В греческом зале
picturehistory — 09.04.2018 "Человек есть мера всех вещей", говорили древние греки. Человек был главным объектом и героем античного искусства на протяжении двенадцати веков, от эллинской архаики до римской классики.Греческий зал. Лувр, Париж
Эта запись - "прогулка по античности" в залах нескольких европейских музеях. Отбор экспонатов исключительно на мой субъективный вкус.
Архаика и ранняя классика
VII-VI века до нашей эры стали для древней Греции периодом географических и культурных открытий. Возникают новые школы и направления в философии, архитектуре, изящных искусствах. Скульпторы учатся создавать реалистичные изображения людей. Культурный всплеск того времени можно наверное сравнить с эпохой Возрождения, это была весна античного искусства. Возможно поэтому греческая архаика всегда таит в себе улыбку...
Сфинкс из Наксоса, ок. 560 г.до н.э. Археологический музей, Дельфы, Греция
Изваяние этого сфинкса венчало десятиметровую колонну ионического ордера у обочины священной дороги, ведущей к храмовому комплексу в Дельфах. То был дар жителей острова Наксоса богу Аполлону. Согласно легенде, сфинкс - это существо, грозившее смертью каждому, кто не сможет разгадать заданную им загадку. Однако дельфийский сфинкс не вызывает того священного трепета, который чувствовуется в изображении подобных чудищ в искусстве древнего Востока. Скульпторы Греции, создававшие мифологических существ, уже в архаическую эпоху умели возвыситься над ними, показать их без принижения собственных духовных качеств.
Кариатида сокровищницы Сифноса, ок 525 г. до н.э. Археологический музей, Дельфы, Греция
В VI в. до н.э. остров Сифнос слыл самым богатыми из всех греческих островов благодаря найденным тут запасам золота и серебра. Жители острова решили поднести в дар Аполлону десятую часть своего богатства, для чего построили специальную сокровищницу в Дельфах. Она представляла собой небольшой храм из драгоценного паросского мрамора, фронтон которого поддерживали две кариатиды.
Слово "кариатида" происходит от названия города Кария, жители которого выступили на стороне персов в войне против греков. Когда греки одержали победу над персами, то увели карийских женщин в рабство, чтобы они позором расплачивались за преступление своих мужей. Греческие архитекторы использовали изваяния этих женщин для общественных зданий, помещая их для несения тяжестей и нагрузок, чтобы потомки помнили о наказании карийцев.
Зал кариатид. Лувр, Париж
Зал кариатид находится в крыле Лувра, построенном в XVI веке. Скульптуры выполненны Жаном Гужоном в 1550 году. В настоящее время здесь выставлены римские копии древне-греческих произведений.
Героическая эпоха греко-персидских войн и годы, непосредственно за ними последовавшие, были временем бурного роста греческих полисов. В борьбе с персами они доказали свою силу и вступили вслед за тем в пору наивысшего могущества. Начался период широкого строительства общественных архитектурных сооружений, создания монументальной скульптуры и фресок, которые утверждали силу и значение греческих городов-государств, достоинство, величие и красоту человека. Греческое искусство начала V в. до н.э. было пронизано поисками методов реалистического изображения человека, достоверной передачи движения, создания естественных групповых композиций.
Возничий, ок 475 г. до н.э. Археологический музей, Дельфы, Греция
Статую воздвигли в Дельфах в 474 г. до н. э. в ознаменование победы команды колесниц на Пифийских играх 478 до н. э. Надпись на постаменте скульптуры гласит, что ее создали по велению правителя греческой колонии на Сицилии, как дар Аполлону, даровавшему победу в гонках. Первоначально «Возничий» являлся частью крупной скульптурной группы, которая включала колесницу, квадригу или шестерку коней и двоих слуг. В первозданном состоянии, это вероятно была одна из самых впечатляющих статуй своего времени. "Возничий" — одна из немногих греческих бронз, в которых сохранились инкрустация глаз ониксом и детализация ресниц и губ с помощью меди.
