
В поисках национальной идеи


2020 год был, пожалуй, самым необычным в обозримые времена. Прежде всего – из-за весьма загадочной “пандемии коронавируса” и ее реальных последствий. Но, как ни , странно некоторые темы, причем более чем умозрительные, по-прежнему остаются в сфере внимания.
Например, снова, на исходе года, в околокремлевских кругах возникают дискуссии по поводу “национальной идеи”. Одни, не забывая своевременно получать из АП гонорары в долларовом эквиваленте, притворяются монархистами, объявляя национальными идеями то фразу “Москва – Третий Рим”, то известную триаду “Православие. Cамодержавие. Народность”.
Другие, как бы буржуазные либералы, но получающие гонорары в той же кассе, им возражают в духе: “Говорить о “национальной идее” для России даже в начале 20 века было невозможно – 85% ее составляли доисторические, бессубъектные крестьяне, не знавшие даже частной собственности, большинство которых были неграмотные или малограмотные. Нация – это конструкт горожан, прошедших через буржуазные реформы”. Третьи настаивают, что нам нужна не национальная идея, а идеология.
Часто “национальными идеями” называют обыкновенные стратегические планы и задачи страны, прежде всего экономические: например, модернизация и рывок в Сингапуре, Южной Корее и Китае. Эти программы, конечно, достойны рассмотрения, но с обязательным учетом тех обстоятельств, в которых они возникли и осуществлялись.
В ряду других фигурирует и уже давнее предложение нано- президента Медведева – считать национальной идеей РФ “модернизацию”. Правда, теперь тот же самый Медведев определяет экономическую деятельность РФ как “разнотык”.
В этой связи стоит кратко описать метаморфозы того, что в РФ именуют “национальной идеей”.
Сразу же после “победы” на “выборах” в июле 1996 года Ельцин, выступая перед сотрудниками своего штаба на приеме-банкете, поблагодарил их за помощь и выразился в том духе, что, дескать, стране недостает “национальной идеи, и это плохо”. И через 18 дней, 30 июля, правительственная “Российская газета” объявила конкурс “Идея для России”, предупредив, что “присланные материалы не должны превышать 5 – 7 машинописных страниц”. Победителю полагалась премия в 10 миллионов рублей - около 2 тысяч долларов по тогдашнему курсу.
Сама по себе постановка задачи Ельциным – характерна для него и для всего номенклатурного сословия. Это изначальная заморочка начальства еще с советских времен, когда слов “национальная идея” и не слыхивали. Называлось – “почин”. Был большой почин какой-нибудь, общий, для страны. А в краях и областях – свои, масштабом поменьше. Чтобы, значит, собрать, озадачить, повести и сплотить. В путинской РФ это называется “духовными скрепами”. В словаре Ожегова “скрепа” – “приспособление, скрепляющее части чего-нибудь”.
В итоге конкурс на национальную идею быстренько свернули - навалились проблемы потяжелее, включая дефолт. Но затем эстафету живо подхватили уже советники Путина.
Вы не поверите, но серьезные издания в 2006 году печатали вот это: “Авторская песня как база русской национальной идеи”, “Ипотека как национальная идея”, “Психологи должны сыграть решающую роль в деле актуализации национальной идеи”. Не надо путать психологов с психиатрами, у них разная клиентура, хотя в данном случае, кажется, есть опасное сближение.
Мягко говоря, возникает странное ощущение, что некоторая часть политической и научно-гуманитарной общественности РФ вот уже 25 лет ищет и обсуждает то, чего как бы не существует в природе.
Однако ощущение это обретает весьма четкие формы, если принять во внимание тот факт, что поиском национальной идеи для большинства населения страны – русских, занимаются исключительно представители нерусских меньшинств.
Русским же это занятие запрещено законодательно – экстремизм и все такое прочее. И это притом, что давным-давно существует краткое и емкое определение русской национальной идеи: “Все для нации, ничего против нации, нация – превыше всего”.
|
</> |
