Вакцина-плацебо от Роспотребнадзора_Начало

топ 100 блогов storm10021.02.2021 Вакцина-плацебо от Роспотребнадзора_Начало 756014682014945-1152x768
Вакцина ЭпиВакКорона. Фото: пресс-служба Роспотребнадзора / Агентство «Москва»


18 февраля в России поступила в гражданский оборот вакцина от коронавируса «ЭпиВакКорона», созданная в Новосибирском научном центре «Вектор» Роспотребнадзора. Создатели вакцины утверждают, что она обладает 100-процентной эффективностью и полным отсутствием побочных эффектов, что позволяет безопасно прививать ею самые уязвимые группы населения: пожилых людей и хронических больных. Но ученые-биологи из России и других стран заявляют, что вакцина от «Вектора» — это пустышка, которая не содержит ничего, что способно выработать защитные антитела от коронавируса. Кроме того, все, что связано с этой вакциной, абсолютно непрозрачно и неконтролируемо: начиная от самих научных разработок и заканчивая сырьем, из которого производят вакцину.

Если это действительно так, то перед нами разворачивается самая крупная медицинская афера.

Вакцина, о которой ничего не известно

«В России все секрет, но ничего не тайна», — авторство этого афоризма приписывают многим, начиная с императрицы Екатерины II. Но кто бы ни произнес его первым, оно исключительно точно описывает все сферы нашей российской действительности. И отечественное здравоохранение, к сожалению, тоже.

Первая российская вакцина от коронавируса «Спутник V», созданная в Центре имени Гамалеи, подверглась мощной критике международного научного сообщества, да и среди обычных граждан доверия к ней было не много, прежде всего, из-за недостатка информации об ее безопасности и эффективности. И это нормальная реакция, так как до сих пор нет полного отчета о клиническом исследовании этого препарата, хотя массовая вакцинация россиян «Спутником V» официально началась 18 января 2021 года (а неофициально еще раньше). Но лишь 2 февраля в научном рецензируемом журнале The Lancet были опубликованы промежуточные результаты третьей фазы КИ этой вакцины; до этого информацию о безопасности и эффективности «Спутник V» нам сообщали лишь в пресс-релизах Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), финансировавшего эту разработку, остальное приходилось выяснять окольными путями, например, из «народного исследования», которое ведут в Telegram добровольцы до сих пор продолжающейся 3-й фазы клинических испытаний «Спутник V».

Но, как известно, все познается в сравнении. Сейчас на финишную прямую вышла вторая российская вакцина от коронавируса «ЭпиВакКорона», созданная в Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора, ее собираются запустить в массовый оборот в марте этого года. Но до сих пор о ней не известно ничего.

Это не оговорка. Конечно, на сайте Роспотребнадзора висит красивая презентация вакцины, периодически в СМИ появляются сообщения о ее потрясающей эффективности и полной безопасности, достигающих нереальных 100%. Но для науки эти победные релизы — пустой звук. По общепринятым международным стандартам безопасность и эффективность каждого нового лекарственного препарата, и тем более вакцины, должны быть доказаны в результате доклинических (в пробирке и на животных) и трех фаз клинических (на людях) испытаниях, задокументированных и доступных для специалистов, чтобы каждый заинтересованный человек, глядя на данные этих испытаний, мог составить собственное мнение о качестве нового препарата.

Так вот, несмотря на то, что вакцина от «Вектора» уже допущена в гражданский оборот, а вскоре начнется массовая вакцинация «ЭпиВакКороной», о ней до сих пор нет никаких доступных данных, даже о результатах исследования новой вакцины на животных, даже о тестах, проводимых в пробирках на самом первом этапе создания нового препарата. То есть с точки зрения доказательной медицины о вакцине «ЭпиВакКорона» не известно абсолютно ничего.

«Она была зарегистрирована и внедряется в гражданский оборот вообще “абсолютно голой”. У разработки, кроме объявлений в прессе, нет ничего, ни публикаций, ни окончания хоть одной фазы КИ, ничего в квадрате. Даже согласно российским законам, которые мягко разрешают произвести регистрацию вакцины и внедрение ее в гражданский оборот после окончания всего лишь первых двух фаз испытаний, эта вакцина зарегистрирована быть не должна. В реальности она не только зарегистрирована, но и внедряется в массы. Когда законодательство не работает, мне это не удивительно. Удивительно, когда оно не работает у всех на глазах и в таком большом масштабе», — с возмущением пишет в фейсбуке молекулярный биолог из США Ольга Матвеева.

Вакцина-плацебо от Роспотребнадзора_Начало image1
Иллюстрация из статьи Ольги Матвеевой в газете «Троицкий вариант»


На этом фоне «Спутник V» Центра имени Гамалеи с его двумя промежуточными публикациями в The Lancet, конечно же, выглядит потрясающе выигрышно! И те научные скептики, которые пытаются обсудить недостатки, недочеты и «темные места» этих публикаций, вызывают раздражение и негодование у своих же коллег, приводящих «Спутник V» в качестве примера прозрачности и доказательности.


