"В чулках и шепчет"
bibkniga31 — 28.03.2022 "Синий чулок" - с усмешкой говорят о женщинах, которые лишены обаяния, несовременны и их интересы ограничены одними книгами. Этому выражению уже много лет, а впервые оно появилось во второй половине 18 века в салоне английской писательницы Элизабет Монтегю. Выйдя замуж и овдовев, она использовала наследство для поддержки английской и шотландской литературы, построила монастырь и помогала нуждающимся людям. В литературный салон был вхож учёный-ботаник и писатель Бенджамин Стиллингфлит, несмотря на то, что этот "кружок по интересам" был создан как литературная дискуссионная группа, в первую очередь, для женщин. Здесь любили поговорить, поспорить, а ботаник целиком и полностью поддерживал эти интересы.Говорят, что материальное положение Стиллингфлита оставляло желать лучшего и он не мог позволить себе чёрные шёлковые чулки, как предписывал этикет. Зато носил синие, шерстяные, которые в то время выглядели довольно вызывающе и притягивали взгляды. Иногда учёный пропускал заседания, всем казалось, что чего-то не хватает: "Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идёт плохо — нет синих чулок!". Так что, всем известное нелицеприятное прозвище первым получил мужчина, а уже позже так стали называть всех женщин интересовавшихся литературой и наукой, забыв о доме и семье. И действительно, ну, что за дела? Болтаешь о пустяках, когда дома муж не знает, что делать с оравой ребятишек :).
Почему я вспомнила сегодня об этой истории? В очередной раз стала свидетелем разговора, в котором одну мою коллегу так назвали. Причём, собеседникам показалось, что это даже сродни комплименту. Вообще, не смотря на то, что современные библиотекари постоянно совершенствуются, обучаются новым технологиям, в обществе всё равно о них представление, как о молчаливых, угрюмых, немодных существах, одевающихся в старомодные вещи, передвигающихся по библиотеке в домашних тапочках. И я знаю, кто виноват! "Корень зла" - писатели! Подобрала несколько отрывков из книг и вы убедитесь, что я права. Разумеется, мы не принимаем близко к сердцу ни подобное отношение, ни литературные примеры. Делаем свою работу и всё :).
"Иной человек, как говорится, ни к чему не может себя пристроить. Такие никчемные создания обычно поступают на службу куда-нибудь в библиотеку или редакцию. Тот факт, что они ищут себе заработок именно там, а не в правлении Живностенского банка или Областном комитете, говорит о неком тяготеющем над ними проклятии. Я тоже одно время принадлежал к таким никчемным созданиям и тоже поступил в одну библиотеку. Правда, карьера моя была весьма непродолжительна и мало успешна: я выдержал там всего две недели. Однако могу все же засвидетельствовать, что обычное представление о жизни библиотекаря не соответствует действительности. По мнению публики, он весь день лазает вверх и вниз по лесенке, как ангелы в сновидении Иакова, доставая с полок таинственные, чуть не колдовские фолианты, переплетённые в свиную кожу и полные знаний о добре и зле. На деле бывает немного иначе: библиотекарю с книгами вообще не приходится возиться,– разве что измерит формат, проставит на каждой номер и как можно красивей перепишет на карточку титул" (К. Чапек "Куда деваются книги").
"...нос её был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом, имела лишь одну стать – большую бабью грудь, рано отросшую да как-то не к месту приставленную к худому телу...". Такой предстаёт перед нами главная героиня, библиотекарь. А вот описание её характера : "Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги. ... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми...Что это было – полное непонимание игры, заложенной в любом художестве, отсутствие воображения, приводящее к разрушению границы между вымышленным и реальным, или, напротив, столь самозабвенный уход в область фантастического, что все, остающееся вне его пределов, теряло смысл и содержание?..." (Л. Улицкая "Сонечка").
"о, что это царство книги, чувствуется сразу. Люди, обслуживающие библиотеку, прикоснулись к книге, к отраженной жизни и сами как бы сделались лишь отражением живых, настоящих людей. Даже служители в раздевальной загадочно тихи, исполнены созерцательного спокойствия, не брюнеты и не блондины, а так – нечто среднее. Дома они, может быть, под воскресенье пьют денатурат и долго бьют жену, но в библиотеке характер их не шумлив, неприметен и завуалированно-сумрачен. В читальном зале – служащие повыше: библиотекари. Одни из них – "замечательные" – обладают каким-нибудь ярко выраженным физическим недостатком: у этого пальцы скрючены, у того съехала набок голова и так и осталась. Они плохо одеты, тощи до крайности. Похоже на то, что фанатически ими владеет какая-то мысль, миру неизвестная. Хорошо бы их описал Гоголь : у библиотекарей "незамечательных" – начинающаяся нежная лысина, серые чистые костюмы, корректность во взоpax и тягостная медлительность в движениях. Они постоянно что-то жуют и двигают челюстями, хотя ничего у них во рту нет, говорят привычным шепотом; вообще, испорчены книгой, тем, что нельзя сочно зевнуть" (И. Бабель "Публичная библиотека").
|
</> |