«В кипящих котлах прежних боен и смут»

топ 100 блогов marie-bitok12.11.2018 11 ноября 1979 года по телевидению была показана первая серия фильма «Место встречи изменить нельзя», уже 16 ноября сериал, состоящий из пяти эпизодов, завершился. Можно было бы сказать, что с того дня жизнь советского зрителя изменилась, но, наверное, это было бы преувеличением. Или нет, не преувеличение? Ведь, действительно, фильм если и не изменил нас самих, но теперь он бы в нашей жизни, а вместе с ним в массовое сознание ворвались крылатые фразы, образы, детективные интриги и, конечно, то неясное до фильма знание об особом воздухе послевоенной страны.

В той напряженной атмосфере ощущались и страх, и тревога, и освобождение, но то, что было сильнее всего этого – это надежда! И фильм Станислава Говорухина по сути именно об этой безграничной и всесильной надежде. На новую жизнь, на справедливость, на наказание злодеев, на любовь, на человека. Литературный первоисточник фильма, книга братьев Вайнер называется «Эра милосердия», и вот наступление этой эры так предвкушают герои. Вступила ли она в свои права, неясно до сих пор, даже сейчас, почти через 40 лет после выхода фильма и спустя более 70-ти после описываемых в нем событий.

1940-е это какое-то особенно фактурное время – все эти разрушенные бомбежками здания, военная форма, мальчишки в разодранных свитерах, женская мода, пробивающаяся к жизни из последних сил… Да, все это так, но только фильм не романтизирует время, потому что там не только кинематографическая фактура была, но и голод, страдание, несправедливость. И как первый мороз придает осеннему воздуху какую-то особую хрустальную прозрачность, так и надежда в то страшное время придавала жизни смысл и эту самую прозрачность.

Станислав Говорухин использует прием деромнтизации показанного – в жизни, показанной им, преобладают серые тона и такие же настроения. Но если что-то и занимает его по-настоящему, то это люди – и герой, и играющие их артисты. В концовке фильма есть такой эпизод: словно бы вывернутый наизнанку Шарапов подходит к служебной машине, названной Фердинандом, и старик-водитель Копытин предлагает его отвезти домой. Крупный план здесь позволяет рассмотреть потрепанную куртку Копытина, где-то даже порванную. И смотря фильм даже в 10-й раз, каждый раз удивляешься, что люди, которым по-настоящему нечего было есть и носить, так честно, так неуклонно боролись с преступниками, не давая себе поблажек и не делая скидок. Здесь возникает эффект сближения героя и актера, их слияния, уж очень близкими они становятся нам в этих мелочах и, правильно это или нет, но мы переносим свое отношение к образу на артиста.

Поэтому Владимир Конкин навсегда останется Шараповым, а Владимир Высоцкий – хоть и не только Жеглов, но эта роль стала его лебединой песней в кино. Он с нами попрощался, не спев ни одно собственной песни, но зато парадоксально то, что спел Вертинского – «Лилового негра». Но все же фильм этот так прочно связан с его текстом «Баллада о борьбе», что трудно отделаться от ощущения, что написан он был специально для «Места встречи». Конечно, связь эта не сюжетная, а скорее эмоциональная:
Детям вечно досаден
Их возраст и быт,-
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Сегодня часто говорят о том, что такую огромную страну объединяет только всем известный банк и не менее известная почта. Но тому, кто это придумал, видимо, ни разу не пришлось самом отдаленном уголке страны, среди непонятного образа жизни, незнакомых диалектов и неизвестных языков, сказать фразы-пароли, которые помогают определить «своего». И одна из них, без сомнения: «А теперь Горбатый. Я сказал, Горбатый!»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В честь ДР Путина в Твиттере люди сочиняют стишки с тегом #СПАСИБОПУТИНУЗАЭТО. Этот тэг уже на первом месте. Миллионы, наверное, стишков. Зашла, почитала, поржала. Как же много чего хотят сказать люди Путину! :) И как не пытаются иностранцы понять и ...
На половине пути из Генуи в Женеву Наташа с семьёй часто остановливаются в Пьемонте. У городке Роеро в В&В, у милой пожилой пары: Джанни и Марии Виктории. Мы здесь также были 4 года назад. Когда мы были в Москве, Наташа снова гостила в Роеро. 18 сентября планировался знаменитый фестиваль ...
Чокнутые балаевцы продолжают пригвождать меня к позорному столбу и выводить на чистую воду. Градус идиотизма зашкаливает настолько, что они уже не понимают насколько смешно выглядят их попытки связать мой текст как с коммунизмом так и онанизмом. Это вообще что-то с чем-то! Есть один пу ...
Ой, прям меня поражает до глубины души это либеральный вой по Каддафи. Типа нечестно. Нецивилизованно. А когда он самолеты с пассажирами взрывал это было честно и цивилизованно? Он не человек, он бешеная собака. На нем крови больше, чем денег на ...
Когда я пришёл в Церковь, этого бантика не было. Потом, с падением режима (кажется, ещё в 90-е годы) его снова прицепили — помню, как я, тогда регент, к «Трисвятому» Чайковского дописывал в начало эту строку. Сейчас я диакон, и время от времени меня вновь и вновь раздражает то, что я ...