Мужской торс, 480-470 г. до н.э. Лувр, Париж
Этот торс был создан на переломном этапе между архаическим и классическим периодом и свидетельствует о прогрессе в представлении мужской обнаженной натуры, который был достигнут к пятому веку до нашей эры. Жесткость архаических куросов (скульптур юношей) исчезла, а анатомия тела стала точна. Поражаешься "спортивной сборке" туловища, мощным плечам и прекрасным пропорциям. Торс и грудные мышцы асимметричны, а это значит, что было отражено движение и руки фигуры уже не прилегали к телу, а передавали жесты.
Пеоний. Ника Олимпийская, ок. 420 г. до н.э. Археологический музей Олимпии, Греция
До нас дошло единственное оригинальное произведение Пеония — подписанная его именем мраморная статуя крылатой богини победы Ники. Это был дар мессенцев Зевсу Олимпийскому за победу над спартанцами в битвах 425-421гг. до н.э. Фигура богини отличается удивительной изящностью форм и в особенности силой и смелостью своего движения. Экскурсовод рассказывал нам, что по легенде Нику лишили крыльев олимпийские спортсмены, дабы победа никуда не могла от них улететь, но на мой взгляд это маловероятно, поскольку статуя стояла на 9-метровой колонне и не была связана с олимпийскими играми. Бескрылая Ника (намеренно созданная такой) действительно существовала, но в Афинах.
Зрелая классика
Вторая половина V в. до н.э. была временем расцвета древнегреческого искусства. Ведущая роль в это время принадлежала Афинам - самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении городу-государству. Афины при Перикле стали крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром древнего мира, здесь работало множество местных и приезжих архитекторов, живописцев, скульпторов.
Кресилай. Бюст Перикла. Копия с оригинала ок. 440 г.до н.э. Старый музей, Берлин
Самым главным и самы прекрасным сооружением эпохи Перикла был ансамбль Афинского акрополя, который господствовал над городом и его окрестностями. Старый Акрополь был разрушен во время персидского нашествия и во второй половине V в. до н.э. на его руинах были возведены новые постройки - Парфенон, Пропилеи, храм Ники Бескрылой, Эрехтейон. Планировка и постройка Акрополя были выполнены по единому продуманному плану и в сравнительно короткое время под общим руководством великого скульптора Фидия. Акрополь должен был не только воплотить представление о могуществе и величии Афинской державы, но и впервые в истории Греции выразить идею общеэллинского единства.
Ночной Акрополь, Афины
Нынешние разрушения Парфенона вызваны не временем. Превращаемый то в христианский храм, то в мечеть, Парфенон простоял целым две тысячи лет. Но в 1687 г. во время венецианско-турецкой войны итальянцы осадили Акрополь, где укрылся турецкий гарнизон. Узнав, что турки устроили в Парфеноне пороховой склад, венецианцы начали целенаправленный обстрела храма из мортир, стремясь пробить его крышу сверху. Одна из бомб достигла цели и последовал страшный взрыв. Были разрушены три из четырех стен здания, обрушилась вниз вся крыша и большая часть знаменитого фриза. В одну минуту прославленный шедевр превратился в обожженную руину.
Что не сумела сделать итальянская бомба, то довершил английский посланник в Турции лорд Элгин. Воспользовавшись разрешением турок вывезти "несколько плит" с надписями, он выкрал почти все оставшиеся части фриза и скульптуры Парфенона. Боясь народного возмущения, он, как последний вор, погрузил их ночью на корабль и увез в Лондон. Когда снимали статуи с уже поврежденного западного фронтона, он обрушился и разбился. Я намерено не привожу здесь ни одной фотографии греческих скульптур из Британского музея, чтобы еще раз напомнить об этом преступлении англичан.
