Вам - взлёт!

топ 100 блогов kot-or-osl12.02.2017

Самый большой в мире

Вам - взлёт!
12 февраля, 1969 год. Впервые поднимается в воздух Ми-12 (В-12) - самый большой вертолёт в мире, многоцелевой транспортник.
Полный размах лопастей двух винтов - 67 м, длина фюзеляжа - 37 м.
В-12 (также называемый Ми-12, хотя официально такое переименование произведено не было, по классификации НАТО: Homer - «Гомер») - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью является боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводятся в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ.
В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН или создания позиционных районов, размещение которых планировалось на местности без дорог с твёрдым покрытием.
Учитывая опыт создания и эксплуатации вертолёта Як-24, в феврале 1958-го было издано постановление Совмина СССР о разработке проекта нового тяжёлого четырёхмоторного вертолёта. ОКБ Яковлева предложило вертолёт продольной схемы - Як-60, но работы по нему не вышли дальше техпредложения из-за отказа ОКБ-115 от вертолётной тематики и закрытия его Ленинградского филиала с последовавшей переориентацией завода № 272. Разработка нового тяжёлого вертолёта была поручена ОКБ Миля. Первые изыскания по проекту сверхтяжёлого вертолёта, получившего заводское обозначение В-12, начались в 1959-м. Проектирование началось в 1963-м.
Для удешевления разработки, а также ускорения постройки и внедрения вертолёта конструкторы решили создавать его путём удвоения винтомоторных групп Ми-6 (несущий винт, силовая установка, главный редуктор и система управления), уже испытанного и находящегося в серийном производстве и широкой эксплуатации. Проект воздушного гиганта представлял собой четырёхдвигательный аппарат по двухвинтовой поперечной схеме. По концам каждой ферменной консоли-крыла находилась винтомоторная гондола с двумя газотурбинными двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. каждый. Крыло обратного сужения имело небольшое поперечное V. Внутри него проходит трансмиссионный вал, синхронизирующий обороты обоих винтов. Горючее находилось в крыльевых и наружных подвесных топливных баках.
Фюзеляж В-12 был выполнен в виде гигантского полумонокока. Его переднюю часть занимала двухэтажная кабина экипажа. В хвостовой части фюзеляжа имелся силовой трап с боковыми створками, которые при раскрытии образовывали проём для въезда самоходной техники и погрузки различных грузов с помощью мощных электролебёдок и тельферов. Центральную часть фюзеляжа занимал гигантский грузовой отсек с размерами: 28,15×4,4×4,4 м.
Первый полёт вертолёт совершил лётчик-испытатель В.П. Колошенко. В феврале 1969-го поднял 31 030 кг полезной нагрузки на высоту 2910 м. 6 августа 1969-го В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Второй опытный образец В-12 совершил первый полёт 28 мая 1973-го (лётчик-испытатель Г.В. Алфёров).
Вам - взлёт!
Первый В-12 с регистрационным номером CCCP-21142/H-833 был показан на выставке в Ле Бурже в 1971-м. За создание сверхгрузоподъёмного В-12 Американское геликоптерное общество наградило ОКБ Миля «Призом И.И. Сикорского», присуждаемого за выдающиеся достижения в вертолётной технике (В-12 по размерам более чем вдвое, а по весу - более чем в четыре раза превосходил самые тяжёлые американские CH-53 Сикорского и Боинг-Вертол «Чинук»). Всего было построено два прототипа (в некоторых источниках упоминается третий прототип В-12, который якобы разбился во время испытаний, но эта информация никак не подтверждается). По некоторым данным причиной этой версии могли послужить искажённые слухи о неудачном первом полёте в июне 1967-го, когда из-за чрезмерной чувствительности системы управления вибрация кабины пилотов была воспринята ею как управляющее воздействие, и вызвала раскачку вертолёта приведшую к жёсткой посадке с повреждением шасси.
Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъёмности, программа была признана неэффективной - к этому времени у военных отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъёмности благодаря созданию к тому времени более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооружённых Сил успешно удовлетворялись вертолётами Ми-6 и Ми-10. Поэтому разработка В-12 была прекращена, и второй опытный вертолёт был передан в музей ВВС в Монино. Первый опытный находится на хранении в подмосковном Томилине на территории Московского вертолётного завода.
В день рождения М.Л. Миля В-12 на территории Московского вертолётного завода был превращён в музей.
Вам - взлёт!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В ответ на здравое замечание Истину выдает тут самый надежный и беспристрастный свидетель - русский язык. Само выражение "кидать зигу" - явно новое, появилось недавно, еще поколению "17 мгновенирй весны" оно было бы абсолютно непонятно. Его ...
Февраль катится к концу, обещая нам скорую встречу с календарной весной. Хочется надеяться, что весна придет не только на листочке календаря, но и в природе. Несмотря на то, что ...
О хрущевском лозунге "построения коммунизма к 1980-му году". Ещё в конце 1930-х годов в СССР было объявлено, что социализм «в основном» построен. XX съезд КПСС в 1956 году провозгласил, что социализм построен «полностью и окончательно». Надо было двигаться дальше – к коммунизму. ...
Стоит только отметить, что подавляющая часть россиян не имеет возможности возить сыры матери из Финляндии. А так да, все точно подмечено: " Я же объясняю стадионные и шум, и вой, и позор совсем просто: российская цивилизация в ее сегодняшнем варианте дошла до предела возможностей. ...
Немецкий мастер поздней готики. Его жизнь лишь недавно до некоторой степени реконструировали из фрагментов, но, по крайней мере, в той мере, в какой возможна определенная классификация, теперь его считают пионером в истории искусства. Год рождения предполагается около 1405 ...