рейтинг блогов

В Тулу без самовара. Глава 5. Окрестности тульского Арбата — улицы Металлистов.

топ 100 блогов vodnik_t30.09.2025
01. Карта моей пробежки про Туле.
01. Карта моей пробежки про Туле.

Итак, я покинул кремль и направился к пешеходной улице Металлистов — тульскому Арбату, простите за избитое сравнение.

02. Башня Пятницких ворот, через которую я покинул кремль.
02. Башня Пятницких ворот, через которую я покинул кремль.

Сразу за воротами мне встретились два интересных, как теперь говорят, арт-объекта: Тульский Самовар и Городовой.

03. Тульский Самовар.
03. Тульский Самовар.
04. Он же без людей.
04. Он же без людей.

Стоит самовар на этом месте с 2023 г. Автор проекта — тульский художник Юрий Уваркин. Пожалуй, Самовар мне понравился.

05. Городовой. Из заслуженных солдат — с солдатским Герогием IV класса и Георгиевской медалью. И в полиции у него карьера складывается успешно — судя по знакам различия, перед нами городовой старшего оклада — унтер-офицер. Вообще, ошибка в униформе только одна и это не баг, фича — на фуражке городового не личный номер, а номер Тульской области :-)
05. Городовой. Из заслуженных солдат — с солдатским Герогием IV класса и Георгиевской медалью. И в полиции у него карьера складывается успешно — судя по знакам различия, перед нами городовой старшего оклада — унтер-офицер. Вообще, ошибка в униформе только одна и это не баг, фича — на фуражке городового не личный номер, а номер Тульской области :-)

Памятник поставили в 2018 г. Автор — Марина Логунова. Очень приятный памятник — обаятельный человек автору позировал. Но, думаю, автор врядли рассчитывала на то, что публика со своим стремлением натирать всё бронзовое, превратит бравого городового в выпивоху с горящим носом и подозрительно мокрым носком одного сапога :-)))

Мальчишка-босяк у автора получился, кстати, нисколько не хуже.

Налюбовавшись всласть на Городового, я двинулся по улице Металлистов. Правда, недалеко — ровно до пересечения с улицей Благовещенской.

06. пересечение улицы Металлистов и Благовещенского переулка. Балконом на нас смотрит дом №2 по Благовещенской. Построен в 1799 г. в стиле провинциального классицизма.
06. пересечение улицы Металлистов и Благовещенского переулка. Балконом на нас смотрит дом №2 по Благовещенской. Построен в 1799 г. в стиле провинциального классицизма.

Слева по ходу моего движения на Благовещенской улице я увидел церковь. Ну и почему бы благородному дону и не осмотреть церковь и заодно покрутиться в окрестностях тульского Арбата? И я повернул налево.

07. Благовещенская церковь. Восточный фасад.
07. Благовещенская церковь. Восточный фасад.
08. Он же.
08. Он же.
09. Северный, насколько его получилось сфотографировать на узкой улицы и сквозь ёлки.
09. Северный, насколько его получилось сфотографировать на узкой улицы и сквозь ёлки.
10. Западный и южный фасады. То, во что превращают церковный двор доставляет, да.
10. Западный и южный фасады. То, во что превращают церковный двор доставляет, да.
11. Южный фасад. Снимать пришлось богомерзкой кольцевой панорамой.
11. Южный фасад. Снимать пришлось богомерзкой кольцевой панорамой.

Свернул я не напрасно — это оказалась Благовещенская церковь — старейший сохранившийся храм Тулы.

До 1692 г. Благовещенская церковь была деревянной. В писцовой книге 1625 г. она упомянута с приделом Василия Блаженного. В 1687 г. указывается только один престол — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Из писцовых книг XVII в. следует, что приход церкви состоял большей частью из посадских людей, казённых кузнецов и так называемых богаделенных нищих. Каменное здание храма было возведено в 1692 г. стараниями священника старой деревянной Благовещенской церкви Феофилакта Федорова. В притворе храма сохранилась вмурованная в стену плита из белого известняка размером 119x69 см, надпись на которой рассказывает о времени построения храма, его строителе иеромонахе Феодосии, а также содержит завещание Феодосия.

