рейтинг блогов

Варанаси: индийская столица смерти

топ 100 блогов varlamov.ru05.03.2020 Варанаси: индийская столица смерти

Узнав, что я еду в Варанаси, некоторые мои знакомые с завистью вздыхали: "О, Варанаси, вернуться бы туда!" Для меня слышать такое было странно, ведь эти люди далеко не бедные: дорогие машины, лучше отели и рестораны... Что могло им понравиться в Варанаси? Ведь это город смерти и антисанитарии! Здесь трупы плавают по Гангу, здесь покойников сжигают на кострах, здесь узкие улочки, на тротуары которых никогда не проникает свет, дома покрыты вековой плесенью и гибком – разве нормальный человек сюда поедет?

Даже я, побывав в самых ужасных городах мира, с опаской смотрел на Варанаси! Сейчас я пишу этот пост, подлетая к Дели. В Варанаси я провёл почти три дня, и могу сказать, что это один из самых удивительных городов в мире, в который я обязательно вернусь! В Варанаси сложно не влюбиться, если ты приехал сюда с правильным настроем.

Варанаси – это столица смерти: каждый день сюда со всей Индии стекаются тысячи больных, старых и немощных людей, чтобы умереть на берегу Ганга и вырваться из колеса Сансары. Индуисты верят, что те, кто умирает в этом священном городе, выходят из цикла кармических перерождений и сразу попадают в рай. Именно здесь уже несколько тысяч лет на набережной Ганга непрерывно горят костры, на которых сжигают трупы. Именно здесь жизнь и смерть настолько близки друг к другу, что ты уже не удивляешься ни трупам, плавающим в реке, ни купающимся в этой же реке людям.

Но смерть здесь не вызывает отторжения и брезгливости. За три дня я увидел несколько десятков покойничков: кто-то плавал в реке, кто-то догнивал на песчаном берегу, кого-то родственники везли на крыше микроавтобуса, кто-то догорал на костре. И эта смерть никак не шокирует, она часть этого города и его удивительной культуры.

Варанаси – загадочный и удивительно красивый. Я не помню, чтобы где-то видел набережную прекраснее. На протяжении почти 7 километров вдоль западного берега Ганга набережная многочисленными лестницами, террасами, причалами, проходами, арками и галереями спускается к воде. Над священным Гангом нависают отвесные скалы дворцов, храмов и отелей. Картинка настолько необычная, словно ты перенёсся в средневековье.


01. Образ набережной не меняется веками. Где-то, конечно, достраивают новые отели или жилые дома, но они почти незаметны среди дворцов и храмов.
Варанаси: индийская столица смерти

02. Уровень воды в Ганге не постоянный: летом река разливается, поэтому набережная тут идёт уступами, чтобы почти в любое время был доступ к воде. Но в конце лета и этих ступеней не хватает, и набережная скрывается под водой.
Варанаси: индийская столица смерти

03. На набережную нет доступа для машин и вездесущих мопедов – только лодочки. Благодаря этому местами Варанаси напоминает Венецию.
Варанаси: индийская столица смерти

Всего в Варанаси 84 гхата (ступенчатых спусков к воде), но умерших сжигают только на двух. На остальных течёт обычная повседневная жизнь: люди стирают бельё, купаются, чистят зубы и пьют из реки. Индусы почитают Ганг как олицетворение святости и чистоты, поэтому опасений по поводу качества воды в реке ни у кого не возникает. И тот факт, что в нескольких десятках метров от них в ту же самую воду сбрасывают полусгоревшие человеческие останки, похоже, никого не пугает.

Это самый знамениты гхат Варанаси – Маникарника. Он обладает культовым статусом: по преданиям, погребальные костры здесь горят непрерывно вот уже две с половиной тысячи лет. При этом огонь, от которого по сей день полыхают костры, людям подарил сам Шива. Он до сих пор горит в расположенном неподалёку от гхата храме. 
Варанаси: индийская столица смерти

