Для работы над проектом в АНТК был переведён ряд специалистов
из других КБ. В апреле 1954-го к ним добавился большой выпуск
студентов ХАИ. Большую помощь оказал также Р.Л. Бартини (в
частности, им был сконструирован пол грузовой кабины).
Предусматривалась разработка машины в двух вариантах -
военно-транспортном (изделие «П») и пассажирском (изделие
«Н»).
Первоначально предполагалось установить на самолётах двигатели
ТВ-2Ф, позже ТВ-2Т. Работы по проекту военно-транспортного самолёта
продвигались быстрее, чем пассажирского, а вскоре разработка
проекта последнего была вообще приостановлена, в пользу будущего
Ан-10 (изделия «У»). Эскизный проект транспортника был готов в июле
1954-го. При работе над проектом пришлось решить ряд сложных
проблем, связанных с десантированием грузов. 25 октября 1954-го
макетной комиссии заказчика был предъявлен макет с 2 вариантами
силовой установки: с турбовинтовым двигателем ТВ-2Т и
турбореактивным двигателем АЛ-7. Затем на Киевском авиазаводе
началось изготовление первого прототипа, которое завершилось в
декабре 1955-го. Первый полёт Ан-8 совершил 11 февраля 1956-го под
управлением лётчиков-испытателей Я.И. Верникова (командир) и В.П.
Васина (второй пилот). Первая публичная демонстрация состоялась 18
августа 1956-го, опытный Ан-8 принял участие в воздушном параде над
Тушино совместно с другой новинкой советской авиатехники Ту-104. Со
2 октября по 27 ноября прошли государственные испытания самолёта.
На испытаниях была выявлена недостаточная статическая устойчивость
и управляемость самолёта на посадке при боковом ветре,
самопроизвольные автоколебания в прямолинейном полёте, плохая
работа двигателей на высотах более 6000 м.
Вместо ТВ-2Т было предложено установить двигатели АИ-20, но их
мощности было явно недостаточно. Однако А.Г. Ивченко предложил
форсировать АИ-20, доведя его мощность до 5180 л.с. В июле-октябре
1957-го были поведены работы по установке на прототипе двигателей
АИ-20Д. Заводские испытания были завершены 21 ноября. Параллельно в
АНТК Антонова была доработана конструкция самолёта: на 0,8 м
увеличен размах крыльев, установлены киль от Ан-10 и
противоштопорные интерцепторы, усилен фюзеляж. В том же году
Ташкентский авиазавод приступил к серийному производству самолёта
под обозначением Ан-8. Для обеспечения эффективности производства
на заводе был создан филиал АНТК Антонова. Первый серийный Ан-8
вышел из ворот сборочного цеха в августе 1958-го. 20 июня 1959-го
начались заводские, а 7 августа — государственные испытания
серийного Ан-8. Испытания завершились 30 октября с положительным
результатом. В том же году самолёт принят на вооружение ВТА. Но
доводка продолжалась и после этого.
Ан-8 серийно производился на Ташкентском авиазаводе в 1958 -
1961-х. Всего был выпущен 151 самолёт. С 1959-го Ан-8 стал
поступать на вооружение ВТА, где эксплуатировался до 1970-го. К
этому времени было списано 80 машин, а остальные перешли в
подразделения других родов войск и различных министерств. В 1997-м
в эксплуатации находилось 5 самолётов в а/к России, которые
осуществляют коммерческие перевозки в государствах Ближнего
Востока, тогда как использование Ан-8 над РФ уже было
запрещено.
В 2004-м украинское АНТК им. Антонова отказалось от какой-либо
ответственности за состояние ещё находившихся в эксплуатации
самолётов, фактически прекратив их легальное использование. Однако
в Африке Ан-8 совершали коммерческие рейсы и после этого: в январе
2005-го в ДР Конго потерпел аварию самолёт этого типа. Всего же за
годы эксплуатации было потеряно 27 самолётов Ан-8