В зимней Гатчине. Февраль 2023.

Не все знают и даже догадываются в честь кого она получила такое название. И возможно это обстоятельство уберегло ее в XX веке от переименования и в конечном итоге забвения.
А названа она была в честь Великой княжны Татьяны, второй дочери последнего русского императора. Она тоже была зверски убита вместе со всеми в Екатеринбурге, когда ей был всего 21 год.
Изначально в XIX веке, при строительстве Варшавской железной дороги от Петербурга на Варшаву, в городе Гатчина такого полустанка не было, все поезда останавливались на станции Гатчина-Варшавская, которая стоит буквально в полутора километрах южнее.
Платформа на главном ходу со стороны Пскова и Двинска, появилась в Гатчине в самом начале военного 1916 года, когда город захлестнула волна раненных, постоянно в массовом количестве прибывающих с фронта.

2. Это был тяжелый период войны для России. Только что закончился 1915 год, год великого отступления.
Станция Гатчина-Варшавская не справлялась с потоком раненных, которых еще надо было везти со станции в другую часть города.
Вот тогда-то Великая княжна Татьяна, которая была главой комитета по сбору пожертвований и сестрой милосердия, поставила вопрос о сооружении в Гатчине дополнительной платформы для выгрузки.
Место было выбрано севернее главной станции Гатчина-Варшавская, напротив нынешней улицы Радищева (Константиновской).
В начале 1916 года платформа была наконец построена и названа в честь своей основательницы – "Татьянино". До самой революции сюда по Варшавской железной дороге с русско-германского фронта прибывали санитарные поезда. А с 1917 года платформа "Татьянино" стала выполнять пассажирские функции. Причем к центру города она расположена гораздо ближе чем два городских вокзала города Гатчина.
Название "Татьянино" чудом пережило эпоху СССР

3. Гатчина - очень крупный райцентр Ленинградской области, население 97 тысяч человек. Город туристический и славится также дворцом и двумя парками, куда из Петербурга постоянно приезжают экскурсии.
Развита промышленность. Гатчина - крупный жд узел Октябрьской дороги, имеет два вокзала.
От Петербурга город расположен в 45 километрах к югу.

4.

5. Улица Радищева (Константиновкая). Тут в основном скучная советская послевоенная застройка. Видимо до войны здесь было много деревянных домов.

6.

И вот сюрприз.
7. Полуразрушенный католический костел, который стоит в Гатчине недалеко от платформы "Татьянино". Крайне необычное зрелище конечно, вокруг советские блочные пятиэтажки и посреди них остов довольно крупной Римско-католической церкви 1911 года постройки. Закладка каменной Римско-католической церкви в городе Гатчине была совершена в 1906 году. Строилась она по проекту гражданского архитектора Льва Петровича Шишко. Строительство продолжалось с перерывами до 1911 года.
Церковь была торжественно освящена 13 ноября 1911 года во имя Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Кармелитской) и приписана к католическому собору Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. Этот храм сильно пострадал еще в войну и его восстановлением никто толком никогда не занимался.

8.

9.

10.

11.

12.

13. Центральная улица Гатчины - Соборная (При СССР - Советская). Сделана пешеходной.
Сохранилось много старых зданий, но и советских в центре города достаточно.
Видимо город сильно пострадал в войну.
Уютненько здесь, но во много ощущается, что это уже не Санкт-Петербург, а Ленобласть. Не везде благоустройство на петербургском уровне.
Улицу Соборную венчает собор Святого апостола Павла, построенный в 1852 году, который в XX веке закрывался только на короткий срок и прекрасно сохранился. Сейчас он полностью закрыт на реставрацию и его не видно.

14.

15. Собор Святого апостола Павла. Она идет уже довольно долго.

16.

17.

18.

19.

20. История топонимики Гатчины на местных табличках. Интересная штука - чего только не прочитаешь. Да и сам город менял название несколько раз.

21.

22.

23. Главная магистраль города Гатчины. Когда-то, когда автомобилей было еще мало, шоссе на Псков и Киев проходило здесь, прямо через город.

