В истории России было лишь три правителя с титулом «Великий». Почему — и кто
smapse — 13.08.2023За 1200 лет российскими землями управляли различные лидеры, и среди них были как обычные, так и выдающиеся личности: они принимали законы, проводили реформы, воевали, наказывали и прощали. Некоторые решения высшей власти приносили благополучие народу, в то время как другие тащили страну в пропасть страданий.
Только трое правителей получили титул «Великих» от последующих поколений: Иван III, Петр I и Екатерина II. Эти монархи сформировали историческое направление нашей нации и заложили основы государственной стратегии.
С давних пор одной из особенностей русского менталитета было почитание правящего образа. Историки заявляют, что величие становится неотделимым свойством фигуры лидера, который обладает практически божественным статусом в национальном мировоззрении. И все же далеко не каждого правителя или самодержца получают именование «Великий».
Иван III
Специалисты подчеркивают, что достижения и личность Ивана III до сих пор не получили должного признания среди ученых, несмотря на то, что он считается основателем России благодаря своему мудрому руководству.
С начала 1470-х годов XV века и до 1503 года, на протяжении нескольких десятков лет, многообразная Русь претерпела трансформацию в единую сущность — Московское государство, своеобразную пра-Россию, которая до того времени не существовала. За 30 лет территория, подчиненная московским властителям, значительно увеличилась, это стало важным этапом в истории России.
Именно Иван III объединил прежде разобщенные русские княжества под своим руководством, включая Ярославль, Пермь, Вятку и Тверь. Хотя некоторые историки считают его нерешительным, Иван III был умелым деятелем, который мог принимать твердые решения и использовать военную мощь, когда верил в успех.
Например, в 1477 году московские воеводы разгромили древнюю вечевую демократию Великого Новгорода, и город стал частью единого государства. Сопротивление новгородцев было жестко подавлено.
Кроме того, Иван III был успешным дипломатом и заключал союзы с правителями наиболее мощных областей развалившейся Золотой Орды, противостоял наиболее слабым потомкам хана Батыя.
Этот правитель, получивший прозвище «Великий», провел обширную административно-правовую реформу. В 1497 году был принят Судебник, который установил основы русской уголовно-процессуальной системы и систематизировал гражданские нормы права, действующие в отдельных княжествах.
Этот исторический документ определил условия, при которых крестьянское сословие получило возможность свободно менять место своего жительства и работы, переходя к другому боярину или помещику. Благодаря этому праву, известному как Юрьев день, крестьянам было обеспечено большее самоопределение и свобода передвижения.
Петр I
В некотором смысле Петр I Алексеевич может считаться основателем России — Российской империи. По меньшей мере, именно он установил ключевое направление развития страны, внедрив неимоверную «европеизацию» всех аспектов государственной и общественной жизни.
Персона и действия Петра I до сих пор имеют спорные оценки историков. Монарх-реформатор приобрел немало противников даже при своей жизни. Было отмечено, что консервативное общество сразу же противостояло переменам молодого правителя. Многие современники Петра I полагали, что он разрушает, а не меняет социальный уклад.
Московские аристократы связывали внешние мероприятия и внутренние реформы монарха с его личными прихотями, взглядами и привычками. Индивидуальные инновации они ставили в противовес личным традициям прошлого, считая, что Петр жестоко разрушает их наследие.
Тем временем, несмотря на очевидное сопротивление со стороны бояр, верховный правитель искренне верил, что Россия должна следовать по пути развития Западной Европы. В результате Петр I сделал гораздо больше, чем просто заставил бояр стричь бороды и носить иностранную одежду.
Он существенно усилил военную мощь государства, создал национальный флот, одержал ключевую победу в Северной войне и в 1721 году присоединил к России территории Ижорских земель, Лифляндии, Эстляндии, Выборга и части Карелии, отдельные области Финляндии. Эти территориальные приращения дали возможность первому императору преобразовать государство в Российскую Империю и заложить основы новой столицы — Санкт-Петербурга.
В 1724 году, по указу императора, в Санкт-Петербурге была основана Академия наук: это событие, имея большую символическую значимость, отмечало начало больших изменений в России, которые были вызваны усилиями Петра I в области образования.
Император активно способствовал прогрессу образования в своей стране, направляя молодых аристократов на учебу в зарубежные университеты, организовывая школы для детей госслужащих при епархиальных домах, поддерживая научные проекты и инициативы в области народного просвещения.
Таким образом, создание Академии наук было лишь одним из многих шагов, предпринятых Петром I для модернизации и улучшения образования в России.
Екатерина II
Исследователи отмечают, что во времена правления Екатерины II российские сухопутные войска и военно-морской флот одержали 78 значительных военных побед, что повлекло за собой утрату обширных территорий Польшей и Османской империей.
В частности, Россия присоединила к себе земли Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы, Курляндии, прибрежные районы Азовского и Черного морей. В результате территории, которыми управляла Российская империя, теперь охватывали пространство от Крыма до Аляски, где русские переселенцы активно занимались освоением новых земель.
За период правления Екатерины было основано свыше 140 новых населенных пунктов, за три десятка лет ее царствования численность населения Российской империи увеличилась с 18 до 35 миллионов человек. Монархиня расширила границы России на протяжении более чем 200 000 кв.км, государственный бюджет возрос вчетверо, а численность армии удвоилась.
Аналогично Петру I, Екатерина также уделяла огромное внимание образованию своих граждан. Она основала известный Смольный институт и учебное заведение для городских девушек в Петербурге, которое назвали в ее честь — Екатерининское. В то же время в провинциях продолжали создаваться новые образовательные учреждения, музеи и театры, а в Северной столице был заложен знаменитый Эрмитаж.
|
</> |