рейтинг блогов

В Абхазии провалился курортный сезон - Запретить слово «понаехали»

топ 100 блогов blumgardt28.07.2010   Выступая с Посланием, президент Абхазии сообщил, что нынешний курортный сезон В Абхазии провалился курортный сезон - Запретить слово «понаехали» – провальный. Количество туристов


 уменьшилось на 30-40% в госсекторе и на 10-15% – в частном. О провальном курортном сезоне и его причинах мы беседуем с директором самого большого торгового комплекса республики Игорем Варовым.

–Игорь Германович, насколько, на ваш взгляд, уменьшилось количество отдыхающих?

– Мне бы хотелось начать с «Собачьего сердца»: «Если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах». Я думаю, что подводить итоги курортному сезону пока рановато, но начало его было плачевное. В Адлере отдыхающих много, в Анапе и Геленджике – столпотворение.



А в Абхазию не едут. По нашим подсчетам, количество отдыхающих уменьшилось процентов на 30. А причина, как мне кажется, в наших головах и самонадеянности. Рассуждать, что все равно приедут, куда они денутся, это губительно для страны, и если мы не изменим свое отношение к отдыхающим, ситуация будет ухудшаться с каждым годом.

Конкуренция на мировых курортных площадках просто бешеная, в ОАЭ за эти же деньги можно отдохнуть в пятизвездочном отеле.

– В чем выражается плохое отношение?

– Коротко, одним словом – «понаехали». Его слышишь почти везде, максимум через две недели после начала сезона. Это не просто слово – это отношение к приезжим, и это слово надо «запретить». На самом деле сезон не проваленный, и еще можно и нужно постараться спасти его, ведь это деньги на долгую зиму.

То, что сейчас происходит, – это прямой результат отношения к отдыхающим в прошлые годы, они сюда не едут, и это уже факт, с которым не поспоришь. А в Адлере, хотя там и стройка, и море грязное, – отдыхающих много, на пляже ступить некуда.

Конечно, главная причина – отсутствие какого-либо сервиса. Он, может, присутствует точечно в каком-нибудь одном отельчике, ресторанчике или магазинчике, но массово он отсутствует. Дальше – проблемы с водой, электричеством, кондиционерами, криминал и пр. Грязные пляжи, в конце концов.

Но главное, конечно, – это то, как мы встречаем: граница – это наше лицо, и давайте говорить о наших проблемах и недостатках открыто, тогда нам начнут верить.

Не знаю, кто придумал эту страховку, но все говорят, что это – позор и надо срочно убирать. Если честно, я ни в одной стране не видел такого, а уж как происходит у нас эта процедура – лучше смотреть своими глазами. Если пишут отдыхающие, что страховка на границе – это ужас, давайте ее уберем, не такие большие деньги страна зарабатывает на этом, чтобы мы могли позволить себе отпугивать туристов.

Можно только представить гнев и возмущение властей и жителей Абхазии, если бы Россия ввела страховку для жителей Абхазии. Если встречающие отдыхающих на границе таксисты хамят, если они разучились разговаривать без мата, давайте будем их наказывать, отстранять, лишать лицензии, но только реально, а не на словах. Или хотя бы административным методом решать эту проблему.

На месте наших руководителей я бы начал с того, что достал из Интернета все плохие отзывы, внимательно изучил и планомерно ликвидировал бы все недостатки, ведь там много правды.

Ну, а о развлечениях и говорить бессмысленно, их просто нет. А при нормальном подходе все можно сделать за пару-тройку лет.

– Говорят, что у вас есть планы по расширению комплекса. В чем смысл, если из страны идет отток отдыхающих?

– Человек так устроен, что надеется на лучшее. Вот и я надеюсь, что кто-то наверху прозрит, наконец, начнет думать, как привлекать туристов, инвесторов, и ситуация кардинально изменится.

Что касается расширения комплекса – да, такие планы были, мы пять лет просили разрешение на строительство. Торговый комплекс морально устарел, и мы рассчитывали поставить на его месте новый, современный, площадью 12 тыс.кв.м с эскалаторами, стоянками, бутиками. Кстати, жители города проголосовали «за».

Но оказалось, что главе администрации Гагрского района это не нужно, и он лично своим волевым решением отобрал всю землю и передал ее «Гагра-банку» под сквер, тем самым поставив крест на интересах жителей и компании. Теперь ни сквера, ни комплекса, зато отличный вечерний туалет в кустах.

Но дело не в нашем бизнесе, а в том, что поведение властей не укладывается в понятия экономики. Во-первых, любое новое предприятие - это инвестиции, рабочие места, налоги, повышение привлекательности курорта, а все это вместе – деньги в бюджет. Сегодня создается впечатление, что кто-то очень сильно заинтересован в развитии теневой экономики.

