Воронеж. Район авиазавода.
flackelf — 28.02.2023 Много красивой сталинской архитектуры.После того как сумка была определена в камеру хранения на станции Придача, у меня было в запасе целых 4 часа и я отправился гулять по району, где расположен знаменитый Воронежский авиазавод.
Кратко история этих мест. Это левобережье Воронежа, его южная часть, которая расположена между железной дорогой Отрожка - Лиски и рекой Воронеж, а это примерно пару километров.
Историческое название всей местности - слобода Монастырщина.
Железная дорога на юг на Ростов прошла тут еще в 1870 году, но станция Придача появилась на ней только в 1898 году. Вероятно появление станции Придача можно считать датой рождения этого вначале пригорода, а потом и района города Воронеж.
Во время советской индустриализации, районы воронежского левобережья, расположенные вдоль железной дороги, были выбраны для создания тут крупных промышленных зон. Около станции Придача в 1929 году было решено строить очень крупный авиационный завод, с аэродромом, жилым микрорайоном - основательно все как полагается. В довоенном СССР русский город Воронеж считался глубоким тылом, да и республика была РСФСР - самая главная, хребет страны. Кто мог тогда подумать, что враг дойдет до этих мест.
Уже в 1932 году тут взлетели первые самолеты и были построены первые дома нового микрорайона. В 1934 году был построен бетонный Вогрэсовский мост через реку Воронеж, который связал новый промышленный район со старым дореволюционным Воронежем, который располагался на холмах правого берега реки.
К 1941 году, когда началась война, тут уже существовал достаточно солидный жилой район со всей необходимой инфраструктурой, а авиазавод на тот момент приступил к выпуску остро необходимых армии штурмовиков ИЛ-2. Изначально это предприятие специализировалось на самолетах конструкции Туполева и Ильюшина. Эта специализация во многом сохранялась всю историю этого предприятия.
Кстати при СССР с самого начала, Воронежский авиазавод наиболее активно сотрудничал с Харьковским, что было объяснимо, ведь города, фактически - соседи.
В конце 1941 года авиазавод было решено эвакуировать в Куйбышев, на ту самую Безымянку, где я бывал в 20 году.
А в 1942 году противник дошел и до этих мест. Мало того, что немцы заняли основной старый исторический Воронеж на правом берегу, так воспользовавшись развалом нашего фронта, передовой немногочисленный отряд противника 7-8 июля 1942 года, захватив Вогрэсовский мост, прорвался на Придачу. Были немцы и в цехах пустующего авиазавода и совершив ряд подрывов на железной дороге, отступили назад на западный берег, взорвав за собой Вогрэсовский мост. Это была крайняя точка продвижения немцев в городе на реке Воронеж. При СССР об этом старались не вспоминать.
После войны авиазавод и жилой районы воронежского левобережья развивались огромными темпами, как и все в нашей стране. Именно тут в частности строили знаменитые сверхзвуковые ТУ-144, бомбардировщики ТУ-16, первые советские аэробусы ИЛ-86 и многое другое.
1. Самые первые снимки я делал на телефон. Подумалось - режимное предприятие, близость к фронту и все такое. Но потом я стал снимать на нормальный фотоаппарат.
Административные здания Авиазавода (ВАСО) на улице Циолковского. Это если идти со стороны Придачи.
2. Постройка на другой стороне улицы, похожая на довоенную (санчасть, столовая?).
3. Корпус 30-х годов.
4. На площади у главной проходной авиазавода ВАСО установлен памятник штурмовику ИЛ-2.
5.
6. Даже торговый центр на площади называется "Полёт".
7. Остатки трамвайных столбов. Сама площадь довольно крупная и изначально приспособленная под большое количество конечных городского транспорта.
8. Корпус завода выходящий фасадом на площадь.
9.
10.
11. Далее я шел по улице Циолковского в восточном направлении.
Дворец культуры 1948 года постройки.
Пишут, что одно время в 50-е годы, "прямо на входе стояла весьма комичная скульптура - "Ленин беседует с ботинками Сталина". Данная скульптура образовалась после критики культа личности Сталина в 1956 году, когда все практически все изображения и памятники Сталину были уничтожены."
12.
13. Так называемые "Красные дома" пережившие войну, в жилом районе около Воронежского авиазавода. Это самые первые капитальные здания здешнего микрорайона.
14. Старый Парк авиастроителей.
15.
16. Стадион и современная застройка.
17.
18.
19.
20. Пересекающая Циолковского - улица Ленинградская.
21. На Ленинградской уже микрорайон послевоенной постройки.
22. Хорошая добротная такая сталинская архитектура. Еще до постановления "об излишествах".
23.
24. А вот этот дом на Ленинградской 1933 года. Он сильно выделяется.
25.
26. Это уже совсем поздняя сталинка. Год - 1959-й.