Фидий. Зевс Олимпийский. Римская копия I в.н.э. по греческому оригиналу V в. до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Большинство творений Фидия, восхивщавших его современников, погибло. Лучшими из них были огромные фигуры из слоновой кости и золота Афины для Парфенона и Зевса для храма в Олимпии. Состязания олимпийцев посвящались победе Зевса над жестоким Кроном, и поэтому Зевс считался покровителем игр. Фидий наделил Олимпийского Зевса человеческим благородством. Его поза торжественна, величава и спокойна; лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, не только строго, но и добро. По словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия, объявленного одним из семи "чудес света". Эрмитажная копия Зевса была найдена при раскопках на римской вилле императора Домициана в конце XVIII века. Тогда же ее предложили Екатерине II, однако цена была слишком высокой. Спустя век статуя оказалась в коллекции, назначенной к распродаже на аукционе, но папские власти разрешили директору Императорского Эрмитажа Гедеонову произвести отбор и покупку отдельных предметов до начала торгов. Тогда Зевс и попал в Эрмитаж под римским именем Юпитера.
Афродита и Эрос. Римская копия I в. до н.э. с греческого оригинала V в. до н.э.
Датировка этой скульптуры спорна, и существуют разные версии от I-го до V веков до н.э. Предположительно, автор греческого оригинала был учеником Фидия - величайшего художника периода высокой классики.
В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим замечательные произведения эпохи Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Были достигнуты и первые успехи в раскрытии духовной жизни личности.
Пракситель. Торс Афродиты Книдской. Римская копия II в.н.э. греческого оригинала IV в.до н.э. Лувр, Париж
Пракситель был мастером лирических божественных образов. Наиболее известна его скульптура Афродиты, сделанная по заказу острова Коса, но перекупленная жителями острова Книд, которая получила название "Афродиты Книдской". Пракситель впервые обнажил Афродиту: ей одной позволялось демонстрировать свою красоту без одежды. Богиня словно только что вышла из воды, прикрываясь руками. Сохранившиеся копии не передают красоту статуи, которая была очень нежно тонирована воском и подкрашена. Как писали современники, Пракситель использовал в качестве модели свою возлюбленную, гетеру Фрину, что по тем временам было кощунством. Фрину обвинили в безбожии и вызвали в суд. Ее защитником был знаменитый оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдёрнул с Фрины её одежду. Красота женщины произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь, согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.
Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Середина IV в. до н.э. Археологический музей, Олимпия.
Это единственный дошедший до нас оригинал работы Праксителя. Гермес изображен остановившимся во время пути. В несохранившейся кисти правой руки Гермес, по-видимому, держит гроздь винограда, к которой и тянется младенец Дионис (пропорции его свсем не детские, и это было обычным в тогдашних изображениях детей). Художественное совершенство этой статуи заключено в поразительной по своему реализму жизненности образа, в том выражении глубокой и тонкой одухотворенности, какое сумел придать прекрасному лицу Гермеса скульптор. Способность мрамора создавать мягкую мерцающую игру света и тени, передавать тончайшие фактурные нюансы и все оттенки движения формы была впервые с таким мастерством разработана именно Праксителем.
Пракситель. Венера. Римская копия II в.н.э. греческого оригинала IV в.до н.э. Лувр, Париж
Вам нравится эта статуя? Мне нет. Но что-то меня зацепило, я остановился и начал читать табличку. Неужели это Пракситель??? Но, дочитав до конца, увидел: оказывается голова, кисти рук и амурчик - это поздние вставки, добавленные при "реставрации" XVII века. Мысленно уберирите их и вы поймете: да, это Пракситель.
Голова Аристотеля, римская копия 25-75 гг. н.э., с греческого оригинала IV в. до н.э.
После смерти Аристотеля в 322 году до н.э., благодарные Афиняне воздвигли бронзовую статую философа в основанном им Лицее. Известно несколько мраморных копий головы этой статуи и среди них венская считается наиболее точной и хорошо сохранившейся. В течение нескольких лет Аристотель обучал Александра Великого, и Александр, как говорят, очень чтил своего учителя и увековечил его в портретной статуе, созданной его любимым скульптором Лисиппом Сиционским. Достоверно, однако, не известно, основан ли настоящий портрет на скульптуре Лисиппа.