05. Повсюду сложены дрова.
Варанаси: индийская столица смерти

06. Кремация на берегу Ганга имеет для индусов сакральное значение, поэтому многие верующие готовы копить деньги на обряд в течение всей своей жизни. Стоит он по местным меркам очень дорого, около 500 долларов. Самый дорогой компонент – это дрова, их нужно примерно 300-400 килограммов. В костры добавляют ещё сандаловое дерево. Если денег нет, можно добавить маленькую веточку. Богачи позволяют себе добавлять в костры большие поленья из сандалового дерева, а особый шик – это полностью сандаловый костёр, который может строить несколько тысяч долларов. Проблема в том, что вырубка сандаловых деревьев в Индии запрещена законом. Беднякам же часто приходится попрошайничать на улицах, чтобы насобирать на самый дешёвый набор дров.
Варанаси: индийская столица смерти

07. По индуистским обычаям, умершего человека нужно кремировать в течение 24 часов. Тела натирают благовониями, оборачивают в дорогие ткани, укладывают на носилки, украшают цветами и драгоценностями и относят к берегу Ганга. По пути люди распевают мантру "Рам нам сагаге" – это просьба даровать покойнику мокшу, то есть освобождение из колеса сансары. Такие похоронные процессии на улицах Варанаси – обычное дело. Иногда трупы привозят на лодках. Вот кто-то спиздил спасательную шлюпку с корабля, и теперь её переделали в труповозку.
Варанаси: индийская столица смерти

08. По уверению похоронной мафии, каждый день здесь сжигают около 300 трупов. Кремация обычно продолжается около 5 часов.
Варанаси: индийская столица смерти

09. Если честно, я не очень понимаю, как тут можно сжигать 300 трупов в день. Всего я насчитал около 30 костров. То есть даже в идеальных условиях в сутки получится сжечь 150 трупов. Но очереди особой не было, и костры горели не все. При этом работники хвастаются, что в некоторые сжигают и 1000 трупов!
Варанаси: индийская столица смерти

10. В церемонии участвуют родственники. Перед началом надо сбрить все волосы с лица.
Варанаси: индийская столица смерти

11. Трупик богато украшен и ждёт своего костра.
Варанаси: индийская столица смерти

12. Его окунают в Ганг и потом несут на костёр.
Варанаси: индийская столица смерти

13. Вот тут можно видеть, как укладывают труп. Среди дров он почти незаметен, а когда загорается огонь, то и вовсе ничего не видно. Огонь зажигает старший родственник (муж, отец, брат и т.д.) Перед этим он пять раз обходит костёр.
Варанаси: индийская столица смерти

14. Костры. У погребальной мафии бизнес двойной. С одной стороны, надо брать баблишко с родственников за кремацию. Стоит это около 400-500 долларов. Но с обрядом всё понятно. Второй бизнес – брать деньги с туристов, а точнее, продавать разрешения на фото.

Вот это куда интереснее. В интернете есть масса страшилок про ужасные местные порядки. Кто-то пишет, что за один спуск затвора тут требуют чуть ли не 100 долларов, кто-то рассказывает, как его чуть не побила толпа при попытке сделать фото. Возможно, время от времени тут ситуация меняется, но я расскажу, как дела обстоят сегодня.
Варанаси: индийская столица смерти

15. Собственно, охраняют от объективов только два места в городе, где сжигают трупы. Поснимать незаметно вряд ли получится. Здесь надо понимать, что вы для местных – как добыча для охотника. Вас могут поймать сразу, а могут заманить поближе и "позволить" сделать снимок. Дальше, собственно, начнётся развод.

Хотя официального запрета на съёмку нет, вы просто идёте по улице, но у местных есть легенда, что снимать тут запрещает полиция, поэтому вас сразу же обступит толпа и будет вымогать деньги, угрожая сдать ментам. Про ментов, я думаю, блеф, и если вести себя уверенно, удалить кадр, то можно спокойно уйти. Но местные не заинтересованы, чтобы вы просто ушли, им нужны ваши деньги, так что вам будут предлагать поснимать!
Варанаси: индийская столица смерти

16. Сразу скажу, что я долго торговался и договорился на царских условиях! Мне разрешили 30 минут ходить и снимать всё, что я захочу, на любую технику без ограничений. Сначала за это просили 20 000 рупий (курс к рублю примерно 1:1), в итоге я опустил до 6000. Судя по опыту других фотографов, это была очень хорошая сделка. Тут важно, чтобы вы сразу понимали, что вы хотите снять и сколько готовы за это заплатить. Если вам достаточно нескольких кадров на телефон, то хватит и 500-1000 рупий.
Варанаси: индийская столица смерти

