
В лето 1832: Министр Уваров и его триада.

Николай I стремился укреплять существующий в России порядок, избегая радикальных преобразований и новшеств (за исключением технических!).
Он начал с того, что необычайно расширил функции Собственной его императорского Величества канцелярии, дабы еще крепче держать все нити управления в своих руках. А ее Третье отделение во главе с А.Х. Бенкендорфом стало всепроникающим органом политического сыска и борьбы с инакомыслием.
Новый царь и его окружение были убеждены: идеи декабристов навеяны «гибельным духом Запада», чужды русской почве, но одновременно – привлекательны для незрелых умов. Поэтому охранительных мер недостаточно, требуется предложить идейную альтернативу.
Эта миссия выпала С. С. Уварову, который в 1832 году представил царю формулу «русской идеи», или «триаду» – православие, самодержавие, народность. А вскоре был назначен министром народного просвещения.
По мысли Уварова, именно эти особые, исконно русские «начала» делают Россию страной, не похожей на все остальные. Православная вера – ее духовная опора; она по сути своей предполагает самодержавную власть царя (Бога на земле); только такую власть чает и принимает русский народ, терпеливый, добродетельный и преданный престолу. Такова суть устройства России, залог ее превосходства над Западом.
Эти постулаты, позже названные теорией официальной народности, были положены в основу системы образования, которая при Уварове развивалась весьма успешно, хотя и противоречиво. Именно тогда на европейский уровень были поставлены гимназии, расцвел Московский университет…
В обществе стал шириться интерес к русской старине, народным обычаям. Даже аристократии пришлось перейти с французского языка на русский!
Одновременно уваровская «триада» служила восхвалению имперской мощи, возвеличиванию политики Николая I. Появился в 1833 году и официальный гимн на слова В. А. Жуковского – «Боже, царя храни».

|
</> |