В ЖЖ "неделя Достоевского"...

топ 100 блогов langobard24.05.2011 ... а я - завсегда с народом.

Мне, честно сказать, не очень интересны ЖЗЛ и всяческое "литературоведение", но с каким удовольствием я бы прочитал нормальное (без всякой лажи вроде советчины и антисоветчины) исследование истории советской школьной программы по литературе.

КАК получилось, что в ней оказалось "Преступление и наказание" и что из этого вышло? Как "натаскивали" учителей - какие интерпретационные конструкты они должны были оставлять по поводу этой книжки в головах школьников? Что "должны" были писать школьники в сочинениях и что писали?
И просто интересно - ФИО человека (группы людей), который протащил "Преступление и наказание" в школьную программу? Как он(и) аргументировал(и) необходимость этой книги в воспитании школьников?

Дело в том, что "Преступление и наказание" (насквозь неврастеническая и ХРИСТИАНСКАЯ книжка) - вообще никаким логическим боком не встраивалась в логику советского воспитания через литературу. У многих школьников, не осиливших книжку, в голове оставалась вполне "согласующееся" - это, мол, про то, как плохо жилось бедным в дореволюционной России. И поэтому, доведенные до отчаяния бедностью и отсутствием социальной справедливости, они убивали богатых паразитов. Чего греха таить, будучи наслышан про сюжет книжки, я был уверен в свое время перед прочтением, что она именно про это. Так сказать, про обреченный в силу своей неподкрепленности "классом и партией" индивидуальный бунт против капитализма. И конечно был слегка удивлен, обнаружив, что там - не про это.
И недоумение оставалось у многих, кто дочитывал-таки книжку до конца.

Поскольку через пару поколений воцарится уверенность в том, что в тоталитарном СССР Достоевский "был запрещен" (я уже встречал в молодом поколении такую уверенность по поводу Есенина, Пастернака, Окуджавы, Хармса и некоторых других (кстати, встречал уверенных в том, что "Бесы" опубликовали только в перестройку - вместе с Солженицыным)), надо бы успеть разобраться, кем и чем был Достоевский в советском контексте. Да-да, именно такой проблемно-тематический фокус - Достоевский в СССР. Как советская цивилизация сделала из Достоевского - "свой" ресурс?
Возьмите тему - напишите диссер, монографию. Это правда интереснее, чем ковырять одно и то же.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ветераны армии США начали сбор подписей под петицией о выдвижении В.В. путина в кандидаты на пост президента США. “We are collecting signatures for a national referendum on whether to remain a failed state – an economic basket case run by criminal oligarchs – or to join the Russian ...
«Грандиозный» , по словам организаторов, марафон в последний час своей работы выглядел вот так: Книжная ярмарка «Время читать!» работала в петрозаводском торговом центре в эти ...
В аварийных зданиях обучаются около 2 млн детей Заместитель главы министерства образования и науки РФ Ирина Кузнецова заявила, что более 2 млн российских школьников учатся в аварийных зданиях, во многих из которых туалет располагается на улице Школьный учитель в Германии ...
С правами человека в общих чертах дело обстоит просто. Там, где действуют права — в мире юридических абстракций, который населен гражданами, истцами, ответчиками и тому подобными конструктами — там нет человека, который, конечно, к таким вещам совсем не сводится. Там же, где есть человек, ...
как? вот почему пользователи ютуба не понимают, что ролик длиной более четырёх минут никто смотреть не будет? вот как они не могут понять такую простую истину? отвечать не надо. ...