17. После заключения сделки вы сразу попадаете в "белый список" – вся толпа, которая жадно смотрела на ваши камеры, перестаёт обращать на вас внимание, и можно свободно ходить и снимать. Я вроде читал, что кто-то получал чуть ли не официальное разрешение в мэрии и полиции, но у меня не было времени на бюрократию, так что насколько это актуально сегодня, я не знаю.
Варанаси: индийская столица смерти

18. Есть ещё способ поснимать бесплатно – с воды. Хотя ещё несколько лет назад местная мафия пыталась препятствовать съёмкам с воды, сегодня поток лодок с туристами такой, что контролировать это невозможно. Ведь кроме мафии кремации есть ещё мафия лодочников, которым тоже хочется есть.
Варанаси: индийская столица смерти

19. За 800 рупий можно снять моторную лодку, которая прокатит вас вдоль речного фасада Варанаси и подвезет прямо к месту кремации. Лодки подходят довольно близко к берегу, так что картинка хорошая.
Варанаси: индийская столица смерти

20. Наверное, надо сразу разочаровать любителей мертвечинки. Никакой жести на кремации нет. Изначально труп завернут в ткань, так что тела не видно. Когда тело кладут на костёр, его закрывают дровами, и в огне тоже ничего особо не увидать. Максимум из костра может торчать нога покойничка, но её быстро палкой протолкнут поглубже в костёр. Это я к тому, что впечатлительным, детям и беременным женщинам нечего беспокоиться, можно спокойно ехать и смотреть, никакой жести нет.
Варанаси: индийская столица смерти

21. Всё, что остаётся от трупа, скидывают в Ганг. Остаётся мало: от мужчин немного грудной клетки, а от женщин – тазовые кости. Если честно, я не очень понял, почему именно такое разделение. Почему мужские тазовые кости сгорают, а женские нет? Но в пепле могут быть ещё и украшения, которые родственники забыли снять с покойничка, поэтому специальные люди буквально намывают в Ганге золото из праха.
Варанаси: индийская столица смерти

22. Всё, что остаётся от тела через 5 часов.
Варанаси: индийская столица смерти

23. Этот процесс не прекращается сотни лет.
Варанаси: индийская столица смерти

24. Постоянно зажигают новые костры, на лодках подвозят дрова, читают молитвы.
Варанаси: индийская столица смерти

25. На террасах мирно отдыхают коровы и собаки. Народ общается и наблюдает за ритуалами. Сложно поверить, что на дворе XXI век.
Варанаси: индийская столица смерти

26. Здесь нет асфальта и современных технологий.
Варанаси: индийская столица смерти

27. Здесь можно снимать кино.
Варанаси: индийская столица смерти

28. А вот, собственно, и огонь, который подарил Шива и который несколько тысяч лет горит в храме.
Варанаси: индийская столица смерти

29. На набережной полно людей. Торговцы продают какую-то еду и сувениры, детишки играют, кто-то смеётся, а рядом горят костры.
Варанаси: индийская столица смерти

30. А вот, собственно, вид с лодки:
Варанаси: индийская столица смерти

31. Как я писал выше, с лодки можно спокойно снимать.
Варанаси: индийская столица смерти

32.
Варанаси: индийская столица смерти

33. Обряд кремации очень дорогостоящий, поэтому неудивительно, что в Варанаси появилась очень дешёвая альтернатива для бедняков. На соседнем Харишчандра-гхате расположен электрический крематорий, где можно совершить сожжение всего за 500 рупий, то есть в пятьдесят раз дешевле.
Варанаси: индийская столица смерти

34.
Варанаси: индийская столица смерти

35. Но большим почётом он по понятным причинам не пользуется. Власти пытаются бороться с похоронной мафией и кострами, но народ предпочитает традиционные ценности, а не эти новомодные печи. Кстати, похоронная мафия тут вполне самостоятельная. Как-то раз был конфликт с властями – так они сразу объявили забастовку. Сказали, что прекращают сжигать трупы. Представьте ситуацию, когда со всего города сюда стягиваются гробы, а кремации не происходит. Родственники нервничают, грозят властям расправой. Так что, пока сильны традиции, костры никуда не исчезнут.
Варанаси: индийская столица смерти

