В этот день… 29 апреля – 1
shatff — 29.04.2015 О танце – и Жан-Жорже НоверреСегодня – Международный (или – Всемирный) День танца… потому скажем несколько слов о человеке, произведшем подлинную революцию в этом искусстве – тем более, что Жан-Жорж Новерр родился именно 29 апреля 1727 года, и собственно, в его честь и проводится мероприятие.
Чем же мир обязан Новерру? Если коротко: он создал балет! Тот, который существует сегодня, и в котором мы, вроде бы, «впереди планеты всей». Или уже нет? Ну, неважно…
…До Новера танцы влачили жалкое существование в виде вставных номеров, а на исполнителей напяливали дурацкие парики и маски… В общем – чистая клоунада! Причём, на современный взгляд, довольно скучная… (Хотя, вообще-то, это называется красивым словом «дивертисмент» – от французского «развлечение»).
Уроженец Парижа, Новерр всю жизнь странствовал по Европе. (Не был, разве что, в Российской Империи – но здесь работали его ученики и многократно переиздавались книги). В Парижскую оперу молодого танцовщика не взяли – и он покидает Францию на десять лет. Возвращается – и снова терпит фиаско; но устраивается постановщиком в Комическую оперу. Тут его дивертисменты приметил знаменитый Дэвид Гарик (на тот момент – директор театра «Друри-Лейн»), и позвал на гастроли в Лондон.
Поначалу труппу принимали хорошо – но в 1756-м разразилась Семилетняя война – и патриотичные англичане начали освистывать «лягушатников», а потом и вовсе переломали им декорации! «Чёс» сорвался – но Новерр ещё год проживёт у Гарика, изучая местный театральный опыт – а потом поедет в Лион.
Здесь, в провинции, он получит возможность реализовать некоторые свои идеи в местном театре, и – самое главное – напишет и издаст объёмистый программный труд «Записки о танце и балете»:
«Я… на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими…»
…с Вашего разрешения, мы закончим эту пылкую цитату чуть позже, а пока констатируем: на свет явился pas d’action, «действенный балет», как его назвал сам Новерр – отдельный и самодостаточный спектакль, объединённый сюжетом и сквозным действием! Что интересно – Париж не спешит распахнуть новатору свои объятия – и он на семь лет уезжает в Штутгарт.
…Здесь Новерр получает полную свободу действий – и ставит балет за балетом – один серьёзней другого: «Мифы предоставили мне богов, история – героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии». Всё бы хорошо – но публика привыкла лицезреть что-нибудь попроще… в конечном счёте театр вылетает в трубу!
Ситуация складывается примерно, как с современным «фестивальным кино» – специалисты восторженно цокают языками, коллеги растаскивают приёмы по своим постановкам… народ безмолвствует! Тем не менее, профессиональный авторитет Новерра неуклонно растёт – он опять колесит по континенту – и, наконец, возвращается во Францию. (Да не абы как, а по приглашению самой королевы, Марии-Антуанетты – в Вене, принцессой, она брала у него уроки – и теперь назначает пятидесятилетнего мэтра директором балета Парижской Оперы!)
…Увы, триумфа опять не вышло – разочарованный Новерр уходит в отставку и уезжает в Англию; здесь его балеты почему-то принимают лучше – но ненамного… Окончательно на родину он вернётся с двух попыток (первая пришлась на революцию); в Оперу его опять не возьмут – создатель восьмидесяти балетов умрёт 83-летним пенсионером, занимаясь составлением балетного словаря, и переписываясь с целой кучей знаменитостей, включая, например, Вольтера…
PS: Вернёмся к цитате, которую мы прервали на самом важном месте – Новерр констатирует, что: «…навлек на себя неудовольствие всех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были». Так и не познав триумфа в качестве постановщика, он успеет застать постепенное и повсеместное торжество своих идей – правда, без упоминания автора. В конце концов, о нём вспомнят – но неужели кто-нибудь желает посмертной славы?.. Вряд ли… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 29 апреля 1933 года родился Род Маккуин – к сожалению, ушедший от нас в январе этого года – американский поэт и композитор; автор саундтрека и исполнитель главной темы документальной эпопеи 1978 года «Великая Отечественная» (в американском прокате – «Неизвестная война».
|
</> |