Вагон-ледник - от масла до мамонта
honzales — 25.08.2025
Этот экспонат музея железных дорог России в Санкт-Петербурге [1] заинтересовал меня сразу - как своим внешним видом, так и надписями.

Надпись на полу перед вагоном гласила - "Изотермический вагон-ледник ОМС В47025.
Вагон-ледник для перевозки сибирского масла, годы выпуска 1900 - 1918".
Разумеется, интересно посмотреть на этот вагон не только
снаружи, но и изнутри...

Наиболее раннее упоминание в прессе об использовании
вагонов-ледников, которое мне удалось обнаружить, появилось в
газете "Русский инвалид", в № 202 за13 сентября 1880
года [2]:
О прибывшемъ 10-го сентября [1880 г.] въ Петербургъ изъ Козлова вагонѣ-ледникѣ съ грузомъ вполнѣ сохранившагося свѣжаго мяса, газета «Берегъ», между прочимъ, сообщаетъ слѣдующія подробности:Стеллажи и бочки с продукцией внутри вагона:
прежде всего былъ нагруженъ ледъ въ два резервуара, всего около 50-ти пудовъ. Въ каждый резервуаръ было всыпано по одному пуду соли. Передъ нагрузкою мяса температура внутри вагона была +5° по Реомюру [+6.25°C]. Самый процессъ нагрузки мяса продолжался не болѣе получаса. Затѣмъ вагонъ былъ запломбированъ и ни разу не открывался во все время пути въ продолженіе двухъ съ половиною сутокъ.
По наружномъ осмотрѣ вагона, онъ былъ открытъ и не далъ никакого запаха, кромѣ присущаго вполнѣ свѣжему мясу. Температура оказалась +6° по Реомюру [+7.5°C] .
Льду въ резервуарахъ осталось еще около 10-ти пудовъ. Изъ всего мяса 310 пудовъ только восемь штукъ поросятъ нѣсколько попортились, хотя и не издавали запаха. По мнѣнію мясоторговцевъ, поросята слишкомъ нѣжны для перевозки и кромѣ того отпариванье ихъ располагаетъ къ скорей порчѣ. Почки отъ скота, убитаго 6 дней тому назадъ, вполнѣ сохранились. Проба мяса въ приготовленномъ видѣ была произведена тутъ же въ вокзалѣ. Первый опытъ показалъ, что вагонъ-ледникъ нуждается въ нѣкоторыхъ незначительныхъ, впрочемъ, измѣненіяхъ и приспособленіяхъ. Провозъ мяса обошелся по 40 коп. съ пуда.

"Русский инвалид" в № 227 за 15 октября того же 1880 года [3] продолжал знакомить читателей с опытами по перевозке мяса вагонами-ледниками:
13-го октября, въ 7 часовъ утра, съ товарнымъ поѣздомъ Николаевской желѣзной дороги прибылъ въ Петербургъ вагонъ-ледникъ съ битымъ мясомъ изъ Оренбурга.
По открытіи вагона, находящееся въ немъ мясо, но общимъ отзывамъ, оказалось вполнѣ сохранившимся. Вагонъ находился въ пути 7½ сутокъ. Температура внутри вагона во всю дорогу держалась -1° по Реомюру [-1.25°C] .
Возможно, что в первые десятилетия вагонов -ледников было мало, и использовались они для перевозки других продуктов, помимо мяса (например, масла), и только почти через 20 лет их начали приспосабливать для перевозки мяса.


В частности, в "Альбоме чертежей подвижного состава железных дорог, экспонированного на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г." во 2-й его части [7], посвященной подвижному составу, представлено несколько вагонов - ледников.
На с.168 упомянутого альбома представлен трехосный вагон-ледник для перевозки мяса Нижегородской железной дороги:

На с.172 - также трехосный вагон - ледник Юго-Восточной железной дороги:

На с.175 альбома [7] представлен четырехосный вагон-ледник для перевозки мясаКурско-Харьковско-Севастопольской железной дороги:

С.177 Альбома представляет вагон-ледник на оригинальных трехосных тележках Финляндской железной дороги:

Юго-западная дорога выставила вагоны-ледники... Вагонъ-ледникъ имѣетъ въ средней части большое помѣщеніе для льда въ количествѣ около 10 пудовъ, который набивается сквозь крышу; образующаяся отъ его таянія вода отводится особыми трубками сквозь полъ вагона. Изъ этого ледянаго помѣщенія, въ оба боковыя отдѣленія, гдѣ на крючкахъ развѣшивается мясо, продѣланы отдушины; для того же, чтобы внутренность вагона не нагрѣвалась солнцемъ, всѣ стѣнки его сдѣланы двойными и въ промежуткахъ наложены древесныя опилки.
О широком использовании к концу века вагонов-ледников пишет газета "Сибирская жизнь", издававшаяся в Томске, в номере №194 11 сентября 1898 года [8]:

В связи с тем, что строительство их велось без плана отдельными дорогами и частными владельцами, насчитывалось около 20 различных типов вагонов-ледников.
Обратите внимание на красную надпись на вагоне:

Вагон-ледник "годен для перевозки всех скоропортящихся грузов", и один из ярчайших примеров этого мне удалось обнаружить в № 11 журнала "Пионер" за 1936 год [11], в котором шла речь об обнаружении в августе 19010 года на одном из притоков Колымы - реке Березовка - замороженной туши мамонта, впоследствии получившего наименование "Березовский мамонт":
Его голова торчала из земли. Один бивень вывалился сам собою и лежал около. Другой бивень был отрублен раньше и увезен. Его потом купили за 150 рублей и вставили на место. Кожа на голове расползлась и свалилась вниз вместе с остатком хобота, а конец его был с’еден зверями. Почти голый череп торчал наружу. Видны ‘были две согнутые передние ноги. Мамонт как будто старался вылезть из земли. Пришлось отогревать землю вокруг мамонта, иначе его нельзя было бы зыкопать из мерзлой земли.Ойген Вильгельм Пфиценмайер (слева), Отто Герц (справа) и Берёзовский мамонт на месте обнаружения, 1901 г. (фото - Wiki):

