардейцами, с которыми и сражался Сталин.
Помимо основного значения, вручение Сталину иконы позволило бы исправить явный стилистический конфуз этого барельефа. Дело в том, что Сталин представлен на нем в классической «позе Наполеона», с рукой, засунутой во френч. Специально обращаю внимание на то, что во френч засунута здоровая правая рука Сталина, а не поврежденная левая, что можно было бы объяснить медицинскими проблемами. С точки зрения глобальных культурных стереотипов, поза, в которой предстает Сталин на этом барельефе, это именно классическое подражание Наполеону, что выставляет Сталина в странном и даже комичном свете. И тут обидно даже не за Сталина, а за Россию, которую он представляет.

Во-первых, Наполеон – враг, и враг, раздавленный Россией. С чего бы российским лидерам ему подражать? Это как если бы пририсовать Сталину гитлеровские усики. Во-вторых, в русской литературе еще с XIX века тема «подражателей Наполеону» прочно приобрела комическое и трагикомическое содержание. Подражателей Наполеону открыто высмеивали Пушкин и Толстой, и даже у Достоевского в таком серьезном произведении, как «Преступление и наказание», подражатель Наполеону показан как неудачник с топором, убивающий старушек за рубль. Уровень - ниже плинтуса. Более того, это воспринимается еще и как симптом сумасшествия. Нет более стереотипного и «комедийного» признака сумасшествия, чем то, что человек мнит себя Наполеоном. Этот барельеф, через призму популярных мемов, по сути, выставляет Сталина клоуном и сумасшедшим, на потеху всем недоброжелателям.
Ладно бы, речь шла о какой-нибудь мелкой стране, где сравнение национального лидера с Наполеоном это в любом случае способ тонко польстить. Но кто такой Наполеон по сравнению со Сталиным? (Здесь мы не говорим о Добре и Зле, о масштабе преступлений, а только о масштабе позитивных свершений). Наполеон - мелкий кривляка, который захватил власть в самой просвещенной, развитой и могущественной европейской стране и за десятилетие довел ее до полного краха и позорной капитуляции, причем дважды (это надо постараться!). А Сталин, наоборот, возглавил нищую полуразрушенную страну, которую революция опустила на самое дно, превратил ее в индустриального гиганта, привел ее к Великой Победе, впервые в истории возвел ее в статус сверхдержавы, контролирующей полмира, оставил ее с ядерной бомбой и на пороге космической эры. Вписывать Сталина в образ Наполеона - форма принижения и издевательства, и над самим Сталиным, и над великим подвигом нашего народа.
Изменить положение рук на барельефе и дать Сталину в руки какую-нибудь икону стоит хотя бы для того, чтобы избавиться от этого конфуза. Ну если не икона, то пусть это будет хотя бы советская Конституция или томик сочинений Ленина. Да хоть флаг ему в руки дайте, - тем более, что флаг останется нераскрашенным, и поэтому каждый сможет мысленно раскрасить его в любые цвета, что тоже на пользу всеобщему единению.
|
</> |
