В продолжение Капитала
new_rabochy — 16.09.2022
Как мы выяснили ранее не труд, а
рабочая сила становится товаром, и как всякий товар приобретает все
свойства товара – потребительную стоимость, стоимость, и цену. Для
особо упоротых повторяю последний раз аргумент,
исчерпывающе объясняющий природу, сущность и различие труда и
рабочей силы.
Труд находится во взаимосвязи и
обусловленности со следующими фактами действительности:
- Продуктом труда
- Сырьём и комплектующими, полуфабрикатами, которые, вместе с
тем, сами являются товарами и продуктами труда
- Орудиями труда, средствами производства
- Временем производства продукта труда, рабочим
временем.
- Зарплата
Относительно работника умственного
труда, меняется второй пункт в соответствии со спецификой
умственного труда. Причем все эти факты и условия находятся вне
человека, отъемлемы от него, в отличие от труда и рабочей силы.
Труд и рабочая сила — это неотъемлемое свойство и качество
человека, которое он может использовать в своих интересах в
отношениях с другими людьми. Рабочая сила представляя собой
способность к труду, существует всегда в скрытой
форме в виде потенциала, а труд является реализацией
способности к труду, подобно тому, как механическая работа
различных станков и машин является реализацией природных сил
электромагнетизма или силы всемирного тяготения. Рабочая сила,
таким образом, является одним из свойств внутреннего содержания
человека, а труд всего лишь внешний признак и реализация
внутреннего процесса и свойства в теле, душе, и мышлении человека.
Труд, являясь внешним признаком, в своей первопричине и основании
имеет рабочую силу, неотъемлем от неё, и потому
говоря о труде, мы должны иметь ввиду рабочую силу, и вот поэтому
может продаваться и покупаться не труд, а рабочая сила, будучи
неотъемлемыми друг от друга. Этот процесс обмена рабочей силы на
деньги, представляет собой цепь изменчивых форм и перехода
содержания из одной формы в другую, что затуманивает анализ и
понимание сущности рабочей силы, её товарной формы, и процесса
обмена. Рабочая сила невидима, неосязаема, в отличие
от продукта труда; сам продукт труда в абстрактной форме
представляет собой воплощенный труд и
реализованную рабочую силу, тем самым имеет множество
как конкретных, так и абстрактных форм, запутывая в свою очередь
понимание, что порождает широкое толкование и многочисленные
выдумки по этому поводу и около.
Потребительная стоимость
Прежде всего, всякий полезный
предмет, продукт, вещь, явление, и т.п., выступает в свойстве
блага, которое может быть рукотворным, так и
природного происхождения. Всякое благо чем-то полезно для человека
и служит средством удовлетворения потребностей человека. Это
свойство полезности блага, делает его потребительной
стоимостью.
Точно также и рабочая сила имеет
полезность и потому является потребительной стоимостью. Полезность
её состоит, конечно же, в том, что рабочая сила может создавать
другие блага, рукотворные. Полезность строго индивидуальна для
каждого человека, и значит потребительная стоимость всякого товара
определяется потребителем. И поскольку один и тот же товар имеет
для каждого потребителя различную степень полезности, то и
потребительная стоимость одного и того же товара имеет различную
величину для каждого потребителя.
Меновая стоимость
Поскольку люди обладают различными
благами и различными потребностями, то само собой возникает
необходимость обмена благами. Блага достаются людям различным путем
и с различными затратами усилий и времени, и вследствие этого
важного обстоятельства, потребительные стоимости обмениваются в
сравнении этих затрат, усилий, и времени. Потребительная стоимость,
или полезность, конечно, играет роль в обмене, но не
первостепенную. Электролампочка и холодильник представляют для нас
потребительные стоимости, мы можем даже обменять лампочку на
холодильник, но не в нормальных условиях добровольной сделки на
рынке, а в условиях апокалипсиса, войны, стихийных бедствий, и
т.п., то есть в тех условиях, когда экономика и экономические
отношения не работают, заменяются волевыми решениями, исходящими из
соображений целесообразности, а не выгоды, и поэтому в
экономической теории не рассматриваются. Ну разве что в сказочных
выдумках австрийской школы, где умирающий от жажды путник в пустыне
готов отдать всё за стакан воды.
Выйдя из затворничества в аравийской
пустыне или из саамской тундры, мы оказываемся в рамках и
отношениях рыночной экономики при свободном обмене, теперь уже не
потребительных стоимостей, а различных продуктов труда. Ведь
обмениваем мы не потребительные стоимости по их полезности, а уже
по другому критерию, по критерию затрат и рабочего времени. Как
издавна обозначен этот критерий в науке — меновая
стоимость.