Важнейшее из искусств

Осознавать весь актуальный миг своего присутствия здесь-и-сейчас целиком – и немыслимо, и разрушительно: он обрушится на тебя всей своей тяжестью и раздавит, переполнит тебя всем своим избытком и разорвёт. – Искусство неполноприсутствия, ускользания от требующего тебя к немедленному присутствию и самоотдаче, – важнейшее искусство или одно из важнейших; природа его ближайшим образом защитная (сказала бы и сильнее: спасительная), но не только: совершенно необходимо оставлять в себе место для другого (по моему разумению, вообще чем больше, тем лучше. Для разного рода адаптированных, адаптируемых инаковостей).
(Вообще давно имею ту мысль, согласно которой защитна природа культуры в целом: она – система уловок и увёрток: от напирающего и требующего, от разрушающего, отрицающего, недопускающего.)
Поняла также (очередной раз, ха-ха-ха), что совсем не хочу «кульминаций» - как называет это ныне рецензируемый Михаил Эпштейн с соавтором Сергеем Юрьененом*, - точек максимальной фокусированности и концентрации, - хочу размытого фона жизни с минимумом фигур на нёи: он даёт наибольшую свободу. Собственно, один только он её и даёт.
*имеется в виду книга: Михаил Эпштейн, Сергей Юрьенен. Кульминации: О превратностях жизни. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – (Критика и эссеистика)
|
</> |