Воронеж. Район авиазавода.

топ 100 блогов flackelf28.02.2023 Много красивой сталинской архитектуры.
После того как сумка была определена в камеру хранения на станции Придача, у меня было в запасе целых 4 часа и я отправился гулять по району, где расположен знаменитый Воронежский авиазавод.

Кратко история этих мест. Это левобережье Воронежа, его южная часть, которая расположена между железной дорогой Отрожка - Лиски и рекой Воронеж, а это примерно пару километров.
Историческое название всей местности - слобода Монастырщина.
Железная дорога на юг на Ростов прошла тут еще в 1870 году, но станция Придача появилась на ней только в 1898 году. Вероятно появление станции Придача можно считать датой рождения этого вначале пригорода, а потом и района города Воронеж.

Во время советской индустриализации, районы воронежского левобережья, расположенные вдоль железной дороги, были выбраны для создания тут крупных промышленных зон. Около станции Придача в 1929 году было решено строить очень крупный авиационный завод, с аэродромом, жилым микрорайоном - основательно все как полагается. В довоенном СССР русский город Воронеж считался глубоким тылом, да и республика была РСФСР - самая главная, хребет страны. Кто мог тогда подумать, что враг дойдет до этих мест.
Уже в 1932 году тут взлетели первые самолеты и были построены первые дома нового микрорайона. В 1934 году был построен бетонный Вогрэсовский мост через реку Воронеж, который связал новый промышленный район со старым дореволюционным Воронежем, который располагался на холмах правого берега реки.
К 1941 году, когда началась война, тут уже существовал достаточно солидный жилой район со всей необходимой инфраструктурой, а авиазавод на тот момент приступил к выпуску остро необходимых армии штурмовиков ИЛ-2. Изначально это предприятие специализировалось на самолетах конструкции Туполева и Ильюшина. Эта специализация во многом сохранялась всю историю этого предприятия.
Кстати при СССР с самого начала, Воронежский авиазавод наиболее активно сотрудничал с Харьковским, что было объяснимо, ведь города, фактически - соседи.
В конце 1941 года авиазавод было решено эвакуировать в Куйбышев, на ту самую Безымянку, где я бывал в 20 году.
А в 1942 году противник дошел и до этих мест. Мало того, что немцы заняли основной старый исторический Воронеж на правом берегу, так воспользовавшись развалом нашего фронта, передовой немногочисленный отряд противника 7-8 июля 1942 года, захватив Вогрэсовский мост, прорвался на Придачу. Были немцы и в цехах пустующего авиазавода и совершив ряд подрывов на железной дороге, отступили назад на западный берег, взорвав за собой Вогрэсовский мост. Это была крайняя точка продвижения немцев в городе на реке Воронеж. При СССР об этом старались не вспоминать.

После войны авиазавод и жилой районы воронежского левобережья развивались огромными темпами, как и все в нашей стране. Именно тут в частности строили знаменитые сверхзвуковые ТУ-144, бомбардировщики ТУ-16, первые советские аэробусы ИЛ-86 и многое другое.

1. Самые первые снимки я делал на телефон. Подумалось - режимное предприятие, близость к фронту и все такое. Но потом я стал снимать на нормальный фотоаппарат.
Административные здания Авиазавода (ВАСО) на улице Циолковского. Это если идти со стороны Придачи.
Воронеж. Район авиазавода.

2. Постройка на другой стороне улицы, похожая на довоенную (санчасть, столовая?).
Воронеж. Район авиазавода.

3. Корпус 30-х годов.
Воронеж. Район авиазавода.

4. На площади у главной проходной авиазавода ВАСО установлен памятник штурмовику ИЛ-2.
Воронеж. Район авиазавода.

5.
Воронеж. Район авиазавода.

6. Даже торговый центр на площади называется "Полёт".
Воронеж. Район авиазавода.

7. Остатки трамвайных столбов. Сама площадь довольно крупная и изначально приспособленная под большое количество конечных городского транспорта.
Воронеж. Район авиазавода.

8. Корпус завода выходящий фасадом на площадь.
Воронеж. Район авиазавода.

9.
Воронеж. Район авиазавода.

10.
Воронеж. Район авиазавода.

11. Далее я шел по улице Циолковского в восточном направлении.
Дворец культуры 1948 года постройки.
Пишут, что одно время в 50-е годы, "прямо на входе стояла весьма комичная скульптура - "Ленин беседует с ботинками Сталина". Данная скульптура образовалась после критики культа личности Сталина в 1956 году, когда все практически все изображения и памятники Сталину были уничтожены."
Воронеж. Район авиазавода.

12.
Воронеж. Район авиазавода.

13. Так называемые "Красные дома" пережившие войну, в жилом районе около Воронежского авиазавода. Это самые первые капитальные здания здешнего микрорайона.
Воронеж. Район авиазавода.