Церковь имела придел Леонтия Ростовского, располагавшийся первоначально внутри храма. В 1760 г. его перенесли в правую сторону трапезной, которую для этого расширили. В 1790 г. сделали железную кровлю вместо тесовой, растесали окна алтаря. В 1804 г. растесали и другие окна, отчего старинный фасад храма несколько изменился.

В 1858 г. трапезная была расширена асимметричной пристройкой со стороны южного фасада, и по желанию прихожан в ней появился вместо прежнего Леонтиевского придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона эта стала особо чтимою с 1850 г. Тогда недалеко от церкви случился пожар, грозивший при сильном ветре большим опустошением. Как только образ был вынесен на место пожара, ветер сразу утих и огонь удалось потушить. Серебряную ризу на чудотворную икону пожертвовал купец И. С. Ломов — в память избавления от того пожара. Придел Леонтия Ростовского перенесли на левую сторону трапезной. В 1862 г. чеканного серебра 84-й пробы на иконах и утвари Благовещенской церкви (кроме евангелий) было более четырёх пудов.

12. Благовещенская церковь в начале XX в.
12. Благовещенская церковь в начале XX в.

Богадельня при Благовещенской церкви упоминается в 1785 г. Церковно-приходская школа при храме начала действовать в 1891 году. По наименованию храма была названа улица, на которой он стоял, — Благовещенская. В 1922 г. её переименовали в Советский переулок, а в 1995 улице вернули историческое название.

Храм был закрыт в 1932 г. В здании долгое время находился склад бакалейных товаров. В 1945 году здание Благовещенской церкви, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры. Реставрацию храма впервые провели в первой половине 1970-х тульские и московские мастера треста «Росреставрация». Были поправлены некоторые архитектурные детали, обследован обширный подклет, имевший когда-то хозяйственное назначение.

В 1990 г. городские власти возвратили Благовещенскую церковь верующим. Её восстановлением занялся настоятель храма Двенадцати Апостолов протоиерей Лев Махно (нехорошая какая-то фамилия...), назначенный в июне 1990 г. настоятелем и Благовещенской церкви. Кровля храма была полностью заменена. Купола и колокольню покрыли красной медью, заделали трещины в стенах. Все работы производились на средства верующих.

13. Интерьер трапезной храма.
13. Интерьер трапезной храма.
14. Иконостас придела Иверской иконы Божьей Матери.
14. Иконостас придела Иверской иконы Божьей Матери.
15. Иконостас наоса храма. Вид сквозь решётку.
15. Иконостас наоса храма. Вид сквозь решётку.

26 октября 1990 г. в храме Благовещения Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Тульского и Белёвского Серапиона архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Алексий (ныне — митрополит Тульский и Ефремовский) освятил правый придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Иконостас в приделе выполнил резчик по дереву Алексей Пятин. Иконы для иконостаса написал туляк Игорь Борисович Щелоков. В марте 1991 г. на Благовещенскую колокольню подняли семь колоколов весом от 22 до одного пуда. Самый старый из них был отлит в 1771 г., самый поздний — в 1870 г. 7 апреля 1992 г., в праздник Благовещения, к 300-летию храма, был освящен его главный престол. 8 феврале 1995 г. открылся для прихожан нижний храм-крещальня с престолом во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Чуть позже специалисты филиала Академии Наук из подмосковной Черноголовки смонтировали на колокольне часы.

В настоящее время при храме работает начальная школа тульской Православной классической гимназии.

С осени 2022 г. в Благовещенской церкви ведется реставрация. Ожидаемый срок окончания работ — конец сентября 2025 г. Похоже, успеют. Но вот двор, который оформляют в духе гаремно-бордельной эстетики меня просто выбесил.

В архитектурном плане Благовещенская церковь — типичный пример небольших пятиглавых храмов «московского» типа. Почти кубический объём Благовещенской церкви, украшенный по углам пучками из трех тонких колонок — так называемых «дудочек» — опоясан широкой лентой карниза со сложным кирпичным узором. Над пучками колонок нарядный карниз раскрепован. Надкарнизная часть стен украшена рядом пластичных полукруглых кокошников, размещенных без увязки с осями нижележащих окон. Церковь покрыта на четыре ската.

