В стране нет никаких особых территорий
trim_c — 17.12.2019— Сколько времени вы потратили на разработку законопроекта и кто принимал участие в его написании?
— Во-первых, этот законопроект, по сути, не новый. Он повторяет во многом прошлый законопроект о децентрализации, предложенный в 2015 году Петром Порошенко. Фактически мы взяли его за основу, провели ряд консультаций у себя в команде и в рамках Комиссии по вопросам правовой реформы, в которую входят уважаемые ученые-конституционалисты и я, в том числе (? - ну и оборот речи -В.Т.). В итоге этот финальный вариант и получился.
- Законопроект Порошенко включал в себя особенности местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской области. В день голосования этот пункт вызвал конфликты, как в Раде, так и извне, что привело к жертвам. Не боитесь, что и в этот раз при принятии законопроекта могут быть стычки под ВРУ?
— По нашему мнению, тогда конфликт был вызван одной фразой — про особый статус отдельных районов. В этом законопроекте таких моментов нет.
— Но в этом документе есть много других интересных моментов. Действительно ли он запустит процесс смены границ областей, их названий?
— Ни в одной Конституции унитарной страны Европы нет перечня регионов, областей. Это конституционная традиция федеративных стран, например, Германии. В принципе, полномочия менять административно-территориальное устройство — это полномочия высшего законодательного органа, в нашем случае ВРУ. Понятно, что это вызывает определенную критику, что 226-ю голосами нардепов можно переименовать область.
Да, можно переименовать, поменять границы. У нас уже есть немало прецедентов, когда в состав потенциальной громады хотят войти населенные пункты из разных областей, которые находятся на границе областей. По сути, это и есть изменения границ областей, о которых говорится в законопроекте. То есть присоединить одно село к другому, чтобы им было комфортно, если они находятся в разных областях. Но лично у нас нет политических планов перекраивать карту Украины.
— То есть в ближайшее время не планируются какие-то изменения на карте страны?
— Нет, по областям не планируются. Планируется только одно изменение — вся территория Украины будет состоять из громад.
— Для чего планируется наделить особой властью префектов? Чтобы предоставить президенту возможность полного контроля на местах?
— Во-первых, префекты назначаются президентом по представлению Кабинета министров. То есть не только решением президента. Во-вторых, а какие особые полномочия? Реально где они могут влиять, это — останавливать решения местных советов и обращаться в суд. То, что касается жесткого влияния — это касается тех решений местных советов, которые угрожают национальной безопасности. Там префект должен обратиться в Конституционный суд. Последний же рассматривает обращение в течении семи дней.
Во всей Европе есть такой институт. Но мы еще взяли достаточно мягкую форму префекта. Более гуманного. Кроме того будет отдельный законопроект о префектах, где будет прописано, откуда они берутся, условия конкурса на данную должность и их полномочия.
— Префекта также предлагается назначать и в Киеве. Как в таком случае будет проходить управление в столице, учитывая наличие мэра, главы КГГА и префекта?
— Мы готовим новый закон о столице, в котором все разграничено. Понятно, что если выбирать мэра, он не сможет стать префектом. Но точно не будет главы КГГА.
— Будет ли какая-то особая работа префектов в Луганской и Донецкой областях, учитывая, что там действуют Военно-гражданские администрации?
— Пока нет. Там нужно друг с другом все правильно сгармонизировать, чтобы продолжала работать ВГА и местное самоуправление. То есть будет отдельный законопроект.
— Что предлагаемые изменения в Конституцию означают для оккупированных территорий?
— Что у нас нет никаких особых территорий в стране. Именно об этом этот законопроект. Мы хотим, чтобы вся страна жила по одним правилам и по одним законам. Условием Минских соглашений является принятие изменений в Конституцию про децентрализацию. Вот они, пожалуйста. А о Донбассе так считает та сторона.
— Расскажите, что действительно поменяется для украинцев после принятия данного законопроекта?
— Появятся полномочия у громад на местах. Те полномочия, которые государство даст дополнительно, будут сопровождаться и дополнительными ресурсами.
Те, кто уже живут в территориально-объединенных громадах, видят, какие возможности открылись, связанные с бюджетом, дополнительным финансированием. Фактически мы хотим, чтобы вся территория страны была покрыта громадами и, соответственно, все были в равных условиях конкурировать за рабочую силу, инвесторов и т. д.
— Сколько и какие еще нужно принять законопроекты для полной реализации изменений в Конституцию?
— Пакет включает около десяти законопроектов: про административно-территориальное устройство, про основы устройства, новую редакцию закона про местное самоуправление, закон про службу в органах местного самоуправления и т. д. Они уже почти готовы.
|
</> |