14. Старый Парк авиастроителей.
Воронеж. Район авиазавода.

15.
Воронеж. Район авиазавода.

16. Стадион и современная застройка.
Воронеж. Район авиазавода.

17.
Воронеж. Район авиазавода.

18.
Воронеж. Район авиазавода.

19.
Воронеж. Район авиазавода.

20. Пересекающая Циолковского - улица Ленинградская.
Воронеж. Район авиазавода.

21. На Ленинградской уже микрорайон послевоенной постройки.
Воронеж. Район авиазавода.

22. Хорошая добротная такая сталинская архитектура. Еще до постановления "об излишествах".
Воронеж. Район авиазавода.

23.
Воронеж. Район авиазавода.

24. А вот этот дом на Ленинградской 1933 года. Он сильно выделяется.
Воронеж. Район авиазавода.

25.
Воронеж. Район авиазавода.

26. Это уже совсем поздняя сталинка. Год - 1959-й.
Воронеж. Район авиазавода.

27. Современный дом на Ленинградской.
Воронеж. Район авиазавода.

28. А это уже Ленинский проспект - главная осевая магистраль всего воронежского левобережья. Перекресток с улицей Циолковского.
Викимапия пишет, что розовый дом на фото - 1940 года.
Воронеж. Район авиазавода.

29. Дальше я пошел на юг, к Вогрэсовскому мосту.
Воронеж. Район авиазавода.

30. Тут живут авиастроители.
Воронеж. Район авиазавода.

31. Вот этот дом чем-то мне сильно напомнил район Безымянка в Самаре (Куйбышеве). Все советские жилые заводские микрорайоны эпохи 30-60 годов, чем-то сильно похожи.
Уверен, что и в Харькове и в Днепропетровске такого полно.
Воронеж. Район авиазавода.

32. Ленинский проспект.
Воронеж. Район авиазавода.

33. Брежневская многоэтажка 1978 года. Это было время наибольшего расцвета здешней промышленности.
Воронеж. Район авиазавода.

34. Технологический техникум.
Воронеж. Район авиазавода.

35.
Воронеж. Район авиазавода.

36.
Воронеж. Район авиазавода.

37. Очень красивый дом 1941 года постройки. Хорошо, что в основном всё уцелело или подлежало восстановлению.
И что немцы сами в июле 42 года слиняли из этого района, не устраивая тут затяжные уличные бои. Правому берегу Воронежа повезло меньше.
Воронеж. Район авиазавода.

38. Дом построен в 1940 году, восстановлен в 1949 году.
Воронеж. Район авиазавода.

39. Тогда вот подумал. Ведь Воронеж это вполне себе сопоставимый город по населению и размерам, например с той же Казанью, где я был не так давно. Авиазаводы опять же есть в обоих. Но какая все таки разница в благоустройстве, в состоянии старого жилого фонда на окраинах, в организации общественного транспорта, в других вещах. Метро опять же есть в Казани - вполне себе полноценная линия, а в Воронеже даже трамвай угробили. Обидно как то за Воронеж.
Воронеж. Район авиазавода.

40. Сквер имени Василия Шукшина недалеко от Вогрэсовского моста через водохранилище на реке Воронеж.
Воронеж. Район авиазавода.

41.
Воронеж. Район авиазавода.

42.
Воронеж. Район авиазавода.

43. Приметный дом с башней 1940 года постройки, на углу улицы Героев Стратосферы. Местная доминанта. Этот дом немой свидетель трагических событий июля 1942 года. Стоит прямо напротив заброшенного ДК им. Кирова и сквера Шукшина. Правда этот дом немного повредили и потом слегка перестроили.
Воронеж. Район авиазавода.

44. Тут косое пересечение улицы Героев Стратосферы и Ленинского проспекта.
Воронеж. Район авиазавода.

45.
Воронеж. Район авиазавода.

46. Заброшенное здание ДК им. Кирова у Вогрэсовского моста на юге Воронежа. В этом здании в 1964 году состоялся дебют Василия Шукшина как режиссера. Здесь он представил свой фильм "Живёт такой парень".
Воронеж. Район авиазавода.

47. Здание ДК очень большое.
Воронеж. Район авиазавода.

48.
Воронеж. Район авиазавода.

49. Улица называется - Набережная Авиастроителей.
Требует серьезного благоустройства.
Воронеж. Район авиазавода.

50. Пляж на Воронежском водохранилище.
Воронеж. Район авиазавода.

51.
Воронеж. Район авиазавода.

52.
Воронеж. Район авиазавода.