Патент на «большую научную непрозрачность»

Единственный доступный документ, содержащий информацию о вакцине, созданной в ГНЦ «Вектор», — это полученный «Вектором» патент на вакцину, опубликованный 7 декабря 2020 года в бюллетене Роспатента .

Вакцина-плацебо от Роспотребнадзора_Начало image3
Первая страница патента на вакцину «ЭпиВакКорона»


Авторами изобретения указаны 12 человек, преимущественно это руководство ГНЦ «Вектор»: гендиректор «Вектора» Ринат Максютов и две его заместительницы Елена Гаврилова и Елена Нечаева, Елена Даниленко — директор Института медицинской биотехнологии (филиал «Вектора»), еще несколько заведующих отделами, и, конечно, оба Рыжиковы, отец и сын. Рыжиков Александр Борисович, заведующий отделом зоонозных инфекций и гриппа ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», кандидат биологических наук, официально является руководителем группы, разработавшей вакцину; его сын Рыжиков Евгений Александрович — учредитель и директор ООО «ЭПИВАК», фирмы, именем которой названа вакцина, что позволяет предположить, что там вакцину и создали. Правда, раньше ООО «ЭПИВАК» специализировалась на создании вакцин для животных.

Среди авторов патента есть также некая Попова Анна Юрьевна, полная тезка главы Роспотребнадзора и главного государственного санитарного врача Российской Федерации. В любой стране, где чиновники не являются особой кастой, такой конфликт интересов привел бы, как минимум, к отставке руководителя Федерального надзорного ведомства. У нас же на это обратили внимание единицы, а последствий не будет никаких, кроме государственных наград. Кстати, все авторы патента, кроме Поповой А. Ю., уже получили награды от президента. Видимо, как раз Попова их и вручала, не могла же она вручить награду самой себе, это выглядело бы уже совсем неприлично.

Но главное в патенте не список авторов, а описание самого изобретения. Суть его, если совсем коротко, состоит в том, что авторы изобретения выделили из полноразмерного шиповидного белка коронавируса (S-белок, функция которого — «прицепиться» к рецептору на человеческой клетке и обеспечить последующее слияние вирусной частицы с клеточной мембраной. — «МБХ медиа») семь маленьких кусочков — пептидов — их они и запатентовали, и три из них вошли в вакцину, состоящую из синтезированного в кишечной палочке белка-носителя и «пришитых» к нему трех видов химически синтезированных пептидов. И эту комбинацию авторы вакцины считают абсолютно безопасной, но при этом обладающей «100% иммунологической эффективностью».

Но как раз эффективность этой комбинации вызывает у ученых биологов очень серьезные сомнения. Молекулярный биолог Ольга Матвеева одна из первых обратила внимание на «кота в мешке», которого Роспотребнадзор презентует в качестве безопасной и эффективной вакцины, не имеющей побочных эффектов и противопоказаний, и поэтому доступной даже самым уязвимым группам риска.

«Меня заинтересовал состав и принцип работы “ЭпиВакКороны”, потому как меня в целом интересует тематика разработки вакцин против коронавируса, — рассказала Ольга Матвеева в комментарии для “МБХ медиа”. — Идея использовать пептиды и нуклеокапсидный белок вируса в качестве носителя, которую я восприняла из соответствующего патента, мне показалась оригинальной и многообещающей. В результате я стала следить за этой разработкой и сообщениями в прессе. Потом я познакомилась с представителями добровольцев — участников клинических испытаний “ЭпиВакКороны”, которые хорошо разбираются в иммунологии. Так у меня собралось достаточно много информации об этой вакцине, которую я оформила в виде статьи в “Троицком варианте”».

Первоначальные ожидания Ольги Матвеевой от разработки «Вектора» не оправдались. «Когда вакцина начала выпускаться и презентоваться, о ней говорили как о дающей меньше побочных эффектов, и о том, что она будет безопасна для тех, кому противопоказан “Спутник”. Не исключено, что “ЭпиВакКорона” действительно не дает побочных эффектов, но все-таки самое главное в вакцине — это ее способность защитить от заболевания. Про это свойство “ЭпиВакКороны” для людей нам ничего не известно. Вместо заявленной 100-процентной эффективности мы пока что имеем большую научную непрозрачность», — утверждает молекулярный биолог в своей статье.