36. Поскольку для индуиста очень важно и почётно быть сожжённым на берегу Ганга, верующие стремятся умереть именно в Варанаси. Тело надо сжечь сразу после смерти, привезти его в Варанаси из другого города не представляется возможным. Из пригородов ещё можно успеть, а издалека уже не получится. Поэтому особо правильные индуисты, которые мечтают быть сожжёнными на берегу Ганга, приезжают заранее и ждут в городе своей смерти. Для них тут открыто множество специальных гостиниц. По сути это даже не столько гостиницы, сколько что-то типа наших домов престарелых, которые работают по разным схемам.
Варанаси: индийская столица смерти

Бывает, когда человек уже при смерти, врачи отключают его от аппаратов жизнеобеспечения, родственники грузят его в машину и привозят в Варанаси, где он благополучно через несколько дней умирает. Но иногда случаются казусы: старику кажется, что Шива его уже призвал, он приезжает в такую гостиницу, но не умирает, а живёт там ещё десятки лет.

37. Например, этой бабушке ещё 16 лет назад показалось, что уже всё, пора, но смерть никак не приходит. Так что все эти годы она живёт в Варанаси и просто целыми днями смотрит телевизор.
Варанаси: индийская столица смерти

38. Бабушка в красном сари 30 лет назад приехала сюда с мужем. Муж уже благополучно умер, а вот её Шива никак не забирает. И таких историй очень много. У многих стариков есть дети, родственники, которые их навещают.
Варанаси: индийская столица смерти

39. Можно просто снять комнату, но часто старики заключают договор: выплачивают хозяевам гостиницы большую сумму или оставляют им своё имущество. За это гостиница до конца жизни обеспечивает их питанием, комнатой и примитивным уходом.
Варанаси: индийская столица смерти

40. В русской культуре считается, что если твои родители отправились в дом престарелых, то ты от них как бы избавляешься, отказываешься от них, бросаешь. В Индии это совершенно нормальная практика. Более того, сами старики сюда просятся, потому что все (особенно верующие) хотят умереть на берегу Ганга, чтобы их сожгли на погребальном костре.
Варанаси: индийская столица смерти

41.
Варанаси: индийская столица смерти

42. Условия, конечно, пиздецовые: просто бетонный мешок с телевизором, кондиционером и какой-то утварью.
Варанаси: индийская столица смерти

43. Но стариков тут хотя бы кормят.
Варанаси: индийская столица смерти

44.
Варанаси: индийская столица смерти

45. Помимо обычных верующих в таких гостиницах живут садху. "Садху" с санскрита переводится как "добродетельный человек". Это аскеты, которые добровольно уходят из мирской жизни. С момента отречения их как бы не существует. Среди садху есть два основных течения: одни славят бога Шиву, а другие – бога Вишну.
Варанаси: индийская столица смерти

При этом они сами выбирают, оставаться ли им жить среди людей или совсем изолировать себя от общества. То есть садху – необязательно отшельники и даже необязательно бездомные. Они могут жить в общинах или по одиночке, в ашраме (у которого есть некоторое сходство с православной пустынью) или в хижине на окраине деревни.

При обращении к садху обычные индийцы используют слово "баба́" ("отец", "дядя"), иногда добавляя к нему уважительный суффикс "-джи" – получается "бабаджи".

Большую часть дня садху проводят в молитвах и медитациях, занимаются йогой и курят марихуану или гашиш. Траву им, как правило, жертвует народ наряду с деньгами. Вообще, сбор подаяний – основной источник дохода садху, но некоторые подрабатывают колдунами и знахарями, например снимают порчу.

В Индии несколько миллионов садху, но многие из них ненастоящие. Есть просто бомжи, которые прикидываются садху, чтобы подзаработать. С другой стороны, большинство садху тоже по сути бомжи. Поэтому для светского человека, который подаёт милостыню, разницы, наверное, нет.

46.
Варанаси: индийская столица смерти

47. На противоположном от гхатов берегу Ганга живут агхори – члены секты, которых местные считают колдунами и целителями. Они известны прежде всего своим ритуальным каннибализмом. То есть у этих ребят считается нормальным есть мясо трупов. Кости и пепел, оставшиеся после кремации, они также используют в своих ритуалах. Многие индуисты из-за этого не считают агхори "своими". Кстати, в отличие от садху, агхори не прочь прибухнуть или заняться сексом в общественном месте.
Варанаси: индийская столица смерти

"Агхори принимают в пищу человеческое мясо, — но не потому, что они стали каннибалами, а потому, что это является частью ритуала. Я ел человеческое мясо много раз, даже мой сын ел его. Я ожидал на кладбище у погребального костра, когда череп от жара лопнет — а он разрывается с чудесным звуком: «хлоп!» — и затем быстро, чтобы не обжечь пальцы, вынимал все части мозга — липкую массу, частично поджарившуюся к этому времени, — и съедал её. От этого начинало сильно тошнить, но в тот момент нужно было забыть о своей тошноте и обо всем прочем: это садхана, а не обед в дорогом ресторане".