53. Рыбаки на льду Воронежского водохранилища, что на реке Воронеж. Снято в районе Вогрэсовского, самого южного в городе моста.
Хорошо виден силуэт центра Воронежа, который располагается на возвышенном правом берегу реки. В 1942 году именно по реке и прошла линия фронта. Наши войска тогда удержали меньшую левобережную часть города, где находился авиазавод и микрорайон авиастроителей. Кстати, а рыбу из этого водохранилища есть можно, а то я видел в 2016 году в этом водоеме умирающих лещей зараженных глистом.
Воронеж. Район авиазавода.

54. Виден Чернавский (центральный) мост.
Воронеж. Район авиазавода.

55. На той стороне прямо - южная часть правобережной части города.
Воронеж. Район авиазавода.

56.
Воронеж. Район авиазавода.

57. Вот и сам Вогрэсовский мост, восстановленный после войны. В нулевые годы его реконструировали.
Воронеж. Район авиазавода.

58. Теперь возвращаемся к Авиазаводу по улице Героев Стратосферы. Она очень красивая - парадная.
Ведет от Вогрэсовского моста прямо на площадь перед Авиазаводом.
Воронеж. Район авиазавода.

59. Вид на заброшенный клуб с другой стороны улицы. От угла где дом с башней.
Воронеж. Район авиазавода.

60. Тут очень много зданий построенных прямо перед войной, в 1940-41 годах.
Воронеж. Район авиазавода.

61. Улица Героев Стратосферы.
Воронеж. Район авиазавода.

62. Этот дом 1939 года.
Воронеж. Район авиазавода.

63. А этот 1954 года.
Воронеж. Район авиазавода.

64.
Воронеж. Район авиазавода.

65.
Воронеж. Район авиазавода.

66.
Воронеж. Район авиазавода.

67. Угол с улицей Ленинградской.
Воронеж. Район авиазавода.

68.
Воронеж. Район авиазавода.

69. Дом 1939 года.
Вероятно мотоциклисты из отряда 24-й танковой дивизии Вермахта, которые прокатились по этой улице от моста до станции Придача в тот июльский день, были изумлены красотой здешних только что построенных кварталов. Это совершенно не вписывалось в нацистскую пропагандистскую повесточку про "отсталых русских недочеловеков, которые живут в землянках".
В этом месте жили достойно а еще строили самолеты.
Воронеж. Район авиазавода.

70. Школа.
Воронеж. Район авиазавода.

71.
Воронеж. Район авиазавода.

72. Здание 1940 года.
Воронеж. Район авиазавода.

73.
Воронеж. Район авиазавода.

74. Один из самых красивых сталинских домов в этих кварталах, 1939 года постройки.
Здание украшено барельефами на тему "конституции СССР" и "советского народа".
И здание 1940 года. стоящее ровно напротив, где жило руководство Воронежского авиазавода. Улица Героев Стратосферы.
Воронеж. Район авиазавода.

75.
Воронеж. Район авиазавода.

76.
Воронеж. Район авиазавода.

77.
Воронеж. Район авиазавода.

78.
Воронеж. Район авиазавода.

79.
Воронеж. Район авиазавода.

80. Дом 1940 года.
Воронеж. Район авиазавода.

81.
Воронеж. Район авиазавода.

82.
Воронеж. Район авиазавода.

83.
Воронеж. Район авиазавода.

84.
Воронеж. Район авиазавода.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- КНР вводит уголовную ответственность для скрывающихся больных коронавирусом КНР вводит уголовную ответственность для скрывающихся или отказывающихся от лечения больных новым коронавирусом. Их действия будут расцениваться как подрыв общественной безопасности. Об этом сообщила глава ...
Только успел опубликликовать не очень свежий американский анекдот про спасение утопающего Обамы, как во френдленте высветился совсем свежий российский. На европейскую тему. Тоже про спасение утопающих. Оригинал взят у videoelektronic в Анекдот Оригинал взят у nyka в А ...
После моего поста Победителей в этом году поздравляет Сталин в соцсетях поднялась изрядная буря. В результате товарища Сталина сняли. А ведь еще 4 апреля плакат с товарищем Сталиным украшал улицу Плющиха: Отобрали у товарища Сталина право поздравлять ветеранов с Победой. ...
Письмо с сайта епархии соседней (бывшей ещё недавно частью епархии родной, наши колхозы только недавно разукрупнили и особого епископа из Орды с Москвы спустили к ним в Амстердам) – так вот, письмо, вернее, перевод. «Уважаемые прихожане, Как вы знаете, мы подписали петицию ...
Все владельцы смартфонов используют для общения те или иные мессенджеры. Но редко задумываются об их секьюрности. Как недавно выяснилось, «невзламываемый» WhatsApp оказался совсем не невзламываемым . И хотя впоследствие эта информация была опровергнута, но, как говорится, осадочек ...