В жизни мне множество раз приходилось сталкиваться с
dennett — 28.06.2011 В жизни мне множество раз приходилось сталкиваться с людьми, причастными к оккультизму. Причем не просто с людьми, но с ближайшими друзьями. Однажды знакомая в темной ленинградской кухне положила передо мной на липкую клеенку чистый лист бумаги и угрожающе быстро вычертила на нем сложную астрологическую карту, похожую на замысловатый лабиринт - карту моей судьбы. В другой раз приятель рассказал, что в огромный, с человеческий рост кактус, стоявший у меня дома, вселился демон; ранее, этот приятель обьяснял, со слов Успенского, что нас, ничего не подозревающих малых людей, постепенно пожирает Луна, коей мы являемся постоянной пищей. Совсем недавно еще один друг - друг детства - рассказал мне о том, что люди окружены энергетическими сферами разной напряженности и окраса, которые он видит прямо и непосредственно - и что наблюдаемое им движение энергий играет решающую роль в определении образа действий по отношению к окружающим; описание этих энергий в устах моего друга было не лишено известной экспрессивности.Каждый раз, сталкиваясь с подобным (тут я просто хочу изложить свои реакции, не желая никого задеть или обидеть), я чувствую нечто вроде брезгливости - смешанной с раздражением, подавленностью из-за невозможности установить контакт, сожалением, что близкий ранее человек зашел слишком далеко, интеллектуальной усталостью перед лицом непосильного предприятия. Возможно, все это предрассудки или мои личные особености, но дело не в них... В который раз обдумав все это и попытавшись обьяснить для себя причины такого отношения, я понял, что они связаны с крайне важным для меня внутренним состоянием - переживанием загадки мироздания. Переживание это, направленное на бесконечность мира, его глубину и неисчерпаемость, на его обещание, возникло у меня с детства - и является одной из составляющих интереса к жизни и надежды. Я очень хорошо отличаю людей, наделенных им, и тех, кто его лишен. И именно ему, этому переживанию, как мне кажется, угрожает оккультизм. Оккультный подход к жизни воспринимает определенные вещи слишком буквально - он лишено такта в отношении к уровню метафоричности знания и внутреннего опыта.
Для меня приближение к большим загадкам - к недоступным в нашем обычном опыте областям бытия подобно прогулке в горах, где с каждым десятком метров набранной высоты меняется состав деревьев и сама природа "леса". И главным в этом изменении является как раз ослабление буквальности - все более и более косвенная, сухая, бесплотная природа наблюдений, мыслей, слов и образов -- и одновременно все большая степень отдаленности от того, что они означают. С определенной точки прямое указание и усмотрение уже почти совсем исчезают и остается зачастую бессмысленный и лишенный всякого направления слепой зигзаг. Оккультист же каким-то образом не видит и не чувствует этого изменения. Он пересекает границу - но при этом сохраняет обычное плотное, плотское отношение к факту и реальности. Он смело подходит к крайним явлениям - как в окружающем мире, так и в своем внутреннем опыте - и берет их голыми руками, сжимает, тискает... Вот оно, с сангвинической радостью говорит он, запредельное и неуловимое, можете сами потрогать; давайте же все вместе будем им пользоваться. Что я могу ему сказать? Что та печень, которую он с кровью вырезал у окружающего мира и придя домой шлепнул на стол, ничуть не лучше обычной печени - за исключением легкого запаха и привкуса ацетона? Что у меня нет аппетита? Услышит ли он, уже вылив масло на сковородку и начав жарить?