В. Франкл: оставаться человеком


Книгу Виктора Франкла с красноречивым названием «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» я читаю второй раз. И, конечно, нахожу в ней много нового, того, что не заметила в первый. С хорошими книгами всегда так.
У этой книги есть подруга. Называется «Просвещенное сердце», автор — Бруно Беттельгейм тоже психиатр, тоже побывавший в концлагере, правда, находился он там одиннадцать месяцев, тогда как Франкл — почти три года с сентября 1942 до апреля 1945, когда Дахау освободили союзники. Беттельгейма стоит прочесть, он во многих вещах перекликается с Франклом.
Результатом пребывания Франкла в концлагере стала логотерапия — исцеление словом (смыслом). Потому что «вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А еще потому, что слово может все. Сущность новой отрасли психологического знания в том, что смысл жизни можно найти в самых нечеловеческих условиях, даже там, где жизни почти уже нет. Даже в смерти:
Я поведал им историю моего товарища, который в самом начале лагерной жизни заключил «договор» с небесами: пусть любые его страдания и его смерть станут той ценой, которую он платит за то, чтобы смерть любимого человека стала легкой. И для него страдания и смерть перестали быть бессмысленными, они наполнились высоким смыслом. Да, он не хотел мучиться и умирать просто так. И мы этого тоже не хотим!
Если этот безвестный мученик смог найти в жизни смысл, то мы,
пользующиеся всеми благами цивилизации просто обязаны это сделать.
Мы не имеем морального права страдать и проклинать жизнь,
правительство, коронавирус. Потому что у нас есть выбор, а
узники концлагерей его не имели. И все же смогли сделать свое
существование осмысленным. Хотя Франкл настаивает, что выбор был
даже у заключенных Аушвица...
Не будет преувеличением сказать, что книга Франкла подарила и продолжает дарить надежду миллионам людей. Потому что описывает ужас нацистских лагерей с позиций гуманизма (особенно показательна в этом отношении глава «Психология лагерной охраны»). И в лагере, и со страниц книги автор обращается к тем духовным силам, которые заперты внутри каждого человека, и на которых держится человеческое достоинство, мобилизует эти силы, приводит собственный пример.

Согласно Франклу, взрослый человек свободен всегда, в любой отдельно взятый момент времени. Даже если к его виску приставлен пистолет. Объективные обстоятельства (пистолет) могут ограничивать свободу передвижения (человек не может убежать), однако, у него все же остается свобода выбора — внутренняя подлинная свобода. Поступить так, как он считает правильным, как он сам того хочет. И эту свободу уже никто не отнимет.
Я прочел как-то письмо одного пациента, относительно молодого человека, в котором он делился со своим другом печальной новостью — он только что узнал, что никакая операция ему больше не поможет и что жить ему осталось недолго. А дальше он пишет, что в этот момент вспомнил один давно виденный фильм, герой которого спокойно, отважно, достойно шел навстречу своей смерти. Тогда, под свежим впечатлением, он подумал: умение так встретить смерть — это просто «подарок небес». И теперь судьба дала ему такой шанс…
Помимо смысла жизни, в книге Франкла очень много место уделено
психологии выживания. Как уцелеть в экстремальной ситуации,
длиной в три года? Какие способы действия и стратегию
выбрать? На что прежде обратить внимание: на тело или душу? Для
психолога ответ очевиден: сначала душа! А тело подтянется.
Выведенную им формулу Франкл назвал «упрямством духа». Дух закаляется, становится упрямым вопреки (и благодаря) страданиям, которые испытывает тело и душа. Дух — это воля, воля к жизни, к осмысленному существованию.

Лагерь обезличивает, превращает человека в вещь, бесплотную тень, номер на руке. Расчеловечивание начинается, едва узник входит в товарный вагон, везущий к финальному пункту назначения. Хотя нет, еще раньше, когда человека арестовывали, зачитывали обвинительный приговор и приказывали собрать вещи.
Довольно быстро психика пленника переходит в состояние перегрузки, за которой следует апатия. Нормальные чувства угасают, душевная боль слишком сильна, и мозг переводит человека в режим строжайшей эмоциональной экономии. Единственной целью становится выжить, и поскольку бежать нельзя, наилучший выход — раствориться в общей массе.
Мы дошли до состояния стада овец, которые только и знают, что избегать нападения собак и, когда их на минутку оставят в покое, немного поесть. И подобно овцам, при виде опасности боязливо сбивающимся в кучу, каждый из нас стремился не оставаться с краю, попасть в середину своего ряда, в середину своей колонны, в голове и хвосте которой шли конвоиры. Кроме того, местечко в центре колонны обещало некоторую защиту от ветра. Так что то состояние человека в лагере, которое можно назвать стремлением раствориться в общей массе, возникало не исключительно под воздействием среды, оно было и импульсом самосохранения.
Человека в апатии чаще всего уже невозможно вернуть к жизни. Ежедневное наблюдение страданий, собственных и других заключенных, развивало в нем равнодушие и безразличие. Угасали не только доброта, жалость и желание помочь, но и брезгливость, страх, возмущение. Депрессия застилала сознание узников плотным саваном, защищая таким образом от выгорания. Люди переходили к примитивному существованию, регрессировали на уровень животных, главной потребностью становилась потребность в пище. Абстрактные рассуждения и умственная деятельность, так свойственная нам в мирное время, исчезали совершенно.
Итак, по мнению Франкла, только крепкий дух был способен противостоять условиям лагерной жизни. Задачей человека становился поиск смысла жизни и цели, ради которой необходимо жить, даже самой несуразной, но такой, какая способна была мобилизовать остатки сил, сделать существование осознанным, логоцентричным.

Каждый из нас уникален, а следовательно, у каждого будет собственный смысл и собственный путь. Кстати, само понимание уникальности формирует ощущение незаменимости, неповторимости дороги жизни, которую кроме тебя никто не пройдет. И тогда человек понимает и принимает ответственность за жизнь. Он хочет, он готов прожить ее достойно, несмотря на все тяготы, которые выпали или еще выпадут ему на долю.
Лагерному гнету человек мог противопоставить силу духа, поскольку, как уже упоминалось выше, свободу реагировать или относится к чему-то определенным образом, отнять нельзя.
А вы читали книги Франкла? Беттельгейма? Сформулировали для себя какие-то важные выводы?