В это день родился корифей исторической живописи — Василий Суриков
all_collector — 24.01.2025
24 января 1848 года в Красноярске родился Василий Иванович Суриков - русский живописец, чьи масштабные полотна оживили мир ушедших эпох русской истории.
Он был потомком донских казаков, которые еще с Ермаком пришли в эти земли в конце XVI века. Художник гордился своими корнями и писал о родных местах:
«Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
Свой первый рисунок он нацарапал гвоздём на дорогом сафьяновом стуле. Он скопировал портрет с черно-белой гравюры и смело его раскрасил: мундир намазал синькой, а отвороты — раздавленной брусникой.
В 1868 г. он приехал в Петербург, но поступить в Академию смог только со второго раза. За время учебы получил 4 серебряных медали, а в 1875 г. выпустился из Академии художеств в звании классного художника первой степени.
После выпуска занимался написанием 4-х фресок для храма Христа Спасителя в Москве, писал картины. В 1881 г. становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Художник никогда не брал заказов на портреты, в основном, писал работы на исторические темы, нередко встречаются у него и библейские темы и сюжеты. В академической среде негативно отзывались о его «скученных» композициях и называли картины «парчовыми коврами» за «кашу» из деталей.
[email protected]"
alt="Покорение Сибири Ермаком Василий Иванович Суриков , 1895,
285×599 см Местонахождение: Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург" title="Покорение Сибири Ермаком Василий Иванович
Суриков , 1895, 285×599 см Местонахождение: Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург" loading="lazy" />
Среди известных его работ «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Посещение царевной женского монастыря», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» и т.д., известные практически всем.
Картина «Боярыня Морозова» кисти Василия Ивановича Сурикова вошла в список шедевров живописи наравне с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи, «Ночным дозором» Рембрандта ван Рейна и «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова. Мастер потратил 4 года на создание гениального произведения, нарисовал сотни этюдов и тысячи зарисовок, внес сотни тысяч исправлений. Огромное полотно 3 на 6 метров стало летописью России середины XVII века: правление царя Алексея Михайловича, церковные реформы, раскол и гонения старообрядцев.
«Боярыня Морозова» - не просто отражение событий эпохи, картина Сурикова – групповой портрет представителей классов и сословий Москвы.
Суриков знал, каких мук народу стоила кровавая часть петровских реформ: “Я все себе народ представлял, как он волнуется подобно шуму вод многих…” Но толчком и вдохновением для написания этого полотна были даже не прочитанные исторические книги, а то ощущение истории, сохранившееся в стенах кремля и храма Василия Блаженного, которое чувствовал художник в самом месте казни.
Это большая картина 218×379 см, на которой фигуры почти в наш рост. И она создана так, что предполагает наше присутствие. Кажется, что мы можем присоединиться к толпе.
Покорение Сибири Ермаком
Эта картина была написана Суриковым в 1895 году. Художник задумал отобразить в ней ключевой момент Сибирского похода Ермака, когда его войска дали бой огромной армии хана Кучума.
Работать над ним Суриков начал ещё в 1891, поехал в Сибирь, где с натуры писал образы эвенков и остяков. Потом работал над образами казаков, и для этого ему пришлось отправиться на Дон, где жили казаки, чтобы передать их максимально реалистично и убедительно. Была ещё работа над образами татар в Минусинском крае, и вот удача - там, на золотых приисках, он нашёл и прототипа Ермака. Впрочем, окончательно Суриков доработал образ Ермака с батарейца Арсения Агаркова.
В последние годы жизни Суриков посещал Испанию, много ездил в Красноярск на родину.
Последней его работой стала картина «Благовещение». Это последняя крупная законченная работа В.И. Сурикова. Она была показана на XII выставке Союза русских художников. Картина не имела успеха и долгое время хранилась в семье художника, в 1988 году была приобретена в музей у М.П. Кончаловского.
Эта картина не похожа на грандиозные исторические полотна прославленного живописца. Однако в ней проявились творческая независимость, сила темперамента и мощь умудренного опытом мастера.
Для модели образа Архангела Гавриила позировали Н.С. Ченцов и няня внука художника Миши – Марфа.Дева Мария писалась с разных моделей, но в рисунке губ и бровей – черты Анастасии Добринской. Сияние, исходящее от ангела, символизирует божественный свет и выполнено в духе новаторских направлений в живописи начала ХХ века.
Картину «Посещение царевной женского монастыря» Суриков написал в 1912 году. На первый взгляд картина очень спокойная, даже скучноватая — красивая, молодая царица в своём богатом одеянии посетила монастырь, идёт по красной дорожке перед склонившимися перед ней монахинями.
В 1915 г. отправился в Крым на лечение, но уже в 1916 г. художник умер.
|
|
</> |
Секреты древних традиций: виды массажей, которые изменят вашу жизнь
Самое блистательное место Петербурга в графике Геннадия Бакаревича....
Приличные анекдоты и шутки. Часть 137.
Из Томска с уютом и умилением.
АКЦИЯ 6 карт к Новолунию
Чувствительная панда
Какие налоги пенсионеры вправе не платить, а по каким налогам есть льготы?
От Дженнифер Лопес до Эмили Блант: самые громкие модные провалы на церемонии
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДО ТЫ О ВЕЛИКИХ

