В связи с продолжающимися проблемами у F-35 для F-16 есть неплохие шансы
nosikot — 10.11.2018Локхид-Мартин продолжает работы по переносу сборочных линий F-16 из Форт Уорта (Техас) в Гринвилл (Юж.Каролина) - это займет еще примерно год (последний техасский F-16 для Ирака был выпущен в ноябре 2017 г.) - причем заказы на новые самолеты уже есть - и это на фоне агрессивно предлагаемого на внешних рынках той же компанией F-35 - мало того, что он не всем по карману, так еще и постоянные проблемы с проектом, как минимум, настораживают потенциальных покупателей (хотя Бельгию недавно продавили на закупку 34 самолетов - 4,6 млрд.долл., не считая обслуживания) - по крайней мере 2 покупателя нашлись на новые F-16V "Вайпер" (или "Блок 70/72"):
- первым стал Бахрейн - заказал 16 самолетов за 1,1 млрд.долл., но в результате нек-рой "корректировки" получил разрешение от США подписать контракт на 19 новых самолетов за 2,8 млрд.долл. и модернизацию 20 имеющихся до уровня V за 1,1 млрд. в сентябре 2017 г. Насчет дополнительных 3 истребителей арабы "думают" - но к 2023 г. американе готовы контракт выполнить
- в июле 2018 г. добавилась Словакия - шведам не удалось продавить свой "Грипен" (как "небратьям" чехам), так что Локхиду достался заказ на 14 "Вайперов" за 2,9 млрд.долл., первый достанется словакам в 2021 г.
Пока других заказов на новые 16-е нет (хотя поляки себя "бьют пяткой в грудь"), но Локхид "грозится" продать до 400 "Вайперов"...
Правда недавно Локхид предложил Индонезии V взамен Су-35, да еще с учетом санкций - азиаты "в раздумье"...
Зато вот модернизация до уровня V идет полным ходом:
- тут началось все с Тайваня, к-рый долго "канючил" поставку 66 новых 16-х, но Вашингтон не стал раздражать Пекин и ... согласился на модернизацию имеющихся у сепаратистов 144 истребителей до уровня V за 5,3 млрд.долл. - работы начались в 2017 г. и в сентябре этого года остров получил первый самолет, до конца 2018 г. их будет 4, вся программа будет выполнена в 2023 г. - несмотря на перенос сборки в Юж.Каролину модернизация осталась в Техасе
- Юж.Корея планирует модернизировать 134 своих 16-х до 2025 г.
- грекам предложили программу для 123 их истребителей, те пока согласились на 85 - но нужно и для них деньги найти
- Сингапур "на подходе"
- Эмираты собираются модернизировать свои "Блок 60" до уровня 61 - скорее всего это и будет V...
Нек-рая проблема состоит в том, что на хранении у различных стран (начиная с США) находится довольно много 16-х разных годов выпуска - и их тоже раскупают (Хорватия - 12 израильских, Румыния - 12 португальских - и ищет еще до 36, Иордания - 31 из Бельгии и Нидерландов - не считая ранее поставленных 33 бывш. американских и 15 ожидаемых, Индонезия - 24 американских, Пакистан - 13 иорданских, Таиланд - 7 сингапурских) - с одной стороны конкуренция для новых, а с другой - потенциал для модернизации
А сама история варианта "Вайпер" началась в 2009 г. с индусов (F-16IN) - им в их очередном конкурсе американе предложили сразу "Супер Вайпер" (с несколько иным вариантом комплектации, нежели нынешний, ближе к эмиратскому "Блок 60"), но там не выгорело, хотя Индию Локхид "с повестки дня" не снимает.
Основные отличия V от предыдущих вариантов 16-х:
- РЛС с АФАР APG-83 (Нортропа, с использованием решений РЛС F-22/35) - одновременно сопровождает 20 целей, строит карту с разрешением в 1 фт на расстоянии до 300 км (как пишут) - с экраном диаметром 10 дюймов (! - поди и порнуху можно смотреть, пока летишь)
- нашлемная система ц/у - элбитовская
- пр. новое БРЭО
- ресурс по планеру 12.000 ч
- двигатель F-110-GE-132 с тягой на форсаже 14,4 т - раньше появились на эмиратских 60-х
Занятно, что сами ВВС США вариант V не заказывают, хотя по их 16-м продолжается "ползучая" модернизация с элементами "Вайпера"...
Напомню, что F-16 сейчас самый массовый боевой самолет - из 4.600 выпущенных 3.000 на вооружении в 25 странах. В пр-ве самолет находился в 1973-2017 гг, ожидается возобновление серии с 2019 г.
P.S. Как будет с Индонезией - почти "лакмус"...