27. Современный дом на Ленинградской.
28. А это уже Ленинский проспект - главная осевая магистраль всего воронежского левобережья. Перекресток с улицей Циолковского.
Викимапия пишет, что розовый дом на фото - 1940 года.
29. Дальше я пошел на юг, к Вогрэсовскому мосту.
30. Тут живут авиастроители.
31. Вот этот дом чем-то мне сильно напомнил район Безымянка в Самаре (Куйбышеве). Все советские жилые заводские микрорайоны эпохи 30-60 годов, чем-то сильно похожи.
Уверен, что и в Харькове и в Днепропетровске такого полно.
32. Ленинский проспект.
33. Брежневская многоэтажка 1978 года. Это было время наибольшего расцвета здешней промышленности.
34. Технологический техникум.
35.
36.
37. Очень красивый дом 1941 года постройки. Хорошо, что в основном всё уцелело или подлежало восстановлению.
И что немцы сами в июле 42 года слиняли из этого района, не устраивая тут затяжные уличные бои. Правому берегу Воронежа повезло меньше.
38. Дом построен в 1940 году, восстановлен в 1949 году.
39. Тогда вот подумал. Ведь Воронеж это вполне себе сопоставимый город по населению и размерам, например с той же Казанью, где я был не так давно. Авиазаводы опять же есть в обоих. Но какая все таки разница в благоустройстве, в состоянии старого жилого фонда на окраинах, в организации общественного транспорта, в других вещах. Метро опять же есть в Казани - вполне себе полноценная линия, а в Воронеже даже трамвай угробили. Обидно как то за Воронеж.
40. Сквер имени Василия Шукшина недалеко от Вогрэсовского моста через водохранилище на реке Воронеж.
41.
42.
43. Приметный дом с башней 1940 года постройки, на углу улицы Героев Стратосферы. Местная доминанта. Этот дом немой свидетель трагических событий июля 1942 года. Стоит прямо напротив заброшенного ДК им. Кирова и сквера Шукшина. Правда этот дом немного повредили и потом слегка перестроили.
44. Тут косое пересечение улицы Героев Стратосферы и Ленинского проспекта.
45.
46. Заброшенное здание ДК им. Кирова у Вогрэсовского моста на юге Воронежа. В этом здании в 1964 году состоялся дебют Василия Шукшина как режиссера. Здесь он представил свой фильм "Живёт такой парень".
47. Здание ДК очень большое.
48.
49. Улица называется - Набережная Авиастроителей.
Требует серьезного благоустройства.
50. Пляж на Воронежском водохранилище.
51.
52.
53. Рыбаки на льду Воронежского водохранилища, что на реке Воронеж. Снято в районе Вогрэсовского, самого южного в городе моста.
Хорошо виден силуэт центра Воронежа, который располагается на возвышенном правом берегу реки. В 1942 году именно по реке и прошла линия фронта. Наши войска тогда удержали меньшую левобережную часть города, где находился авиазавод и микрорайон авиастроителей. Кстати, а рыбу из этого водохранилища есть можно, а то я видел в 2016 году в этом водоеме умирающих лещей зараженных глистом.
54. Виден Чернавский (центральный) мост.
55. На той стороне прямо - южная часть правобережной части города.
56.
57. Вот и сам Вогрэсовский мост, восстановленный после войны. В нулевые годы его реконструировали.
58. Теперь возвращаемся к Авиазаводу по улице Героев Стратосферы. Она очень красивая - парадная.
Ведет от Вогрэсовского моста прямо на площадь перед Авиазаводом.
59. Вид на заброшенный клуб с другой стороны улицы. От угла где дом с башней.
60. Тут очень много зданий построенных прямо перед войной, в 1940-41 годах.
61. Улица Героев Стратосферы.
62. Этот дом 1939 года.
63. А этот 1954 года.
64.
65.
66.
67. Угол с улицей Ленинградской.
68.
69. Дом 1939 года.
Вероятно мотоциклисты из отряда 24-й танковой дивизии Вермахта, которые прокатились по этой улице от моста до станции Придача в тот июльский день, были изумлены красотой здешних только что построенных кварталов. Это совершенно не вписывалось в нацистскую пропагандистскую повесточку про "отсталых русских недочеловеков, которые живут в землянках".
В этом месте жили достойно а еще строили самолеты.
70. Школа.
71.
72. Здание 1940 года.
73.
74. Один из самых красивых сталинских домов в этих кварталах, 1939 года постройки.
Здание украшено барельефами на тему "конституции СССР" и "советского народа".
И здание 1940 года. стоящее ровно напротив, где жило руководство Воронежского авиазавода. Улица Героев Стратосферы.
75.
76.
77.
78.
79.
80. Дом 1940 года.
81.
82.
83.
84.
|
</> |