В Тулу без самовара. Глава 5. Окрестности тульского Арбата — улицы Металлистов.
vodnik_t — 30.09.2025
Итак, я покинул кремль и направился к пешеходной улице Металлистов — тульскому Арбату, простите за избитое сравнение.
Сразу за воротами мне встретились два интересных, как теперь говорят, арт-объекта: Тульский Самовар и Городовой.
Стоит самовар на этом месте с 2023 г. Автор проекта — тульский художник Юрий Уваркин. Пожалуй, Самовар мне понравился.
Памятник поставили в 2018 г. Автор — Марина Логунова. Очень приятный памятник — обаятельный человек автору позировал. Но, думаю, автор врядли рассчитывала на то, что публика со своим стремлением натирать всё бронзовое, превратит бравого городового в выпивоху с горящим носом и подозрительно мокрым носком одного сапога :-)))
Мальчишка-босяк у автора получился, кстати, нисколько не хуже.
Налюбовавшись всласть на Городового, я двинулся по улице Металлистов. Правда, недалеко — ровно до пересечения с улицей Благовещенской.
Слева по ходу моего движения на Благовещенской улице я увидел церковь. Ну и почему бы благородному дону и не осмотреть церковь и заодно покрутиться в окрестностях тульского Арбата? И я повернул налево.
Свернул я не напрасно — это оказалась Благовещенская церковь — старейший сохранившийся храм Тулы.
До 1692 г. Благовещенская церковь была деревянной. В писцовой книге 1625 г. она упомянута с приделом Василия Блаженного. В 1687 г. указывается только один престол — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Из писцовых книг XVII в. следует, что приход церкви состоял большей частью из посадских людей, казённых кузнецов и так называемых богаделенных нищих. Каменное здание храма было возведено в 1692 г. стараниями священника старой деревянной Благовещенской церкви Феофилакта Федорова. В притворе храма сохранилась вмурованная в стену плита из белого известняка размером 119x69 см, надпись на которой рассказывает о времени построения храма, его строителе иеромонахе Феодосии, а также содержит завещание Феодосия.
Церковь имела придел Леонтия Ростовского, располагавшийся первоначально внутри храма. В 1760 г. его перенесли в правую сторону трапезной, которую для этого расширили. В 1790 г. сделали железную кровлю вместо тесовой, растесали окна алтаря. В 1804 г. растесали и другие окна, отчего старинный фасад храма несколько изменился.
В 1858 г. трапезная была расширена асимметричной пристройкой со стороны южного фасада, и по желанию прихожан в ней появился вместо прежнего Леонтиевского придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона эта стала особо чтимою с 1850 г. Тогда недалеко от церкви случился пожар, грозивший при сильном ветре большим опустошением. Как только образ был вынесен на место пожара, ветер сразу утих и огонь удалось потушить. Серебряную ризу на чудотворную икону пожертвовал купец И. С. Ломов — в память избавления от того пожара. Придел Леонтия Ростовского перенесли на левую сторону трапезной. В 1862 г. чеканного серебра 84-й пробы на иконах и утвари Благовещенской церкви (кроме евангелий) было более четырёх пудов.
Богадельня при Благовещенской церкви упоминается в 1785 г. Церковно-приходская школа при храме начала действовать в 1891 году. По наименованию храма была названа улица, на которой он стоял, — Благовещенская. В 1922 г. её переименовали в Советский переулок, а в 1995 улице вернули историческое название.
Храм был закрыт в 1932 г. В здании долгое время находился склад бакалейных товаров. В 1945 году здание Благовещенской церкви, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры. Реставрацию храма впервые провели в первой половине 1970-х тульские и московские мастера треста «Росреставрация». Были поправлены некоторые архитектурные детали, обследован обширный подклет, имевший когда-то хозяйственное назначение.
В 1990 г. городские власти возвратили Благовещенскую церковь верующим. Её восстановлением занялся настоятель храма Двенадцати Апостолов протоиерей Лев Махно (нехорошая какая-то фамилия...), назначенный в июне 1990 г. настоятелем и Благовещенской церкви. Кровля храма была полностью заменена. Купола и колокольню покрыли красной медью, заделали трещины в стенах. Все работы производились на средства верующих.
