В этот день… 5 апреля
shatff — 05.04.2014 О Ледовом побоище – и князе Александре НевскомСогласно учебникам, в этот день произошло Ледовое Побоище (или если угодно – Чудская битва), но, с Вашего разрешения, мы используем это, якобы, хорошо известное событие, как повод для разговора о Святом Благоверном Князе Александре Ярославиче, более известном, как Невский. (Как многие помнят, это он какое-то время назад был провозглашён «Именем России» – впрочем, конспирологи утверждают, что всё было подстроено, чтобы на первое место не водрузился, не к ночи будь помянут, Иосиф Виссарионович).
О Чудской битве достоверно известно одно – она была! И победа – тоже. Дискуссии о предшествовавших событиях, дате, конкретном месте, численности участников, и, соответственно, потерях продолжаются – причём, конца им не предвидится по причине лапидарности хоть наших, хоть немецких летописцев. Остаётся пересматривать затёртый до дыр блокбастер Эйзенштейна, на котором и основаны представления многих поколений соотечественников.
Таким образом, пересказывать никому доподлинно неизвестный ход сражения бессмысленно – а вот обстоятельства, и, главное, – последствия Александровой деятельности заслуживают внимания.
Мнений, как водится, много. Например, традиционалисты уверены, что великий полководец Невский, с одной стороны, спас страну от западного порабощения, а с другой – не дал распространиться монгольскому нашествию… причём заодно, походя, основал будущую московскую династию. Вполне логично, что кульминация его деятельности видится в Чудской битве, а её прямым следствием – остановка «Дранг нах Остен».
По другой концепции, никакого западного крестового похода на Русь не существовало даже в помыслах, а восточные кочевники остановились по своим причинам – в основном, потому, что князь Александр служил им ретивей любого баскака. Что касается Ледового побоища, то это была мелкая стычка из-за временных пограничных разногласий, и важных последствий она не имела. (Тут нам напоминают, что с Ливонским орденом три с лишним столетия спустя всё ещё вовсю воевал Грозный).
Существует и вполне привлекательная гипотеза Гумилёва. По ней никакого «ига» вообще не было – а был гармоничный симбиоз «Руси и Великой Степи»; а знатный ордынский вельможа Александр регулярно водил на западных агрессоров ордынско-русские рати – причём, отметились азиаты и в интересующей нас Чудской битве. (Хотелось бы робко встрять с тем, что в Орду князь, вроде бы, поехал на несколько лет позже – но мешает авторитет великого евразийца).
Наконец, известны совершенно очаровательные версии, по которым не было не только ига, но и, как таковых, «монголов»; а князь Александр, на самом деле, не то – Батый, не то – бери выше – Чингисхан; одним словом – правитель Великой Тартарии. (Честное слово, проголосовал бы – но никто не предлагает!)
Можно дискутировать о причинах, по которым Батый не дошёл до Новгорода – включая ту, что Ярославич, продолжая отцовскую линию, «прогнулся» – но давайте рассудим: а если бы дошёл? Вспомним судьбу «матери городов русских», Киева – да и многих других. Да, Александр провёл ханскую перепись, жёстко собирал дань – но обходился своими силами. Традиция продолжилась – и того же Ивана Калиту мы, вроде бы, не слишком осуждаем?
Есть мнение, что Орден был недостаточно силён, и слишком занят колонизацией своих ливонских владений – а о «покорении Руси» и не задумывался. Это очень похоже на правду, но спросите: о каких таких «своих владениях» идёт речь? И чем занимались на них прибывшие из палестин «слуги господни»? (Современные прибалты гордятся рыцарскими городами – только забывают, что их-то предкам вход в них был категорически заказан! Более того – их гоняли, как зайцев, по всей округе). Правда, отдадим должное – местные, как могли, отбивались. А теперь вопрос – не будь этого сопротивления и «пограничных стычек» с воинством Александра – что стали бы делать «немощные рыцари»? Не возникло бы у них идеи слегка продвинуться-таки «нах Остен»?..
Александра укоряют «Неврюевой ратью» и «братоубийственным» взятием Владимира. Факт, действительно, имел место – но, в сущности, ничего экстраординарного не случилось. В средние века ближайшие родственники резали друг друга, почём зря – как раз брат Александра, Андрей Ярославич, благополучно бежал (а вероятнее всего, был заботливо вывезен) на милый ему Запад. Обыденным было и вовлечение в «междоусобные войны» иноземцев – до ордынцев в этой роли выступали, например, половцы.
Говорят о том, что Новгород с Псковом воевать с немцами не хотели, а хотели торговать – и вообще, жить в мире. Мол, нечего было Александру лезть. Несомненно, определённые круги и впрямь склонялись в сторону Запада – вообще, северный сепаратизм окончательно удалось сломить только двум грозным Иванам. Но, возвращаясь, – долго бы могла продлиться эта идиллия в соседстве с рыцарями, которые, помнится, в своё время умудрились Константинополь с Иерусалимом попутать?..
PS: Итак, Александр останется в истории двумя историческими выборами. Во-первых, он предпочёл веротерпимых ордынцев – и отверг идеологически чуждых католиков. Во-вторых, заложил основы новой русской территориальности, оставив «Червонную Русь» на растерзание восточным и западным ордам. И, как мы знаем, его потомкам довелось не только обосноваться в новом центре, но и выстроить тут русскую государственность. (Будем помнить: Русь времён Александра – это не государство!)
Но как раз эту будущую «варварскую и азиатскую» государственность некоторые особенно не могут ему простить! До сих пор сокрушаются – как же так, мол – могли же пойти по цивилизованному западному пути…
Что на это возразить? В сущности, нечего. Кроме одного – совсем не факт, что путь этот оказался бы долгим и успешным. Как показывает практика, на Западе отношение к «попутчикам» неизменно оказывается вполне утилитарным…
А так – получилось своё государство. И стои́т себе – не одну сотню лет, хотя некоторые считают его корявым и неудачным. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 5 апреля 1950 года родилась Агнета Фельтског, вокалистка легендарной шведской группы ABBA. Между прочим, ещё до этого Агнета была успешной певицей – в частности, она выступила в роли Марии Магдалины в шведской постановке мюзикла «Jesus Christ Superstar». Записывалась она и после распада ABBA – редко, но с неизменным успехом.
|
</> |