То, что сейчас происходит в экономике Гагрского района, имеет свои определенные юридические понятия. Дело в том, что рядом, на выезде из Адлера построили большой гипермаркет. И посмотрите, что произойдет в ближайшем будущем: сегодня Абхазия – практически экспортное государство, мы продаем за границу все - воздух, воду, лес, мандарины, гостеприимство, виды природы, молдавские вина как абхазские, плохой сервис. Товары, привезенные из- за границы, тоже продаем обратно, причем обратите внимание на экономию - у нас нет транспортных расходов на вывоз всего этого добра за границу, отдыхающие сами вывозят и еще спасибо говорят, нам остается только радоваться и платить налоги. А после открытия «Гипера» и других проектов в Адлере и Сочи деньги, которые мы заработаем, мы повезем обратно за границу, чтобы купить товары. А происходит все это то ли от жадности и зависти чиновника, то ли от непонимания базовых основ экономики государства. Все люди – и наши, и приезжие – отвезут свои денежки, чаще всего заработанные вчерную, а значит, не заплатив налоги, в Россию, и там оставят и деньги, и налоги.

Мне сложно понять руководство Гагрского района, которое с легкостью отдает деньги соседнему государству...

– Ну ладно, с гагрским руководством все давно понятно, но у вас же был еще один проект, кажется, в Сухуме. У него какая судьба?

– Тоже не судьба. Это была идея создания современного логистического центра по переработке товаров и грузов и их перемещению от производителя к потребителю. Идея очень понравилась Президенту. Мы нашли территорию, договорились с компанией «Абхазлизинг».

Одиннадцать месяцев заключали с ними договор на аренду здания. Потом выяснилось, что там есть какие-то постройки, которые принадлежат кому-то, и их надо выкупить, но документов нет. Но это были мелочи. Не мелочью стал акт приемки-передачи, который они так и не подписали.

– Что значит «не подписали» – чернил не было?

– Потому что личные интересы людей доминировали над интересами государства. При составлении Акта необходимо провести инвентаризацию фондов, обследование строений и т.д. Мы все сделали как положено, с фото- и видео фиксацией и подробным описанием. Сей Акт составил 11 томов. И тут выяснилось, что здание изношено гораздо сильнее, чем это видно. В результате стоимость проекта увеличилась в два раза, а это означало, что и ввести в строй за 2,5 года это здание невозможно. Для восстановления практически разрушенного здания в 20 тыс. кв. м требуется как минимум 4 года. Мы попросили увеличить срок аренды и пуска, «Абхазлизинг» не согласился. В результате мы понесли убытки в размере более 3 млн. и отказались от проекта.

11 месяцев на переговоры, 1,5 года на подписание акта приема-передачи – разве можно вести бизнес такими темпами?

– Но когда-то ведь удавалось договориться?

– Тогда мы были нужны, тогда никто больше не шел в Абхазию. Тогда Грузия даже объявила меня и других бизнесменов врагами. А сегодня мы просим передать нам разрушенный садик, чтобы восстановить его для детей сотрудников, а нам начинают объяснять, сколько в очереди на эту развалину московских толстосумов. Мы просто стали мешать местным чиновникам.

– А зачем вам садик, что за странный коммерческий проект?

– Коммерческий проект - это мнение мэра. Детский садик не может быть коммерческим проектом. У нас есть сотрудницы, которые, к счастью, все чаще стали рожать. В гагрских садах мест нет, и я обратился к руководству села Псахара. Договорился с заместителем главы села о восстановлении садика, но глава нашего района оказался против.

– Но городу нужны детские сады, да и Президент призывал сдавать в аренду детские сады, если они будут использоваться по назначению?

– Я не знаю, почему так происходит. Может быть, это только к нам или ко мне лично такое отношение. Но я не для своих детей хотел восстановить садик, а для детей сотрудников и жителей города. Но, видимо, кто-то считает, что коммерческий садик – это большие деньги.

Тогда пусть сами восстановят его. А разговоры о долевом участии – какая в садике может быть «доля», персональный горшок что ли?

– Игорь Германович, напоследок, мы писали о вашей эпопее с ограблением, с изъятием оружия у «Конти-опта» и у вас лично. Если можно, коротко, чем закончились все эти истории?

– Что касается ограбления, краж и других дел, то нас даже не поставили в известность о том, чем закончилось следствие. Оружие «Конти-опту» не вернули до сих пор, но ходят слухи, что вернут, а пока мы вот уже год, как охраняем предприятие палками. За это время мы выиграли суд в России по «хлебному» делу, правда, благодаря действиям МВД, виновным удалось скрыть свою недвижимость от взыскания.

Мне мое личное оружие не вернули, хотя дело, на основании которого его изъяли, давно закрыто за необоснованностью обвинений, предъявленных мне. Вопрос с инкассацией денег мы решаем самостоятельно, закупив в Швейцарии специальные кейсы-сейфы, в которых при ограблении деньги приходят в негодность.

– Кейсы, сейфы – ваши проблемы когда-нибудь закончатся?

– Только если у руля в стране станут люди, думающие о ее развитии, а не о себе лично. Получается, что легально работающее предприятие, приносящее бюджету доход, не нужно.