26 октября 1990 г. в храме Благовещения Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Тульского и Белёвского Серапиона архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Алексий (ныне — митрополит Тульский и Ефремовский) освятил правый придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Иконостас в приделе выполнил резчик по дереву Алексей Пятин. Иконы для иконостаса написал туляк Игорь Борисович Щелоков. В марте 1991 г. на Благовещенскую колокольню подняли семь колоколов весом от 22 до одного пуда. Самый старый из них был отлит в 1771 г., самый поздний — в 1870 г. 7 апреля 1992 г., в праздник Благовещения, к 300-летию храма, был освящен его главный престол. 8 феврале 1995 г. открылся для прихожан нижний храм-крещальня с престолом во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Чуть позже специалисты филиала Академии Наук из подмосковной Черноголовки смонтировали на колокольне часы.
В настоящее время при храме работает начальная школа тульской Православной классической гимназии.
С осени 2022 г. в Благовещенской церкви ведется реставрация. Ожидаемый срок окончания работ — конец сентября 2025 г. Похоже, успеют. Но вот двор, который оформляют в духе гаремно-бордельной эстетики меня просто выбесил.
В архитектурном плане Благовещенская церковь — типичный пример небольших пятиглавых храмов «московского» типа. Почти кубический объём Благовещенской церкви, украшенный по углам пучками из трех тонких колонок — так называемых «дудочек» — опоясан широкой лентой карниза со сложным кирпичным узором. Над пучками колонок нарядный карниз раскрепован. Надкарнизная часть стен украшена рядом пластичных полукруглых кокошников, размещенных без увязки с осями нижележащих окон. Церковь покрыта на четыре ската.
Церковь завершена пятиглавием, барабаны которого покоятся на квадратных основаниях, украшенных с каждой стороны кокошниками. Барабаны глав не имеют оконных проемов — всё пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишенным практического назначения. Два ряда окон создают обманчивое представление о двухэтажности здания. В действительности же все окна освещают единое, неразделенное по высоте пространство. Под зданием устроены просторные подвалы, охотно снимавшиеся окольными купцами для размещения в них складов.
К северо-западному углу трапезной примыкает высокая, увенчанная шатром, колокольня. Благовещенская колокольня построена, вероятно, одновременно с самой церковью, то есть в самом конце XVII в. На высоком четверике, украшенном кокошниками, находится не традиционный в XVI—XVII вв. восьмерик, а высокий четверик — со слегка скошенными углами. Окна на гранях узкие и высокие в среднем ярусе и треугольные — в верхнем. Колокольня завершена шатром, высота которого едва достигает одной шестой общей высоты звонницы. На колокольне было семь колоколов.
Вот такой светильник под спудом в 50 м от туристического променада. Ну а я свернул на Благовещенскую улицу и оппа!
Совершенно крышесносно-эклектичный дом. Построен он в 1 половине XVIII в. и изначально был барочным. До сего момента барочный декор сохранили торцевые фасады, а вот главный фасад — беспримесный классицизм. И сверху эту красоту накрыли, видимо в советское время, третьим этажом — Гулливер играл в кубики лилипутскими домами, но, неожиданно, в целом получился довольно гармоничный образ.
В атласе Тульского наместничества 1784 г., хранящегося в Тульском архиве, имеются два плана города: на втором плане города Тулы, имеющимся в атласе, в квартале между Благовещенской и Покровской церквями, располагается небольшой прямоугольник каменного дома— это и есть дом 8А.
Таким образом, можно сделать вывод, что здание построено до 1779 г., то есть до времени утверждения генерального плана города.
Доказательством этого служит его расположение по отношению к красной линии улицы — здание находится в глубине небольшого владения и поставлено под небольшим углом к ней.
В XIX в. по красной линии Благовещенской улицы строится одноэтажное достаточно протяженное, каменное строение, которое закрывает фасад дома 8А. Скорее всего эта постройка служила для размещения торговых лавок, которых было много в этом месте. В 1943 г. постройка была снесена.
Изначально усадьба принадлежала купцу 3-ей гильдии Даниле Кондратьевичу Швецову.
Когда усадьба принадлежала Даниле Кондратьевичу Швецову, дом был покрыт тесом и имел на втором этаже 5 жилых комнат и сени, а на первом — 2 комнаты, сени и кладовой чулан.