Эллинизм
К концу 4 в. до н. э. на развалинах огромной державы Александра Македонского возникли государства нового типа, которые вступили в период исторического и культурного развития, получивший название эллинизма. Для культуры эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства на грандиозную по размерам территорию: от Сицилии на западе до Персии на востоке, от Северного Причерноморья до Египта на юге.
Пергамский алтарь, II в.до н.э. Пергамский музей, Берлин. Фото - Википедия
Пергамское царство находилось в Малой Азии, на территории современной Турции. В его столице Пергаме был возведен грандиозный "Алтарь Зевса" (180—160 гг. до н. э.), символизирующий могущество государства. Цоколь Алтаря был опоясан лентой скульптурного фриза, где с необыкновенной силой была запечатлена эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Алтарь создавался в ознаменование побед пергамцев над вторгшимися в Малую Азию кельтскими племенами (галатами), но выходит далеко за пределы этого узко-временного значения.
Удивительна история обретения памятника: его обломки были найдены благодаря строительству дороги. Турция пригласила немецкого инженера Карла Хуманна для проведения работ и он-то и обнаружил части алтаря в 1872 году. Хумман употребил все свое влияние, чтобы во "внутренние дела турков", как это называлось на дипломатическом языке, вмешалось германское правительство и спасло памятник от уничтожения. Спустя пять лет директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок и было подписано соглашение по которому находки перешли в собственность Германии. Там они были выставлены в специально построенном для алтаря здании, получившем название Пергамского музея. Сейчас часть музея, где выставлен Пергамский алтарь, находится на реконструкции, которую планируют закончить в 2019 году, поэтому фотографию я привожу из Википедии, своей у меня нет.
Ника Самофракийская, II в. до н. э. Лувр, Париж.
Крылатая богиня Победы была установлена на высокой отвесной скале на маленьком острове Самофракий в память о победе над флотом сирийского царя. Изваяние богини помещалось на фигурном постаменте, похожем на нос военного корабля. В правой руке Ники была зажата труба, звуками которой она возвещала победу. Порывистость стремительного шага Ники Самофракийской передает напряжение эпохи, острое и радостное чувство победы. Могучие тяжелые крылья, распахнутые за ее спиной, будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета.
Агесандр Антиохийский. Венера Милосская, II в. до н. э. Лувр, Париж.
Среди подчеркнутого драматизма эпохи статуя Венера Милосской воспринимается величавой и строгой в своей мудрой простоте. В ее позе нет ни кокетства, ни жеманства: перед глубокой сущностью этого божества, по-иному понятой на исходе эллинизма, кажутся напрасными страдания окружающих ее героев. Величие, запечатленное в статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи к гармонии и любви. В идеальности пластических форм мастер воплощает интуитивно понятое духовное совершенство, поискам которого человечество посвятит долгие последующие века. Неслучайно эта скульптура стала такой знаменитой.
Камея Гонзага, III в. до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фото - Википедия
Камея представляет собой парный портрет эллинистических фараонов Египта Птолемея II Филадельфа и Арсинои II, супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой. Выполнена неизвестным автором в Александрии Египетской. Попала в Эрмитаж в 1814 году из коллекции Жозефины Богарне, первой жены Наполеона. В 1814 году, вступив с войсками во Францию, император Александр I нанес Жозефине визит и был тронут ее бедственным положением. Он отдал распоряжения относительно обеспечения ее безопасности, когда союзные войска входили в Париж. В знак признательности Жозефина подарила Александру эту камею.
"Берлинская танцовщица". Римская копия II в.н.э. по оригиналу конца II в. до н.э. Старый музей, Берлин
Около этой скульптуы я провел наверное половину времени, оставшуюся у меня на Старый музей. Неизвестно, кого изображает статуя. Возможно это танцовщица, возможно менада - жрица Бахуса, исполняющая свою неистовую пляску на вакханалии. Завораживают необыкновенная экспрессия и энергия образа. Движение прередано предельно точно и в то же время очень изящно. Мне не удалось показать этого на снимке, но мрамор летящей ткани выделан настолько тонко, что во многих местах просвечивает.