Церковь завершена пятиглавием, барабаны которого покоятся на квадратных основаниях, украшенных с каждой стороны кокошниками. Барабаны глав не имеют оконных проемов — всё пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишенным практического назначения. Два ряда окон создают обманчивое представление о двухэтажности здания. В действительности же все окна освещают единое, неразделенное по высоте пространство. Под зданием устроены просторные подвалы, охотно снимавшиеся окольными купцами для размещения в них складов.

К северо-западному углу трапезной примыкает высокая, увенчанная шатром, колокольня. Благовещенская колокольня построена, вероятно, одновременно с самой церковью, то есть в самом конце XVII в. На высоком четверике, украшенном кокошниками, находится не традиционный в XVI—XVII вв. восьмерик, а высокий четверик — со слегка скошенными углами. Окна на гранях узкие и высокие в среднем ярусе и треугольные — в верхнем. Колокольня завершена шатром, высота которого едва достигает одной шестой общей высоты звонницы. На колокольне было семь колоколов.

Вот такой светильник под спудом в 50 м от туристического променада. Ну а я свернул на Благовещенскую улицу и оппа!

16. Дом №6 по улице Благовещенской.
16. Дом №6 по улице Благовещенской.

Совершенно крышесносно-эклектичный дом. Построен он в 1 половине XVIII в. и изначально был барочным. До сего момента барочный декор сохранили торцевые фасады, а вот главный фасад — беспримесный классицизм. И сверху эту красоту накрыли, видимо в советское время, третьим этажом — Гулливер играл в кубики лилипутскими домами, но, неожиданно, в целом получился довольно гармоничный образ.

17. Дом №8А по той же улице — ещё один привет из 1 половины XVIII в.
17. Дом №8А по той же улице — ещё один привет из 1 половины XVIII в.

В атласе Тульского наместничества 1784 г., хранящегося в Тульском архиве, имеются два плана города: на втором плане города Тулы, имеющимся в атласе, в квартале между Благовещенской и Покровской церквями, располагается небольшой прямоугольник каменного дома— это и есть дом 8А.

Таким образом, можно сделать вывод, что здание построено до 1779 г., то есть до времени утверждения генерального плана города.

Доказательством этого служит его расположение по отношению к красной линии улицы — здание находится в глубине небольшого владения и поставлено под небольшим углом к ней.

В XIX в. по красной линии Благовещенской улицы строится одноэтажное достаточно протяженное, каменное строение, которое закрывает фасад дома 8А. Скорее всего эта постройка служила для размещения торговых лавок, которых было много в этом месте. В 1943 г. постройка была снесена.

Изначально усадьба принадлежала купцу 3-ей гильдии Даниле Кондратьевичу Швецову.

Когда усадьба принадлежала Даниле Кондратьевичу Швецову, дом был покрыт тесом и имел на втором этаже 5 жилых комнат и сени, а на первом — 2 комнаты, сени и кладовой чулан.

К дому также примыкала каменная двухэтажная пристройка под тесовой крышей. Кроме этого дома во владении располагались каретник и баня.

Когда усадьбой владел купец Ливенцов, во владении, кроме главного дома, существовали еще две одноэтажные каменные пристройки: дом и лавка. Дом вплотную примыкал к торцу главного здания.

В 1900 г. усадьбой владели тульские мещане Пальцевы.

После революции, в 1923 г., дом стал принадлежать Тульскому коммунхозу и был отдан под жилье.

В 1980-е гг. дом был передан на правах аренды Институту Физики земли АН СССР им. О.Ю. Шмидта под размещение лабораторий.

В 2010-х его передают музею-заповеднику В. Д. Поленова и проводят полномасштабное восстановление первоначального облика здания.

В настоящее время здесь находится Центр Семейной Истории, и именно в этом здании проходит выставка «Семейное дело».

За время своего существования дом неоднократно подвергался перестройкам и переделкам, ремонтам и реконструкциям, были разобраны изразцовые печи, лестницы, утрачены архитектурные элементы фасадов, балконы и козырьки.