К дому также примыкала каменная двухэтажная пристройка под тесовой крышей. Кроме этого дома во владении располагались каретник и баня.
Когда усадьбой владел купец Ливенцов, во владении, кроме главного дома, существовали еще две одноэтажные каменные пристройки: дом и лавка. Дом вплотную примыкал к торцу главного здания.
В 1900 г. усадьбой владели тульские мещане Пальцевы.
После революции, в 1923 г., дом стал принадлежать Тульскому коммунхозу и был отдан под жилье.
В 1980-е гг. дом был передан на правах аренды Институту Физики земли АН СССР им. О.Ю. Шмидта под размещение лабораторий.
В 2010-х его передают музею-заповеднику В. Д. Поленова и проводят полномасштабное восстановление первоначального облика здания.
В настоящее время здесь находится Центр Семейной Истории, и именно в этом здании проходит выставка «Семейное дело».
За время своего существования дом неоднократно подвергался перестройкам и переделкам, ремонтам и реконструкциям, были разобраны изразцовые печи, лестницы, утрачены архитектурные элементы фасадов, балконы и козырьки.
Но несмотря на это памятник сохранил исторические габариты и внутренние планировки со сводчатыми перекрытиями.
В ходе недавней реставрации дом вновь обрёл свой изначальный барочный облик. Правда, несколько необычный. Дело в том, что этот дом и его ровесники строился не профессиональными архитекторами, местными тульскими подрядчиками — людьми, как показала практика, талантливыми, но формальным образованием и связанной с ним инерцией мышления не отягощённые, что и сказалось на результате — получился эдакий конгломерат классического барокко и русского узорчья, навроде Нарышкинского барокко, но весьма самобытный — эдакий тульский архитектурный эндемик.
Оба дома принадлежали семейству гармонных фабрикантов Киселёвых. Небольшое лирическое отступление — первая русская гармонь была изготовлена в Туле в 1830 г. и именно отсюда началось её триумфальное шествие по России.
Первый дом — №7А построен не позднее 1843 г. (на соответствующем плане города он уже имеется). Здание построено в стиле провинциального барокко и украшено богатым лепным декором.
Со вторым домом сложнее. На том же плане 1843 г. он тоже присутствует и указан, как двухэтажный. Однако, декор его просто криком кричит о неорусском стиле 1870 — 1880-х. Толи его в эти годы перестроили в модном стиле, то ли снесли и построили заново — тайна великая есть.
Ещё один пример тульского барокко — узнаёте характерные наличники, как на доме №8А? Похоже, тут одна артель работала, ибо дом тоже построен в 1 половине XVIII в. и помнит матушку Екатерину. Рассказывают, что Е. И. В. в этом доме бывала во время своего визита в Тулу.
Дом принадлежал купцам Сидневым — хозяевам артелей по изготовлению церковных принадлежностей, что позволяет отнести их к одним из самых зажиточных посадских людей.
В декоре фасадов здания присутствует полный набор классических барочных элементов: алая окраска фасада контрастирует с белоснежными деталями декора — броскими наличниками окон, пилястрами, рустовкой в углах и профилированным карнизом. Стиль барокко прослеживается и в объединении окон в живописные группы, а также разорванных фронтончиках над окнами мезонина.
В XXI в. здание было отреставрировано. Какое-то время там находилось Тульское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, сейчас там расположено здание Министерства юстиции РФ по Тульской области.
Кому интересно — подробное описание объекта охраны.
Тут я посмотрел на часы и понял, что надо всё же выбираться на улицу Металлистов — цигель-цигель, ай-лю-лю. И потому я свернул в Союзный переулок. А вот что я там увидел — в следующий раз.
Банкротство физлиц: когда помощь юриста критична
Apple MacBook Pro 14 2025: стоит ли покупать Макбук на процессоре M5
Мучения юного Вертера ...
Почему в стране пропал бензин?
«ВРЕМЯ КОРМЯ НЕНАСЫТНОЕ» (74)
Покров Пресвятой Богородицы
Что представляет собой ракетный комплекс "Сармат"
Из жизни Змея Горыныча
Феликс Эдмундович – родственник Лейки