Ротонда Старого музея, Берлин. Здесь выставлены статуи греческих и римских богов.
Три грации. Римская копия II в.н.э. по эллинистическому оригиналу II в.до н.э. Лувр, Париж
Хариты (римское - грации) — в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Они были дарительницами вдохновения и любви к искусству, Гомер также называл их спутницами богини любви Афродиты. Аглая олицетворяла красоту и блеск, Евфросиния - радость, Талия - изобилие. Луврская скульптура была реставрирована в начале XVIII века для коллекции кардинала Боргезе. При этом были добавлены ранее утраченные головы всех граций.
Гелиодор Родосский, Пан. Римская копия II в.н.э. с оригинала ок. 100 г. до н.э. Лувр, Париж
Пан - бог пастушества, скотоводства, плодородия и дикой природы. Он был сыным Гермеса и одной из нимф, и как писал Гомер, родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес отнес его на Олимп, где он развеселил всех богов. Здесь Пан сидит на скале со свирелью и гроздью винограда. Это частичная копия утраченной двухфигурной группы работы Гелиодора Родосского; она представляла Пана преподающего искусство игры на флейте пастуху Дафнису.
Спящий Гермафродит. Римская копия III в.н.э. по оригиналу II в.до н.э. Лувр, Париж
Гермафродит был сыном богов Гермеса и Афродиты, о чём и свидетельствует его имя. Однажды нимфа Салмакида увидела его купающимся и тут же без памяти влюбилась. Однако, не сумев очаровать юношу, Салмакида обратилась с молитвой к богам, чтобы те навсегда соединили ее с возлюбленным. Ее молитва была услышана, но выполнена буквально: их тела слились и Гермафродит стал двуполыи существом.
Известны по крайней мере еще три римских копии этой эллинистической скульптуры (Флоренция, Рим, Санкт-Петербург). Луврская отличается тем, что по заказу кардинала Боргезе Гермафродита переложили на матрас, специально для это изваянный итальянским скульптором Бернини в 1619 году.
Римское искусство
С угасанием эллинистических государств в конце I в.до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной Римской державы. В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежат в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифотворчества греков.
Ворота Милетского рынка, II в.н.э. Пергамский музей, Берлин
Раскопки в районе античного Милета, где и были найдены ворота, производились в начале XX века под руководством немецкого археолога Теодора Виганда в рамках соглашений с правительством Османской империи. Памятник был доставлен в Берлин по частям в течение 1907-08 гг. и затем собран в специально постоенном зале.
Ордерная система в архитектуре была одним из важных достижений античной цивилизации. Основные архитектурные компоненты были разработаны древними греками. Римляне, унаследовавшие их набор, стали более свободно и одновременно более педантично его применять, усложняя комбинации. Этот прием прекрасно виден на примере милетских ворот. Симметрично расположенные арки перемежаются не функциональными, а чисто декоративными композициями из колонн. Второй этаж повторяет первый, только становится пропорционально меньше. Мастера интуитивно использовали такую меру уменьшения арочных проемов, диаметра и длины колонн, которая кажется естественной, логичной и не мешает целостному восприятию соружения.
Гемма Августа, Рим, ок. 10 года н.э. Музей истории искусств, Вена
Гемма Августа — это барельефная камея, сделанная из двухслойного арабского оникса. Нижний слой камня синевато-коричневый, а верхний, в котором вырезаны фигуры - белый. Многие специалисты считают создателем геммы мастера Диоскурида, который был любимцем Августа и чьи работы высоко ценились в Риме. Рудольф II Габсбург купил эту гемму для своей коллекции древностей за 12000 золотых монет. Нижняя сцена геммы изображает установку триумфального столба после победы над варварами. Пленные галлы или германцы сидят рядом с римскими воинами. В верхней половине триумфатор Цезарь Август восседает в окружении богов и готовится к поездке на колеснице в сопровождении своих полководцев.