Роберт Свобода. "Агхора. По левую руку бога"

48. Смотрите, какой милый шкафчик из гроба!
Варанаси: индийская столица смерти

49. По правилам кремировать можно не всех. Сжигание олицетворяет процесс очищения, поэтому оно нужно только грешникам. Тела монахов, маленьких детей и беременных женщин хоронят совсем по-другому: их просто нагружают камнями и погружают на дно реки. Такая же участь ждёт умерших от проказы или укуса змеи. Как вы понимаете, камни могут отвязаться, и тогда тело всплывает. Когда будете кататься на лодочке, будьте готовы к тому, что рядом с ней проплывёт труп. Опять же, трупы все завернуты в ткань, так что особой жести нет. Потом трупы прибивает к берегу, их съедают собаки, а кости растаскивают на обряды. Вот у покойничка стащили голову:

Варанаси: индийская столица смерти

50.
Варанаси: индийская столица смерти

51.
Варанаси: индийская столица смерти

52.
Варанаси: индийская столица смерти

53.
Варанаси: индийская столица смерти

54. Вообще, за чистотой реки особо не следят. Вот, к примеру, плавает трупик собачки, а рядом купается народ.
Варанаси: индийская столица смерти

55. А вот собачка поедает коровку.
Варанаси: индийская столица смерти

56. А рядом кто-то молится.
Варанаси: индийская столица смерти

57.
Варанаси: индийская столица смерти

58. Дашашвамедх-гхат считается главным гхатом в Варанаси. Каждый день на закате здесь проходит Ганга Аарти – ритуал огненной пуджи (пуджа – обряд в индуизме).
Варанаси: индийская столица смерти

59.
Варанаси: индийская столица смерти

60.
Варанаси: индийская столица смерти

61. Его проводят семь молодых браминов (членов старшей варны индийского общества, а конкретно жрецов/священников). Они поют мантры, зажигают благовония, благодарят богов и преподносят им дары.
Варанаси: индийская столица смерти

62.
Варанаси: индийская столица смерти

63. Огненная пуджа успешно совмещает функции религиозного ритуала и туристического аттракциона. Во время церемонии в толпе зрителей можно заметить ушлых торговцев, предлагающих туристам открытки, сувениры и небольшие венки со свечками.
Варанаси: индийская столица смерти

64. Эти венки к концу пуджи принято зажигать и пускать по течению Ганга. В этот момент нужно загадать желание, и чем дольше будет гореть плывущая по реке свеча, тем больше шансов, что боги его исполнят.
Варанаси: индийская столица смерти

65.
Варанаси: индийская столица смерти

66.
Варанаси: индийская столица смерти

67.
Варанаси: индийская столица смерти

68.
Варанаси: индийская столица смерти

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Стало мне скучно, решил вспомнить пикаперское прошлое, и сходить на свидание с одной девушкой с сайта знакомств. На вид - настоящая куколка, 35 лет, первосортный экземпляр. В анкетке она указала что ей нравятся "умные мужчины" , и хотя это может и не скромно с моей стороны, но я решил что ...
Советские писатели любили бороться с различной нестандартностью. Леворукость не была исключением. Агния Львовна в 60-е годы приложила руку к "коррекции" этого "отклонения". В книжке "Вовка добрая душа" добрый мальчик с роковым для России именем ...
Провалиться в прошлое, чтобы своими глазами увидеть, чем отличались советские люди после войны от вроде бы таких же людей, но уже в начале перестройки? Стареющий ветеран сердится на взрослого сына в бесплодной попытке объяснить, что же было потеряно при смене поколений и утраты идеологии ...
Слова і музика: Сидір Воробкевич.  Аранжування: Юрій Романів.  Виконання у супроводі оркестру Львівської національної філармонії та групи Оксани Мухи. Номер із концертної програми "Найгарніші пісні України". ...
...