Валдай: баранки, Пушкин, сталинский ампир

Мы возвращались из Валдая трассой М10.
Добротная многополосная дорога, украшенная разметкой, пролетала под колёсами нашего автобуса.
Мимо пролетали поля, леса и реки.
Я пыталась представить этот путь из Москвы в Санкт-Петербург двести лет назад. Пролетающие мимо поля, леса и реки представила сразу. А вот почтовый тракт, пролетающий под колесами дилижанса или коляски, представить не удавалось. Как и широкую спину ямщика, и тройку лошадей.
Тогда я задумалась над образом Валдая, городка, в котором мы провели два дня. Наверное, он должен быть стариком, ведь первое упоминание Валдая в исторических хрониках датируется аж 1495 годом!
Но образ древнего старикашки, прибитого пылью и молью, никак не получался. В голову всё время лез смешливый ребёнок, маленький, шустрый и … ужасно грязный. В обтрёпанных штанцах, в дырявой рубашонке. В одной руке зажата яркая цветная погремушка. А в другой руке роскошная красивая коробка с надписью «Не открывать!»
И стоит этот ребёнок милый и несчастный. Никому не нужный. Коробку открыть боится. Только погремушкой гремит. И то тихо-тихо…
И хочется отмыть его, переодеть и сказать:
- Какой же ты красавец, Валдай!

Моя фантазия тесно переплетается с древним преданием о красавце кузнеце Валде, который жил на берегу чудесного озера. И был этот парень так хорош, что всякий раз, когда он приходил к воде умыться, озеро шептало:
- Валда, Валда….
Шло время, кузнец состарился и умер, а озеро всё продолжало его звать.
Так и появилось название Валдай.
Вспомнив эту легенду, я подумала, конечно, он ребёнок! Потому что Валдай ждёт второе рождение. Я верю в это. Я надеюсь на это.
А пока… пока я не устаю удивляться прихотливой деятельности людей, превративших маленький уютный городок в странное нагромождение руин и пафоса.

На улицу Народную мы отправились, начитавшись описаний валдайских достопримечательностей.
Как утверждали многочисленные источники, улица Народная, некогда Посадская, самая колоритная достопримечательность Валдая, средоточие исторических построек.
В XIX веке она была центром торговой жизни городка. По обеим сторонам Посадской, прижимаясь друг к другу, стояли двухэтажные купеческие особнячки. Наверху были жилые помещения, внизу торговые лавки. В борьбе за приезжих покупателей и прибыль, купцы строили свои дома плотно «под одной крышей» или «единой фасадой».
К услугам проезжающих по почтовому тракту путников были бакалейные, гастрономические, винные лавки, чайные и трактиры.
Чайная Шаховых, мелочная лавка Ликиных, колбасная лавка Мошенских, винная лавка Александра Терскова, торговые заведения купца Ивана Терскова, пивные склады и лавки купца Ивана Ковалева… Каждый дом на Посадской овеян преданиями.
В лавке Ликиных выпекали знаменитые валдайские баранки. Особый рецепт, строгий ритуал – тесто замешивалось только в ночь с четверга на пятницу. А продавались баранки исключительно по пятницам. И занимались этим девушки-красавицы, которые за каждую баранку целовали покупателя через «дырку от бублика».
Валдайские баранки славились по всей России! Великий Пушкин писал как-то в письме Соболевскому:
У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай.
А чего скорей? Сам-то Александр Сергеевич скорей не уезжал.
Он часто останавливался на постоялом дворе в доме 43 на Посадской. И, вообразите себе, дом этот до сих пор стоит!
И мы с подругой отправились его смотреть. Как и остальные памятники архитектуры регионального значения.
И мы пошли на Народную. И увидели эти дома. И зрелище было настолько душераздирающим, что слёзы наворачивались на глаза, при виде этих «памятников».
Для меня дом – живое существо. Брошенный дом – это всегда боль и тоска.


А вот и дом, в котором останавливался солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин.
Сейчас на это историческое событие ничего не указывает. Вообще ничего. И только самые пытливые и любознательные, представляют себе, как Александр Сергеевич, купив у красной девицы связку баранок и расцеловав её в сахарные уста, сидел перед окошком и чай пил. С малиновым вареньем.
И в окошко это маленькое смотрел. И улицу Посадскую…

Но я надеюсь, что забвение не уничтожит домик Пушкина.
Что найдётся и спасёт его добрая душа и в этих стенах, которые Пушкина помнят, закипит новая жизнь.
И будут в этом доме останавливаться усталые путники, будут покупать знаменитые валдайские баранки, пить чай, вспоминать Пушкина и смотреть в маленькое окошко!

Кроме убитых временем и равнодушием домов, на Народной ещё и тротуары все перекопаны. Это как бы идёт благоустройство улицы. Как бы. Потому что кроме вздыбленной земли и ограждений никаких следов работ по благоустройству нет.
И я с печалью смотрела на колоритную достопримечательность Валдая и думала, что с новыми тротуарными плитками эта улица будет выглядеть ещё ужасней. Ещё глумливее.

И, как модно сейчас говорить, вишенкой на торте улицы Народной стало пафосное здание с колоннами, портиками и прочими антаблементами, которое я сдуру приняла за резиденцию сами знаете кого.

Так вот. Это бассейн. Да. Бассейн.
Не для валдайцев, не для глубинного, так сказать, народа.
Глубинный народ пусть так и сидит там, на своей глубине. Сидит и молчит. И не мешает тем, кто на поверхности величие и славу добывает.
Это бассейн для больших спортсменов, для олимпийских победителей и чемпионов, для проведения всероссийских соревнований и тренировочных мероприятий.
Многофункциональный спортивный центр построен на средства Фонда поддержки социальных инициатив Газпрома. Строительство центра завершилось в феврале, но он до сих пор закрыт.
Построен, оснащён, и закрыт. Великолепно обустроенная территория вокруг сооружения обнесена заградительными лентами, шлагбаумами. Прохода нет! Вход запрещён!
И стоит одинокий бассейн в стиле сталинского ампира, высокомерно посматривая на несчастные развалюхи, облепившие его со всех сторон.
Нет, вру, с одной стороны сталинский вампир смотрит на собственное отражение в воде Валдайского озера.

А с другой стороны, со стороны улицы Народной, на бассейн таращат испуганные окна-глаза покосившиеся дома. Бывшие особняки бывших купцов, приносивших уютному городку Валдай деньги и славу, почёт и уважение.

Но на этом мои впечатления от Валдая не закончились. В следующем посте они продолжатся. Валдай – город маленький, но пищи для ума даёт много!
|
</> |