Битва Кентавров с хищниками, Рим, 130 г.н.э. Старый музей, Берлин
Одна из самых впечатляющих римских мозаик, найденная на полу виллы императора Адриана в Тиволи. Доподлинно неизвестно, служила ли ее прототипом греческая картина, или это оригинальное римское произведение. Древнегреческое искусство, как правило, подчеркивало животную сторону кентавров, позднее акценты были смещены на воспроизведение их человеческих черт. В этой мозаике явно преобладает второе направление и это роднит мозаику с римским искусством. Кентавр-мужчина победил напавшего на него льва, и теперь бросился защищать свою подругу, которая упала и возможно уже погибла.
Морской кентавр, несущий Силена, II в.н.э. Лувр Париж
Полу-бог Силен был воспитателем Диониса-Вакха. Его часто изображали подвыпившим или пьяным стариком, с чашей в руках или с бурдюком вина, среди спутников Диониса. По легенде, фракийский царь Ликург выгнал Диониса и его свиту в море, откуда Силена вынес морской кентавр.
Портрет императора Септимия Севера, ок. 200 г.н.э. Старый музей, Берлин
Портрет римского императора Септимия Севера с женой Юлией Домной и сыновьями Каракалой и Гетой. Когда Септимий Север умер, императорами стали Каракалла и Гета. Молодые люди никогда не любили друг друга и часто ссорились. В 211 году Гета был убит центурионами Каракаллы, после чего тот стал единственным императором. Каракалла повелел, чтобы память о его брате была стерта - вот почему на месте лица Геты темное пятно.
Сократ и Сенека. Копия III в.н.э. с римского оригинала I в.н.э. Новый музей, Берлин
Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменовало поворот в философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и духовных ценностей. Его учаниками были Платон, Ксенофонт, Евклид. Сенека - римский философ-стоик, оратор, поэт. Он был воспитателем млодого императора Нерона, но не сумел привить тому своих взглядов. Покончил с жизнью по велению императора, который считал его "моральной преградой" на своем пути. В римское время двойные гермы с философами, мудрецами, политическими деятелями, демонстрировали преемственность от Эллады к Риму. Таким образом они имели не только эстетическое, но и историко-культурное значение.
Фаллический Меркурий, I-III вв.н.э. Старый музей, Берлин
Для римлян фаллос был символом плодородия и удачи, он защищал от любого зла. Его носили на шее как амулет, вешали в доме или в магазине вместе с колокольчиками или лампами, использовали как оберег, охраняющий дом или человека. Боги Приап и Меркурий иногда изображались в форме фаллосо-подобных фигурок, одна из которых показана на снимке. Бывало, такие обереги, спрятанные в золотые футлярчики, надевали детям. Римские войны, возвращаясь с победой, прикрепляли фаллосы-амулеты к колесницам, чтобы ослабить силу завистливых взглядов.
Почетная надпись императора Августа, 31 г.до н.э. - 14 г.н.э. Пергамский музей, Берлин
Как говорится, из песни слова не выкинешь. Молодая христианская религия, как и другие революционные течения, часто отрицала предшествующую культуру и не щадила античных памятников, считая их языческими. Особенно доставалось изображениям богов и императоров, которые в римской империи бли равны богам. На этой римской надписи, прославляющей императора Августа, красуется нацарапанный хрисианский крест. Что ж, это и символ, и знак того, что римской империи пришел конец...
Римский погребалный монумент и стоя из Милета, I-II вв.н.э. Пергамский музей, Берлин
Античная стоя - это длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Берлинскую стою нашли в Милете, на ней установлены бюсты императоров Траяна и Адриана. Стоя скомбинирована с полукруглым балконом, который собран из погребального памятника Картинии, жрицы Юноны в древнеримской Фалерии. Фасад цилиндрической гробницы украшен богатым карнизом, над ним находится парапет из резных мраморных плит и погребальных алтарей.
|
</> |