Но несмотря на это памятник сохранил исторические габариты и внутренние планировки со сводчатыми перекрытиями.

В ходе недавней реставрации дом вновь обрёл свой изначальный барочный облик. Правда, несколько необычный. Дело в том, что этот дом и его ровесники строился не профессиональными архитекторами, местными тульскими подрядчиками — людьми, как показала практика, талантливыми, но формальным образованием и связанной с ним инерцией мышления не отягощённые, что и сказалось на результате — получился эдакий конгломерат классического барокко и русского узорчья, навроде Нарышкинского барокко, но весьма самобытный — эдакий тульский архитектурный эндемик.

18. Дом №7 по улице Благовещенской.
18. Дом №7 по улице Благовещенской.
19. Дом №7А по улице Благовещенской.
19. Дом №7А по улице Благовещенской.

Оба дома принадлежали семейству гармонных фабрикантов Киселёвых. Небольшое лирическое отступление — первая русская гармонь была изготовлена в Туле в 1830 г. и именно отсюда началось её триумфальное шествие по России.

Первый дом — №7А построен не позднее 1843 г. (на соответствующем плане города он уже имеется). Здание построено в стиле провинциального барокко и украшено богатым лепным декором.

Со вторым домом сложнее. На том же плане 1843 г. он тоже присутствует и указан, как двухэтажный. Однако, декор его просто криком кричит о неорусском стиле 1870 — 1880-х. Толи его в эти годы перестроили в модном стиле, то ли снесли и построили заново — тайна великая есть.

20. Дом №9 по Благовещенской улице или дом Сидневых.
20. Дом №9 по Благовещенской улице или дом Сидневых.

Ещё один пример тульского барокко — узнаёте характерные наличники, как на доме №8А? Похоже, тут одна артель работала, ибо дом тоже построен в 1 половине XVIII в. и помнит матушку Екатерину. Рассказывают, что Е. И. В. в этом доме бывала во время своего визита в Тулу.

Дом принадлежал купцам Сидневым —  хозяевам артелей по изготовлению церковных принадлежностей, что позволяет отнести их к одним из самых зажиточных посадских людей.

В декоре фасадов здания присутствует полный набор классических барочных элементов: алая окраска фасада контрастирует с белоснежными деталями декора — броскими наличниками окон, пилястрами, рустовкой в углах и профилированным карнизом. Стиль барокко прослеживается и в объединении окон в живописные группы, а также разорванных фронтончиках над окнами мезонина.

 В XXI в. здание было отреставрировано. Какое-то время там находилось Тульское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, сейчас там расположено здание Министерства юстиции РФ по Тульской области.

Кому интересно — подробное описание объекта охраны.

Тут я посмотрел на часы и понял, что надо всё же выбираться на улицу Металлистов — цигель-цигель, ай-лю-лю. И потому я свернул в Союзный переулок. А вот что я там увидел — в следующий раз. 

Предыдущие части: Глава 1; Глава 2; Глава 3; Глава 4

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем доброе утро и хорошей пятницы! Сегодня я приоткрою дверь нашей спальни, хотя "дверь" в переносном смысле)) Это какое-то дверное проклятие! Мы не могли найти нужные нам двери белого оттенка из массива, нашли под заказ, заказ задержали и везли ...
Ровно 120 лет назад, 10 августа 1904 года (по новому стилю) русская эскадра адмирала Витгефта (RIP) выдержала в Желтом море шестичасовую артиллерийскую дуэль с главными силами японского броненосного флота, не потеряв ни одного корабля и нанеся противнику весьма серьезный урон. Такого ...
Есть идея Вадькин полтинник отметить на Кавказе в районе Теберды.Сроки - 5-21 июня.Состав команды (Вадик, я, Макс, Янька и Хантер) полноценный поход организовать не позволяет, будет базовый лагерь в поселке или рядом с ним и радиальные вылазки по ...
Увидел на Пикабу в преддверии начала учебного года. Но тест грамотный, инструкцию переработаю и обязательно применю на практике ...
Наконец-то мне удалось сохранить в памяти обрывки очередного своего посещения «небесного колледжа» и даже запомнить название одной лекции.  Для тех, кто не в курсе, хочу ...