В это день родился корифей исторической живописи — Василий Суриков

24 января 1848 года в Красноярске родился Василий Иванович Суриков - русский живописец, чьи масштабные полотна оживили мир ушедших эпох русской истории.

Он был потомком донских казаков, которые еще с Ермаком пришли в эти земли в конце XVI века. Художник гордился своими корнями и писал о родных местах:
«Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
Свой первый рисунок он нацарапал гвоздём на дорогом сафьяновом стуле. Он скопировал портрет с черно-белой гравюры и смело его раскрасил: мундир намазал синькой, а отвороты — раздавленной брусникой.
В 1868 г. он приехал в Петербург, но поступить в Академию смог только со второго раза. За время учебы получил 4 серебряных медали, а в 1875 г. выпустился из Академии художеств в звании классного художника первой степени.
После выпуска занимался написанием 4-х фресок для храма Христа Спасителя в Москве, писал картины. В 1881 г. становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Художник никогда не брал заказов на портреты, в основном, писал работы на исторические темы, нередко встречаются у него и библейские темы и сюжеты. В академической среде негативно отзывались о его «скученных» композициях и называли картины «парчовыми коврами» за «кашу» из деталей.

Среди известных его работ «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Посещение царевной женского монастыря», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» и т.д., известные практически всем.

Картина «Боярыня Морозова» кисти Василия Ивановича Сурикова вошла в список шедевров живописи наравне с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи, «Ночным дозором» Рембрандта ван Рейна и «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова. Мастер потратил 4 года на создание гениального произведения, нарисовал сотни этюдов и тысячи зарисовок, внес сотни тысяч исправлений. Огромное полотно 3 на 6 метров стало летописью России середины XVII века: правление царя Алексея Михайловича, церковные реформы, раскол и гонения старообрядцев.
«Боярыня Морозова» - не просто отражение событий эпохи, картина Сурикова – групповой портрет представителей классов и сословий Москвы.

Суриков знал, каких мук народу стоила кровавая часть петровских реформ: “Я все себе народ представлял, как он волнуется подобно шуму вод многих…” Но толчком и вдохновением для написания этого полотна были даже не прочитанные исторические книги, а то ощущение истории, сохранившееся в стенах кремля и храма Василия Блаженного, которое чувствовал художник в самом месте казни.

Это большая картина 218×379 см, на которой фигуры почти в наш рост. И она создана так, что предполагает наше присутствие. Кажется, что мы можем присоединиться к толпе.

Покорение Сибири Ермаком
Эта картина была написана Суриковым в 1895 году. Художник задумал отобразить в ней ключевой момент Сибирского похода Ермака, когда его войска дали бой огромной армии хана Кучума.

Работать над ним Суриков начал ещё в 1891, поехал в Сибирь, где с натуры писал образы эвенков и остяков. Потом работал над образами казаков, и для этого ему пришлось отправиться на Дон, где жили казаки, чтобы передать их максимально реалистично и убедительно. Была ещё работа над образами татар в Минусинском крае, и вот удача - там, на золотых приисках, он нашёл и прототипа Ермака. Впрочем, окончательно Суриков доработал образ Ермака с батарейца Арсения Агаркова.

В последние годы жизни Суриков посещал Испанию, много ездил в Красноярск на родину.
Последней его работой стала картина «Благовещение». Это последняя крупная законченная работа В.И. Сурикова. Она была показана на XII выставке Союза русских художников. Картина не имела успеха и долгое время хранилась в семье художника, в 1988 году была приобретена в музей у М.П. Кончаловского.

Эта картина не похожа на грандиозные исторические полотна прославленного живописца. Однако в ней проявились творческая независимость, сила темперамента и мощь умудренного опытом мастера.
Для модели образа Архангела Гавриила позировали Н.С. Ченцов и няня внука художника Миши – Марфа.Дева Мария писалась с разных моделей, но в рисунке губ и бровей – черты Анастасии Добринской. Сияние, исходящее от ангела, символизирует божественный свет и выполнено в духе новаторских направлений в живописи начала ХХ века.

Картину «Посещение царевной женского монастыря» Суриков написал в 1912 году. На первый взгляд картина очень спокойная, даже скучноватая — красивая, молодая царица в своём богатом одеянии посетила монастырь, идёт по красной дорожке перед склонившимися перед ней монахинями.
В 1915 г. отправился в Крым на лечение, но уже в 1916 г. художник умер.
|
</> |