«Способность вакцины вызывать производство нейтрализующих антител часто используется как первый (хотя и грубый) критерий оценки ее эффективности. Поэтому хотелось бы знать, каковы титры антител на шиповидный белок у добровольцев — участников клинических испытаний. Пока что эти участники жалуются на отсутствие или очень маленький титр выявляемых антител», — пишет Ольга Матвеева. Она добавляет, что многочисленные экспериментальные работы (в статье она приводит их список) показывают, что почти все пептиды, описанные в патенте «ЭпиВакКороны», расположены в тех фрагментах S-белка, на которые у человека в принципе не могут образоваться нейтрализующие вирус антитела. Поэтому, резюмирует Ольга, отсутствие антител у добровольцев или их малое количество согласуется с литературными данными.

«Иногда, хотя и крайне редко, даже при отсутствии антител человек справляется с инфекцией исключительно с помощью клеточного ответа, — пишет Ольга Матвеева. — Но обычно пептидные вакцины, тем более с добавлением гидроксида алюминия в качестве адъюванта (вещества, усиливающего иммунную реакцию), все же хуже провоцируют клеточный иммунный ответ. Пока мы мало знаем про способность “ЭпиВакКороны” стимулировать Т-клеточный ответ».

Ольга Матвеева уверена, что эта вакцина «нуждается в доработке и не готова к внедрению в гражданский оборот».

Вакцина-плацебо от Роспотребнадзора_Начало image2
Иллюстрация из статьи Ольги Матвеевой «”ЭпиВакКорона”: что мы знаем и чего не знаем»


Антитела от «ЭпиВакКороны» находит только тест-система «Вектора»


Участники 3-й фазы клинических испытаний, которых упоминает Ольга Матвеева, уже по традиции объединились в группу в Telegram, чтобы сообща разобраться с возникшими у них вопросами. Они самостоятельно сдавали тесты на наличие антител в разных лабораториях, и выяснилось, что после вакцинации «ЭпиВакКороной» антител на тот самый шиповидный S-белок, который прежде всего участвует в процессе заражения клеток организма вирусом SARS-CoV-2, нет ни у кого.

Вакцина-плацебо от Роспотребнадзора_Начало image7
Скриншот из телеграм канала «ЭпиВакКорона новости»


Среди участвующих в испытании добровольцев есть молекулярные биологи, и они не только начали делиться своими опасениями с коллегами, но и задавать вопросы разработчикам из «Вектора». От имени всей группы они написали коллективное открытое письмо, адресованное Минздраву, Роспотребнадзору, «Вектору» и другим ведомствам. В письме они, в частности, пишут: «Мы самостоятельно и за свой счет проверяем у себя уровень антител, однако все полученные результаты ниже референсного значения. “Вектор” утверждает, что определить нужные антитела можно только их тест-системой, но держит ее в тайне. В такой ситуации возникают сомнения в эффективности вакцины у многих участников исследования и у тех, кто уже успел получить вакцину в рамках гражданской вакцинации. 33% от числа документально подтвердивших свое участие в исследовании сдали такие тесты, и у всех получены отрицательные анализы на антитела (против коронавируса)».

Но и особая тест-система «Вектора», которую разработчики вакцины предоставили участникам клинического испытания, показала низкий уровень антител.

14 февраля участники группы опубликовали результаты этих тестов:

Вакцина-плацебо от Роспотребнадзора_Начало image6
Скриншот из телеграм канала «ЭпиВакКорона новости»


2 февраля 2021 года по инициативе добровольцев 3-й фазы КИ состоялась встреча активистов закрытого сообщества в Telegram с представителями Роспотребнадзора и ГНЦ «Вектор». В сети выложен протокол этой встречи, после которой вопросов у активистов меньше не стало, а недоумение усилилось.

Молекулярный биолог Маргарита Романенко, кандидат биологических наук, научный сотрудник Университета Миннесоты и Новосибирского государственного университета, считает тот факт, что «Вектор» тестирует участников эксперимента своей особой тест-системой (она и добровольцы называют ее «игрушечной»), совершенно не оправданным с научной точки зрения.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Звонит мне товарищ из Белоруссии:  «Илья, я к тебе на дачу приеду, поживу месяцок?!» Нормально? «Месяц?! – спрашиваю, пребывая в легком шоке. – А что случилось-то?!» «У ...
Ещё один православный священнослужитель - протоиерей Александр Ильяшенко - ...
Назначение Саакашвили губернатором Одесской области - это, конечно же, впечатляющая новость. Сопоставимая, разве что, с отставкой Коломойского. В этом и основная цель назначения - затмить и переключить внимание. К Саакашвили у нас относятся хорошо, все восхищаются грузинскими реформами, но ...
Про свадьбу то понятно, видимо женщинам это и правда нужно, но я не об этом, а о ритуале предложения руки и сердца. Вам это действительно необходимо? Если да, то какова причина, неужели не хватает общих знаков внимания, любви и помощи, нужен какой то определенный акт? ...
Что делать с томатной пастой в пакете? Пакет, кажется, тетрапаковский, если это имеет значение... А сама паста ...