Зачем и как Китай истребляет свою самую большую этническую группу — уйгуров
smapse — 09.08.2023Уйгуры являются крупнейшим национальным меньшинством на территории Китая, однако местное правительство регулярно пытается уничтожить их культуру и историю. В китайской провинции с названием Синцзянь-Уйгурский автономный округ расположены «лагеря перевоспитания», где находится несколько сотен тысяч представителей казахской и уйгурской национальностей.
Эти места общественность называют концентрационными лагерями, где происходит крупномасштабное нарушение человеческих прав и ущемление свобод.
Сбежавшие оттуда пленники рассказывают, что китайские солдаты и ученые заставляют людей насильно делать аборты, принимать стерилизующие препараты, а после – отправляют на бесплатный рабский труд в крупнейшие компании страны.
На территории этого региона существует первая в Китае и мире система социального рейтинга, все уйгуры находятся под контролем и отслеживаются, а полиция и представители власти постоянно нарушают их естественные права.
Почему Китай начал уйгурский геноцид
Китайское государство давно взяло курс на полное уничтожение уйгурской национальности и строго ему следует. Геноцид и притеснения уйгуров со стороны китайцев начались из-за того, что эта нация стремилась обрести независимость от Китая и получить собственные земли.
Каждый новый протест уйгуров вызывал у правительства Поднебесной все более жесткую реакцию, что привело к тотальному контролю и силовому подавлению воли.
Уйгуры выступали за то, чтобы территория Восточного Туркестана – важнейшего для Китая региона – обрела независимость и собственную государственность.
СУАР, Синцзянь-Уйгурский автономный округ, обладает богатыми залежами полезных ископаемых, поэтому китайское правительство всеми средствами хочет сохранить контроль над ним.
В каких условиях приходится жить уйгурам
Правительство страны лишило граждан, живущих в СУАР, возможности общаться с внешним миром, тщательно скрывает всю информацию о вещах, происходящих в тамошних концлагерях, поэтому узнать что-либо оттуда – задача почти невыполнимая.
В Восточный Туркестан совсем не пускают туристов, представителям правоохранительных организаций или средств массовой информации попасть туда очень тяжело.
Само правительство КНР старается скрыть факт геноцида, точное количество жертв, павших в лагерях «перевоспитания», уклоняется от вопросов журналистов на тему уйгурского вопроса. Когда у представителей компартии спрашивают о концентрационных лагерях, вместо ответа они лишь поправляют журналистов и говорят, что лагеря «образовательные».
Несмотря на скрытность китайских политиков, мировой общественности все же удается заполучить шокирующую информацию о том, что приходится переживать попавшим в немилость китайского правительства уйгурам. Рассказывают об этом спасшиеся узники лагерей, хакеры и единичные путешественники, которым краем глаза удалось увидеть происходящее.
Недавно анонимная хакерская группировка заявила о том, что совершила взлом китайских серверов, откуда вытащили тысячи фотографий личных данных узников в закрытом регионе страны. Попавшие в сеть снимки спровоцировали масштабный общественный резонанс, ведь человечеству удалось впервые в хорошем качестве увидеть людей, живущих в концлагерях Китая.
На карточках заключенных (по сути, это именно заключенные) указаны их имена, фотографии, места жительства и другая информация. Среди информации есть и причины ареста, которые всем кажутся абсурдными: обход государственной цензуры, прослушивание запрещенных материалов и прочее.
Самые жестокие ограничения на уйгуров наложили после их последнего крупного протеста в 2009 году. После подавленной акции китайское правительство запретило уйгурам исповедовать ислам и любую другую религию, иметь более двух детей в семье, общаться с людьми из других государств, следовать своим традициям и обычаям. Чтобы ассимилировать и «растворить» уйгурскую нацию, компартия страны ввозит в регион жителей других областей страны.
Как работает социальный рейтинг в СУАР
В регионе ввели систему социального рейтинга, которая при помощи десятков тысяч камер с распознанием лиц и приборов для сканирования отпечатков пальцев отслеживает поведение и передвижение уйгуров.
Чтобы выполнить любое привычное для человека действие бытового характера (к примеру, зайти в подъезд дома, припарковать автомобиль или посетить магазин), уйгуру нужно отсканировать отпечаток пальца и лицо. Все его перемещения будут занесены в общую базу данных, на основе которой система начисляет или снимает очки социального рейтинга жителю.
Всего есть 3 категории, отражающие уровень социального рейтинга: безопасный, нейтральный, небезопасный. Первую категорию могут иметь только китайцы, живущие в СУАР, последние две достаются всем уйгурам.
Если представитель опальной нации совершает «правильные» действия, не нарушает строгие запреты и ничем не выделяется, он получает статус «нейтрального» гражданина. Если же уйгур подозревается в «опасных» действиях, он приобретает звание «небезопасного», после чего полиция без суда и следствия направляет его в «образовательный» лагерь.
У уйгуров в СУАР несколько лет назад отобрали паспорта, которые помогали им покидать страну. Вместо привычного удостоверения личности им выдали электронную карточку, где отображается статус, социальный рейтинг, биометрические данные в виде сканов лица и отпечатков пальцев.
Эту карточку уйгуры прикладывают к считывателям в магазинах, при переходе из одного района населенного пункта в другой. Если рейтинг уйгура будет удовлетворительным, вход в отдельные места ему будет доступен.
Жизнь в концлагерях
Все обладатели «небезопасного» статуса насильно отправляются в концлагеря на неопределенный срок, где их якобы обучают китайскому языку и профессиям.
Переселение в «образовательный» лагерь происходит без судебных разбирательств, что нарушает естественные права уйгуров на свободу и возможность распоряжаться своей судьбой. Семьи уйгуров, попавших в концлагеря, не могут заявить об этих бесчеловечных действиях, ведь уже более 5 лет они не имеют возможности общаться с внешним миром.
Семьи, родственники которых проживают в СУАР, уже несколько нет не могут узнать, что с ними, как у них дела, живы ли они вовсе, поскольку уйгурам в закрытом регионе запрещено даже говорить по телефону с семьей.
С 2015 по 2018 годы рождаемость в СУАР снизилась почти на 70%, что стало беспрецедентным случаем. Происходит это по той причине, что китайское правительство запретило иметь более 2 детей на семью, а женщин, беременных третьим ребенком, заставляют насильно делать аборт, выплачивать штраф и отправляться в лагерь «перевоспитания», где уйгурок принудят пройти стерилизацию. Женщины, которые приняли эти таблетки, навсегда теряют способность забеременеть и выносить ребенка.