рейтинг блогов

В этот день 30 октября – 1

топ 100 блогов shatff30.10.2018 О Российском военно-морском флоте – а также инженерах-механиках

Сегодня в России отмечается День инженера-механика – не вдаваясь в историю этой интереснейшей профессии (начинать, вероятно, придётся с Архимеда – хотя, прямо скажем, его хитроумные изобретения смогли не более чем отсрочить падение Сиракуз)… Так вот – заметим, что официально дату праздника назначил Главком ВМФ в 1996-м; а корпус инженеров-механиков впервые был создан, опять же, при флоте – в 1854-м…

В этот день 30 октября – 1

…Потому, от этой, изначально флотской, профессии плавно переходим к другой дате – 30 (или – 20 по ст. ст.) октября 1696 года Боярская Дума утвердила проект молодого Петра о создании флота, постановив: «Морским судам быть!» (На самом деле, постановление начиналось так: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за …всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав»...)

…поскольку мероприятие требовало серьёзных финансовых вложений! (Несколькими месяцами ранее царь, со второй попытки, взял-таки Азов – немалую роль в успехе сыграет свежепостроенный галерный флот под командой Лефорта; вывод Петра был предсказуем: «…воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот…»)

Сказано – сделано… организуют «кумпанства»: дворяне с боярами – по кораблю с десяти тысяч дворов; духовные лица – то же самое с восьми тысяч (Троице-Сергиев монастырь, таким образом, окажется ответственен аж за три!); купечество, навскидку – двенадцать штук со всех… итого – пятьдесят два. (Не забыли и мелкопоместных: их обложат «полтинными деньгами» – то есть, по пятьдесят копеек со двора…)

…Как вскоре выяснится, именно этот подход оказался наиболее успешным – имущие классы готовы были, скрепя сердце, раскошелиться – но строить сами не хотели, ничего не понимая в этом непрофильном бизнесе!.. Возникнут  затяжки со сроками, проблемы с качеством… царь-рефоматор поначалу упорствовал – но через пару лет вынужден будет признать идею «кумпанств» несостоятельной. «Строителей поневоле» избавят от чуждых им хлопот (за взнос из расчёта: одно судно – десять тысяч рублей); и работы развернутся на казённых верфях (важнейшей из которых станет  «Адмиралтейский двор» в Воронеже)…

В этот день 30 октября – 1

…Таким образом, традиция велит вести отсчёт истории нашего ВМФ с Петра – но, справедливости ради, уже в X веке Вещий Олег на чём-то прибыл в Константинополь – чтобы приколотить там свой щит! …Конечно, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается – потому вспомним, что ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса – который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)

…Одним словом – шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатит небольшой корабль – а Роде установит на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); наберёт три десятка человек команды – и рванёт каперствовать

….Впрочем, зачислять Роде в наши первые военно-морские капитаны мы не будем – в основном, из-за его безобразного поведения. В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделает шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные – и доведя свою эскадру до шести единиц!.. Увы, капитана сгубит жадность – вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой – Роде получал жалованье от казны!)… так вот – он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попался…

В этот день 30 октября – 1

…Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…» – однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…

...Идём дальше. В 1634 году уже к первому Романову прибудет голштинское посольство – немцы просили разрешения ходить водным путём в Персию. Михаил Фёдорович охотно согласится!.. Но – так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был царь!..

…Через два года совместное предприятие спустит на воду трёхмачтовый вооружённый корабль – и совместное же посольство двинет на нём в Персию. (Справедливости ради – галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и  названа была в честь тамошнего герцога – «Фредерик»).

В этот день 30 октября – 1

В проекте было ещё девять кораблей!.. Однако, всё пошло не так – на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента – и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)

…Что дальше?.. Дальше будет очередная война со шведами – и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) – а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименуют в Царевич-Дмитриев; сейчас это – латышский  Кокнесе). Планов было, что называется, громадьё – строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами  придётся мириться (собственно – чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдадим всё завоёванное непосильным трудом – и сожжём  заложенные корабли!..

…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову – и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство – на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане – но опять вместе с нашими). И вот, в мае 1668 года, на воду сойдёт знаменитый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!..

В этот день 30 октября – 1

P.S. …Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удастся – в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогут, и – то ли спалят фрегат, то ли просто разграбят и разгромят…

P.P.S. Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор – и уж точно под него был составлен наш первый корабельный устав… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 30 октября 1939 года родилась Грейс Барнетт Уинг, более известная как Грейс Слик – вокалистка культовой американской группы эпохи хиппи «Jefferson Airplane» и её реинкарнаций: «Jefferson Starship» и «Starship».





И ещё. 30 октября 1941 года родился Отис Майлз-младший, более известный как Отис Уильямс – основатель и бессменный баритон знаменитой американской группы «Temptations».




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сеть американских супермаркетов Walmart стала объектом серьезной критики за то, ...
. И все-таки, у нас страна – с огромным запасом прочности. Смотрите, враг человечества и здравого смысла везде несет беду и разрушения: Поехал во Францию – там сгорел Собор Парижской Богоматери. Посетил Германию – разбились два истребителя, а Меркель – чуть кони не двинула. Съездил в ...
Я только сейчас выползла с защиты. Поэтому кратко, но не могу же не написать в свой любимый блог, который остался покинут мною по причине, которую я сегодня закрыла.  60 человек.  с 10 утра. Полное извращение. Я надорвалась бутылками, которые тащила сегодня для преподов, и то, ...
В кинофильме «Доживём до понедельника» (1968) есть много знаковых диалогов, обозначающих культурные коды времени. Даже нет – цивилизационные коды позднего СССР. Один из таких разговоров – коротенькая, но ёмкая беседа учителя Мельникова с бывшим учеником по фамилии Рудницкий. Отвлекусь ...
Бывают же «кадры», которых дурным ветром заносит в самые важные социнституты и которые потом, возомнив себя боженьками, решают ломать чьи-то жизни или просто вести себя крайне по-свински. Иногда ЭТИ люди попадают в медицину, и тут начинается самое интересное… Работники скорой помощи ...