В столице живут дольше, чем на Кавказе
dpmmax — 20.03.2019Ну и ещё немного по теме долгожительства. Интерес к теме оказался ожидаемо высок. Оно и неудивительно. Это пока тебе лет 20-30, кажется, что 60 — это потолок. А всё, что сверх того — это уже археология, которой место, если уж с кладбищем не срослось, то либо в музее, либо на лавочке.
В 40 проклёвывается понимание, что ведь только-только начал сознательную жизнь. А в 50 — подозрение, что есть жизнь после выхода на пенсию. Всё-таки установка «живи быстро, умри молодым» - это не для нас, это оставьте тем, кто её родил и выносил. Может, перенаселённость у них там, климат, опять же — вот и возникает зуд покрутить колесо сансары побыстрее. Ну и пусть себе крутят. А мы тут как-нибудь сами — не спеша и со вкусом, с лёгким оттенком гедонизма...
Думаете, не выйдет? Стрессы, говорите, экология? А вот статистика по той же столице показывает, что не обязательно родиться или вырасти где-нибудь в районе Кавказского хребта, чтобы хорошенько погулять на свои 80. Не думаю, что городская экология лучше горной. Да и насчёт стрессовой нагрузки есть сомнения — всё-таки темп столичной жизни ощутимо выше периферийного. Однако, средние цифры продолжительности жизни москвичей — а это на текущий момент 78 лет (это на 3,8 года дольше, чем в 2010), как утверждает руководитель городского департамента здравоохранения, — уже обогнали Дагестан и многие другие, традиционно долгоживущие, республики Северного Кавказа, уступая пока только Ингушетии. В прогнозах и планах — занять лидирующее место среди городов мира по средней длительности жизни в течение 20 лет. Кстати, уже сейчас Москва входит в тридцатку городов мира с самой большой продолжительностью жизни.
Ещё девять лет назад в столице проживало чуть более 100 тысяч тех, кому за 80. Сейчас — более 600 тысяч. Не думаю, что их туда целенаправленно свозили с целью улучшить статистику. Всё-таки это результат работы. Прежде всего работы медиков.
Да, в перечне организационных моментов есть много такого, что и самим медработникам, и тем, кто обращается за помощью, вызывает, мягко говоря, вопросы. Но вырисовывается и общий вектор. Столицу планомерно делают городом, где сосредоточена самая высокотехнологичная медицинская база. И самые грамотные специалисты. Деньги? Зарплаты? Да, деньги и зарплаты тоже, и не в последнюю очередь. Но и требования соответственные. Поскольку мало установить оборудование для той же 3D и 4D лучевой терапии, мало поставить роботов на операции — нужны те, кто этим всем будет уметь пользоваться. А установка стентов в сосуды сердца? Ведь не просто так эта не самая простая операция стала довольно обыденной и, можно сказать, массовой для города — надо было докторов обучить, натаскать, обеспечить материальной базой.
Только за последние годы количество тех же операций по установке стентов увеличилось в 5 раз, операций по протезированию крупных суставов (тазобедренные — вот слабое место пожилых людей) — в 23 раза, малотравматичных и малоинвазивных операций по поводу катаракты — в 12 раз.
А создание медицинских сетей, занимающихся проблемами инфарктов и инсультов? А драконовские нормативы для «скорой», чтобы доезжала и доставляла быстрее?
Вот из таких моментов и складывается статистика. Так что можно смело ванговать скачок в развитии геронтологических медицинских служб — все объективные условия созданы.
Не раз говорил и повторю снова: да, можно много говорить про то, в каких выгодных финансовых и кадровых условиях находится столица. Но важно помнить один момент: именно они нарабатывают опыт, тактику работы с городским населением. И многое из этого опыта так или иначе в итоге будет экстраполировано и на другие города и регионы.