В ЖЖ "неделя Достоевского"...

топ 100 блогов langobard24.05.2011 ... а я - завсегда с народом.

Мне, честно сказать, не очень интересны ЖЗЛ и всяческое "литературоведение", но с каким удовольствием я бы прочитал нормальное (без всякой лажи вроде советчины и антисоветчины) исследование истории советской школьной программы по литературе.

КАК получилось, что в ней оказалось "Преступление и наказание" и что из этого вышло? Как "натаскивали" учителей - какие интерпретационные конструкты они должны были оставлять по поводу этой книжки в головах школьников? Что "должны" были писать школьники в сочинениях и что писали?
И просто интересно - ФИО человека (группы людей), который протащил "Преступление и наказание" в школьную программу? Как он(и) аргументировал(и) необходимость этой книги в воспитании школьников?

Дело в том, что "Преступление и наказание" (насквозь неврастеническая и ХРИСТИАНСКАЯ книжка) - вообще никаким логическим боком не встраивалась в логику советского воспитания через литературу. У многих школьников, не осиливших книжку, в голове оставалась вполне "согласующееся" - это, мол, про то, как плохо жилось бедным в дореволюционной России. И поэтому, доведенные до отчаяния бедностью и отсутствием социальной справедливости, они убивали богатых паразитов. Чего греха таить, будучи наслышан про сюжет книжки, я был уверен в свое время перед прочтением, что она именно про это. Так сказать, про обреченный в силу своей неподкрепленности "классом и партией" индивидуальный бунт против капитализма. И конечно был слегка удивлен, обнаружив, что там - не про это.
И недоумение оставалось у многих, кто дочитывал-таки книжку до конца.

Поскольку через пару поколений воцарится уверенность в том, что в тоталитарном СССР Достоевский "был запрещен" (я уже встречал в молодом поколении такую уверенность по поводу Есенина, Пастернака, Окуджавы, Хармса и некоторых других (кстати, встречал уверенных в том, что "Бесы" опубликовали только в перестройку - вместе с Солженицыным)), надо бы успеть разобраться, кем и чем был Достоевский в советском контексте. Да-да, именно такой проблемно-тематический фокус - Достоевский в СССР. Как советская цивилизация сделала из Достоевского - "свой" ресурс?
Возьмите тему - напишите диссер, монографию. Это правда интереснее, чем ковырять одно и то же.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Американский журналист Такер Карлсон рассказал, что президент Украины Владимир Зеленский так и не ответил на его предложения о проведении интервью. На своей странице в соцсети X Такер Карлсон опубликовал видео с американской конгрессвумен Марджори Тейлор Грин, в котором ...
...
Мужская сила – ценнейший актив, которым охотно хвастаются одни и отчаянно восстанавливают другие. История помнит много чудачеств, направленных на исцеление и восстановление мужской функциональности: от шаманов с волшебными кореньями до засилья фитнес-блогеров и нутрициологов «с ...
Для начала анекдот:"Она: Я - женоненавистница, или как это называется?Он: Неконкурентоспособность, дорогая. Неконкурентоспособность".Вот именно об этом я невольно думаю слушая как одни дамы поливают грязью других. Я уж не говорю о сильной ...
Сведения от Стрелкова Игоря Ивановича за 01 июня 2014г : "Сегодня утром жестоко потрепали укров на блокпосту БЗС... В гостинице, где отдыхает гарнизон, сложились межэтажные перекрытия. Вчера уничтожили на повороте к красному лиману минометный расчет и покрошили немало пехоты. Сегодн ...