С трудом откопали [Березовского] мамонта, но откопать — это была только половина дела: нужно было везти его в Петербург. Экспедиции трудно было добраться до мамонта. А теперь нужно было не только ехать назад самим, но еще везти с собой огромного мертвого слона.Сейчас этот чучело уже не единственное в мире, каковым оно было в 1936 году, но я с огромным удовольствием (и почтением) посмотрел на него "живьём" в Зоологическом музее РАН в Санкт-Петербурге, не подозревая еще тогда, что этот экспонат так тесно связан с одним из экспонатов Железнодорожного музея ;)
Зимой в тех местах ездить легче. Можно по всем болотам проехать на санях. Экспедиция купила 18 оленей и 9 саней-нарт. Мамонта разрубили на части, просолили, чтобы он не испортился, и куски его трупа запаковали в оленьи кожи. В таком разобранном виде мамонт поехал на оленях до Якутска, далыше его везли до железной дороги в Иркутск на семи тройках лошадей. В Иркутске мамонта погрузили в вагон-ледник, и в мае 1902 года он благополучно прибыл в Петербург. Экспедиция проездила 11 месяцев.
В Академии наук сшили все куски кожи мамонта и сделали чучело, которым и сейчас гордится Зоологический музей Академии наук. Под огромным стеклянным колпаком сидит мамонт в том виде, как его застигла смерть на далекой Березовке. Это чучело мамонта — единственное в мире, и ученые из всех стран приезжают с почтением взглянуть на него.

Так что среди множества грузов, перевезенных за 160 с лишним лет вагонами-ледниками по российским железным дорогам, был и такой интересный груз.
Газета "Коммерсант" в №271 от 5 июля 1910 [9] сообщает о начале регулярных рейсов вагона-ледника из Москвы в Кисловодск и обратно:
Начиная съ 6 іюля, одинъ разъ въ недѣлю, изъ Ярославля въ Кисловодскъ будетъ отправляться вагонъ-ледникъ для перевозки скоропортящихся продуктовъ, каковой ледникъ по московско-кур. ж. д. будетъ отправляться изъ Москвы въ ночь со вторника на среду съ товаро-пассажирскимъ поѣздомъ No 9, отходящимъ въ 12 ч. 20 м. ночи.

"Коммерсант" 14 марта 1916 в №1859 [10] пишет о попытке стандартизировать тип вагона-ледника для перевозки мяса:
Во вторникъ, въ Петроградѣ, подъ предсѣдательствомъ товарища министра путей сообщенія Н. Л. Щукина, состоится совѣщаніе по вопросу выработки типа «вагона-ледника» для перевозки мяса. На это совѣщаніе выѣхалъ секретарь московскаго холодильнаго комитета инженеръ М. Т. Зароченцевъ.
Еще немного истории вагонов-ледников из книжки "Изотермический Подвижной Состав" 1972 года [12]:
Советской власти достался парк изотермических вагонов, количественно недостаточный, конструктивно несовершенный, многотипный и к тому же сильно разрушенный. Поэтому примерно до 1926 г. в основном пришлось его восстанавливать.
В 1926 г. Брянский паровозостроительный завод начал серийную постройку четырехосных вагонов-ледников грузоподъемностью 28,5 т с деревянным каркасом’ кузова, металлической рамой с хребтовой балкой (рис. 51).
В качестве теплоизоляции кузова применялась пробка с прослойками фанеры, а для влагоизоляции — руберойд. Вагоны были оборудованы двойными металлическими решетчатыми карманами общей емкостью 3,75 т льда.

Источники:
1. Музей железных дорог России ,
Санкт-Петербург - Изотермический вагон-ледник ОМС В47025
2. Русский инвалид. 1880 № 202 13
сентября 1880
3. Русский инвалид. 1880 № 227 15
октября 1880
4. Нива - Т. 29 - 1884, № 2, сс. 44,
46
5. Русский инвалид. 1893 № 156 18 июля 1893
6. КАТАЛОГЪ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПЕРВОЙ ВСЕРОССІЙСКОЙ ГИГІЕНИЧЕСКОЙ
ВЫСТАВКИ -1893
7. Альбом чертежей подвижного состава
железных дорог, экспонированного на Всероссийской выставке в Нижнем
Новгороде в 1896 г. 2 часть, с.168-177
8. Сибирская жизнь. Томск, 1898 №194 11
сентября 1898
9. Коммерсант, 1910 №271 5 июля
1910
10. Коммерсант, 1916 №1859 14 марта
1916
11. Пионер. 1936, № 11
12. И.Н. Яковлев, М. М. Шаповаленко. Изотермический Подвижной Состав,
Изд. Транспорт, 1972
13. Зоологический музей РАН, Санкт-Петербург - Березовский мамонт
Фотографии - мои собственные.
|
|
</> |
Сравнение энергозатрат при добыче разных монет
"Я помню как освободили Мариуполь"
Без названия
И о моде...
Суровые сибирские зайцы
Depeche Mode «In The End» (2025). Про что песня, посвящённая никому
Конкурс знатоков кинов
"Хроники русской революции" или стёб господина Кончаловского над простым
Повышение утильсбора в России отложили до 1 декабря, но дальше п****ц.

