В этот день… 11 мая – 3

Некоторые авторитетные источники связывают с 11 мая 1939-го начало событий на Халхин-Голе: возможно, Вы помните, этот двухнедельный конфликт с японцами – они придумали строить железную дорогу практически на границе с Монголией, а потом сообразили, что так не годится, и границу надо бы отодвинуть. Монголы, натурально, упёрлись; на помощь братскому народу выдвинулся СССР; агрессор, что называется, «получил по зубам» – а Г. К. Жуков впервые явил свой недюжинный полководческий талант…

…Для нас эта необъявленная война осталась «конфликтом», а вот японцы называют её «второй русско-японской» – впрочем, об обеих войнах мы поговорим в своё время, а сегодня вспомним событие, которое, как некоторые считают, стало важной причиной «первой русско-японской»; произошло оно как раз 11 мая 1891 года – и вошло в историю, как Происшествие в Оцу.
…Итак, полугодом ранее цесаревич Николай Александрович отправился в образовательное путешествие – примечательно, что это традиционное для наследников престола мероприятие на сей раз прошло по необычному маршруту. Будущий Николай II двинулся не в издревле милую российской элите Европу, а, совсем наоборот, – в Азию. (Сейчас мы бы сказали: «в связи с возрастающей ролью региона…» – в конце позапрошлого века происходило ровно то же самое; в частности, Александр III затеял строительство Транссибирской магистрали, на закладку, которой цесаревич как раз и успеет – впрочем, это будет несколько позже). Сообщим, что будущий царь проедет более полусотни тысяч километров, посетит Египет, многие города Индии, Цейлон, Бангкок, Гонконг – и, наконец, прибудет в Японию, где он сначала сделает себе татуировку дракона, а потом… станет жертвой покушения!..

…Надо сказать, отношения с восточным соседом у нас были тогда настороженные – именно поэтому японцы из кожи вон лезли, чтобы оказать высокому гостю уважение – но недосмотрели! Отчасти их извиняет то обстоятельство, что кортеж атаковал один из полицейских оцепления – некто Цуда Сандзо внезапно выхватил саблю, бросился на наследника – и дважды ударил его по голове! Нимало не смутясь, цесаревич пустился в бегство – а на террориста накинулись греческий принц Георг и рикши обеих высоких особ. После непродолжительной и бестолковой потасовки, террорист уронил своё оружие – а там, очень своевременно, подоспела бдительная охрана – причём, наша раньше, чем местная!..
…Выражаясь сухим языком медицинского заключения, последствия для Николая Александровича были такие: «…две раны в правой волосистой части головы длиной 9 и 10 см, а также отщеплён кусочек кости». Впрочем, будущий царь быстро опомнился, и, по отзывам свидетелей, только нервно курил, пока ему делали перевязку.

Не то было с русским двором, и – особенно! – японцами. Страна Восходящего солнца пришла в ужас, газеты твердили: «злодей… не будет достаточно наказан, пока его тело не разрежут на сто кусков!» В родной деревне Цуда Сандзо запретили называть детей именем бедолаги, а родственников подвергли остракизму. Более того – город Оцу чуть не переименовали, а одна девушка в Киото не вынесла «национального позора», и закололась перед мэрией. В Токио, так переживали, что закрыли не только биржу с театром, но и – страшно подумать – публичные дома!..
…Впрочем, наши обеспокоились не меньше: Александр приказал поездку свернуть, Николай неделю не показывал носа со своего крейсера – а потом отбыл во Владивосток (где, вскоре, он и украсит своим присутствием упомянутую закладку Транссиба).
Героические рикши были щедро вознаграждены обеими сторонами. (От нас им, помимо орденов св. Анны, досталась пожизненная пенсия размером с годовую зарплату местного члена парламента).

С несостоявшимся цареубийцей вышла юридическая закавыка… разумеется, народ и правительство в едином порыве требовали казни – но законы мирного времени не предусматривали наказания выше пожизненной каторги – именно такое решение и вынес неподвластный давлению японский суд. Россия, впрочем, выразила полное удовлетворение – а уже в сентябре Цуда Сандзо внезапно (но очень для всех кстати) помер от пневмонии...
(…По другой версии, бедняга уморил себя голодом – на суде он утверждал, что не мог упустить случая убить будущего завоевателя родных островов; некоторые сочли его фанатиком, другие – безумцем, истинные мотивы нападения так и остались покрыты мраком…)
PS: Принято считать, что подзабытое сейчас неприличное выражение «японский городовой» навеяно именно этим событием!


PPS: До конца жизни император мучился головными болями и недолюбливал японцев – которых, как говорят, называл «макаками». Могло ли это поспособствовать началу войны? Неясно – и, в конце концов, первыми-то напали не мы… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 11 мая 1966 года родился Кристоф «Doom» Шнайдер – барабанщик «Rammstein». Начинал он в глубоком детстве – с консервных банок и прочих подручных предметов, так что на четырнадцатилетие отпрыска родителям пришлось раскрутиться на установку!
|
</> |