Погружение в воду: о проясняющих метафорах
egy-ember — 28.06.2024А вечер похож на тихую речную воду – в которую так счастливо, так освободительно погружаться. Конечно, он одной природы с нею – и всей кожей чувствуешь в вечернем воздухе единство образующего мир вещества.
Уж конечно, затем надо было плавать в детстве в разных водоёмах, большею частью пресноводных (московский летний вечер – он именно такой, пресноводный, без морских напирающих концентраций), и сохранять об этом телесную, мышечную память – чтобы понимать такие штуки (вот эту телесную чувствуемость явно же метафизического), чтобы это плавание
(это погружение в воду – в Клязьму ли, в «карьер» ли, до которого долго-долго надо было идти через лес от челюскинского дома –
ах, Челюскинская, сине-зелёный, зелёно-синий перезвон прозрачных мелких льдинок твоего имени; ах, голубой – дребезжащий, плещущий, с острыми солнечными осколками звон имени «Клязьма», - вы были лучше всего остального. И крепко-синее, с тёмно-красным вкраплением, упругое, сопротивляющееся слово «карьер». Карьер-барьер, то, обо что бьёшься, что препятствует, что надо преодолевать. - Вы и остались лучше всего остального. Синий, зелёный, голубой во всей полноте своих оттенков – цвета начала жизни. Мудрено ли, что потом так жадно хотелось красного, оранжевого, охристого, винного, вишнёвого – огневого, пламенного противовеса водно-воздушной, глубоко-прохладной медленности начала.)
- плавание это, которое тогда никакой чрезвычайной радости не доставляло и выполнялось скорее по обязанности («надо», «все так делают»), хотя в целом было приятно, но я бы легко без него обошлась, - теперь, жизнь спустя, встаёт в весь свой невидимый тогда рост, распрямляется – и оказывается, что это живая метафора, собирающая, проясняющая – для разных областей жизни, с ним как будто совсем не связанных. Действие-ключ.
То же относится и к музыкальным занятиям – в рамках совсем уже чистого принуждения, переживавшимся в детстве как мучительно-бессмысленные, забирающие жизнь и ничего не дающие взамен, как совсем-не-моя-история: оказалось, что источник проясняющих метафор – и они.
|
</> |