12 февраля, 1969 год.
Впервые поднимается в воздух Ми-12 (В-12) - самый большой
вертолёт в мире, многоцелевой транспортник.
Полный размах лопастей двух винтов - 67 м, длина фюзеляжа - 37
м.
В-12 (также называемый Ми-12, хотя официально такое
переименование произведено не было, по классификации НАТО: Homer -
«Гомер») - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо
построенный в мире. Отличительной особенностью является боковое
расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые
приводятся в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ.
В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный
вертолёт с грузоподъёмностью не менее 30 тонн для перевозки
компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН
или создания позиционных районов, размещение которых планировалось
на местности без дорог с твёрдым покрытием.
Учитывая опыт создания и эксплуатации вертолёта Як-24, в
феврале 1958-го было издано постановление Совмина СССР о разработке
проекта нового тяжёлого четырёхмоторного вертолёта. ОКБ Яковлева
предложило вертолёт продольной схемы - Як-60, но работы по нему не
вышли дальше техпредложения из-за отказа ОКБ-115 от вертолётной
тематики и закрытия его Ленинградского филиала с последовавшей
переориентацией завода № 272. Разработка нового тяжёлого вертолёта
была поручена ОКБ Миля. Первые изыскания по проекту сверхтяжёлого
вертолёта, получившего заводское обозначение В-12, начались в
1959-м. Проектирование началось в 1963-м.
Для удешевления разработки, а также ускорения постройки и
внедрения вертолёта конструкторы решили создавать его путём
удвоения винтомоторных групп Ми-6 (несущий винт, силовая установка,
главный редуктор и система управления), уже испытанного и
находящегося в серийном производстве и широкой эксплуатации. Проект
воздушного гиганта представлял собой четырёхдвигательный аппарат по
двухвинтовой поперечной схеме. По концам каждой ферменной
консоли-крыла находилась винтомоторная гондола с двумя
газотурбинными двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. каждый.
Крыло обратного сужения имело небольшое поперечное V. Внутри него
проходит трансмиссионный вал, синхронизирующий обороты обоих
винтов. Горючее находилось в крыльевых и наружных подвесных
топливных баках.
Фюзеляж В-12 был выполнен в виде гигантского полумонокока. Его
переднюю часть занимала двухэтажная кабина экипажа. В хвостовой
части фюзеляжа имелся силовой трап с боковыми створками, которые
при раскрытии образовывали проём для въезда самоходной техники и
погрузки различных грузов с помощью мощных электролебёдок и
тельферов. Центральную часть фюзеляжа занимал гигантский грузовой
отсек с размерами: 28,15×4,4×4,4 м.
Первый полёт вертолёт совершил лётчик-испытатель В.П. Колошенко. В
феврале 1969-го поднял 31 030 кг полезной нагрузки на высоту 2910
м. 6 августа 1969-го В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м,
установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который
не побит до сих пор. Второй опытный образец В-12 совершил первый
полёт 28 мая 1973-го (лётчик-испытатель Г.В. Алфёров).
Первый В-12 с регистрационным номером CCCP-21142/H-833 был
показан на выставке в Ле Бурже в 1971-м. За создание
сверхгрузоподъёмного В-12 Американское геликоптерное общество
наградило ОКБ Миля «Призом И.И. Сикорского», присуждаемого за
выдающиеся достижения в вертолётной технике (В-12 по размерам более
чем вдвое, а по весу - более чем в четыре раза превосходил самые
тяжёлые американские CH-53 Сикорского и Боинг-Вертол «Чинук»).
Всего было построено два прототипа (в некоторых источниках
упоминается третий прототип В-12, который якобы разбился во время
испытаний, но эта информация никак не подтверждается). По некоторым
данным причиной этой версии могли послужить искажённые слухи о
неудачном первом полёте в июне 1967-го, когда из-за чрезмерной
чувствительности системы управления вибрация кабины пилотов была
воспринята ею как управляющее воздействие, и вызвала раскачку
вертолёта приведшую к жёсткой посадке с повреждением шасси.
Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъёмности,
программа была признана неэффективной - к этому времени у военных
отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъёмности благодаря
созданию к тому времени более эффективных и более лёгких
стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все
потребности народного хозяйства и Вооружённых Сил успешно
удовлетворялись вертолётами Ми-6 и Ми-10. Поэтому разработка В-12
была прекращена, и второй опытный вертолёт был передан в музей ВВС
в Монино. Первый опытный находится на хранении в подмосковном
Томилине на территории Московского вертолётного завода.
В день рождения М.Л. Миля В-12 на территории Московского
вертолётного завода был превращён в музей.