24. "В 1896 году в связи со 100-летием Гатчины стал называться «Проспект Императора Павла I». В 1917 году проспект был вновь переименован в Большой, а в 1922 году получил нынешнее название — проспект 25 Октября.
В 1992 году была создана комиссия по возвращению исторических названий улицам Гатчины. Она приняла решение о целесообразности возвращения проспекту имени Императора Павла I, однако Глава Гатчины не утвердил данное решение и проспект сохранил советское название."

25.

26.

27.

28. Здание полицейского управления. 1868.

29. Здание построено в 1908 году для Гатчинской телефонной станции.

30. Еще одним украшением центра Гатчины является очень высокий и красивый Покровский собор, построенный в 1914 году.
Из-за его высоты его видно практически из любой точки города.

31.

32.

33. Старая ограда.

34. Дом Дворцового правления, построен в 1860-е годы.

35.

36.

37.

38. Дом культуры 1932 года постройки.

39. Можно подумать, что здание XIX века.

40.

41. Адмиралтейские ворота - ворота Дворцового парка. 1796.

42. Низина где протекает ручей приток Ижоры, который является частью сложной гидросистемы Гатчинских озер.
Ее украшает мост с кордегардиями. 1794 год.

43. С моста виден дворец в Приоратском парке города Гатчины. Расположен южнее главного Дворцового парка.
Построен в 1799 архитектором Н. А. Львовым

44.

45.

46. Невиданное нашествие чаек, прилетевших в Гатчину с Балтийского моря, а это около 50 километров, наблюдалось в тот день на прудах в Дворцовом парке. Не видел еще такого. В какой то момент они все с криком поднялись в воздух и это было мощное зрелище. Снимал на зумме с расстояния метров 500.

47.

48.

49. Коннетабль - обелиск и площадь в Гатчине, расположенные на пересечении главной улицы города (проспект 25-го Октября) и Красноармейского проспекта. Идея постройки обелиска возникла у Павла I во время путешествия по Европе в 1782–83 гг.

50. Массивное здание бывших Дворцовых конюшен в Гатчине. Постройка - первая половина XIX века. Расположено рядом с Гатчинским дворцом.
В прошлом веке здание передано Министерству обороны. В нем располагается Центральный Военно-морской архив. Архив подчинен Главному штабу Военно-морского флота России (Минобороны России) на правах отдела.
К сожалению здание доведено до крайне плохого состояния. Такое ощущение, что его нормально не ремонтировали, хотя бы снаружи, с 40-х годов прошлого столетия.

51.

52.

53.

54.

55.

56. Собственно Большой Гатчинский дворец.

57.

58.

Станция Гатчина-Балтийская.
59. Озаборили и отурникетили таки станцию Гатчина-Балтийская. Долго она держалась. Впрочем забор легко обойти. Вот поэтому не пойму - зачем? Тут не Москва, тут контролёры толпами ходят по поездам

60. Старые здания Авиаремонтного завода.

61. Вот тут забора уже нет.

62. Туалет построенный на месте Императорского павильона.

63. Старые станционные постройки.

64. Погреб.

65. Старое пристанционное здание у станции Гатчина-Балтийская. Очень красивое, построенное в начале XX века в модном тогда стиле модерн. Размещалась в нем амбулатория жд станции Гатчина-Балтийская. Год постройки 1913. Тут оказывалась медицинская помощь служащим железной дороги.
Сохранилось даже фото станционного врача. Спасибо одному гатчинскому краеведу Владиславу Кислову, на страничке которого я узнал все это.
Сейчас большая часть дома находится в полузаброшенном состоянии.

66.

67.

68. У здания высажены ели, видимо при постройке. За 110 они конечно существенно выросли, но не настолько, чтобы казаться по настоящему большими деревьями. Помнят эти ели весь XX век и 22 года уже этого столетия. Те кому сейчас хорошо за 50, только родились, а эти ели уже красовались возле станции Гатчина-Балтийская.
Насколько все таки коротка человеческая жизнь по сравнению с жизнью какого то хвойного дерева.

69.

|
</> |