К тем проблемам, о которых мы много раз говорили – оружие, уголовные дела – у нас землю отобрали: стоянку, которая предназначена для покупателей торгового центра, отдали маршрутчикам, расширяться не дают, даже садик для детей построить не дают.

– Может, стать нужным?

– Как? Вместо уплаты налогов договариваться, платить взятки и набрать в «долю» мэра, представителей администрации?

– Риторический вопрос: если бы самым большим начальником были вы?

– Что бы я сделал? Разобрался бы с границей, убрал страхование и таксистов-хамов, разработал и быстро осуществил концепцию туристических зон, разобрался бы с чиновниками-взяточниками, привлек бы вместо отдельных чиновников к созданию курорта население страны. Сделал бы границу лучше, чем российскую, ведь стоит это на самом деле копейки.

Нам не нужен одноразовый курорт, а значит, позаботился бы о развлечениях: дискотеки, концерты, аквапарки, парк развлечений, национальный тип диснейленда, (кстати, предлагали построить еще в 2004 году)... А у нас в 23 часа в Гагре «закрывается» музыка. Это, знаете, эдакое желание местных властей перейти в категорию Монако, где пожилые миллиардеры живут на своих виллах, размеренно гуляют и вовремя ложатся спать. На самом деле Гагра пока – обычный курортный городишко, и люди с миллионами сюда не поедут. Поэтому можно рассчитывать на молодежь, которой нужно веселье за полночь, конкурсы, фестивали, караоке, бары, рестораны – все это технически сейчас возможно. Вынес бы развлечения в специальные районы, стал бы проводить ежегодные конкурсы – красоты, таланта – и жителям хорошо, и молодежи отлично...

Можно создать винный фестиваль – к концу сезона частники продают свое вино прямо на улицах в отведенной зоне. Люди ходят и пробуют, излишки вина, причем, старого – проданы.

Есть масса идей, надо думать, чем людей в страну заманить, а не только Рица, Афон, обезьяний питомник? Можно же построить в парке хоть какую-нибудь сцену для проведения концертов. Да много чего можно сделать!

Просто человек, который всем этим пытается руководить, представления не имеет, что такое курорт и как надо относиться к отдыхающим, иначе разве стали бы перекапывать город на кануне сезона?

Тут ребята пытались создать фестиваль ежегодный, да их милиция разогнала, на Украине подобное мероприятие посетил Путин, и все довольны. Туда и туристы поедут. А кого у нас поддержали публично?

И еще одно: вопреки пожеланиям Президента не проводить проверки во время сезона, к нам пришла проверка, а на наши просьбы провести ее позже, ответ простой: письменного указа нет, да и мы вам сильно мешать не будем. А то, что нам месяца два, а то и больше, отписываться и ходить в суды – это уже наши проблемы.

Когда слово Президента будет законом для чиновника, а мы перестанем шептаться и начнем говорить открыто о недостатках и проблемах, только тогда начнется борьба с «разрухой в клозетах».



-------------

В КРИЗИС ЛЮДИ ЭКОНОМЯТ НЕ НА ОТПУСКЕ, А В ОТПУСКЕ

«На долю мирового туризма приходится около 7% мирового экспорта. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей».

В конце 2009 года в Москве вышла монография молодых экономистов «Социально-экономическая стратегия развития РА: от территориальной ограниченности – к новым возможностям». Кандидаты экономических наук Адгур Ардзинба и Астанда Джинджолия написали аналитический труд, посвященный стратегии развития Абхазии в новых условиях. Авторы исследуют основные возможности инвестиционного развития территории и формирования рынка инвестиций, создания предпринимательской инфраструктуры. Интересен подход к продвижению Абхазии как субъекта хозяйствования на внешние рынки: экономисты считают, что маркетинг и анализ – главные инструменты этого.

Стратегические точки роста экономики Абхазии связаны с естественными преимуществами республики – с уникальными природными условиями. В этой связи туризм – основное направление развития экономики.

Авторы предлагают практические рекомендации, основанные на собственных выводах.

Другими значимыми точками роста экономики, по мнению экономистов, должны стать агропромышленный комплекс и промышленность строительных материалов.

В беседе с «Нужной» Адгур Ардзинба подробнее рассказал о своем видении развития основной точки роста экономики Абхазии – курортно-туристического комплекса.



– Уже сейчас понятно, что показатели нынешнего сезона ниже предыдущих. Что надо сделать, чтобы туристы по-прежнему приезжали в Абхазию?

– Действительно, в этом году наметилась некоторая стагнация, которую связывают с международным финансовым кризисом. Но современный потребитель скорее откажется от приобретения товаров, не являющихся предметами первой необходимости, чем от ежегодного отпуска. Поэтому, прежде всего, надо провести маркетинговое исследование потребителей туристических услуг и выявить нашу целевую группу – кто и зачем едет в Абхазию отдыхать, и целенаправленно работать по ним. В мировом опыте такими исследованиями занимаются целые институты, но у нас этим могли бы заняться в Комитете по курортам и туризму.

– Но это – работа не одного года. Что можно сделать уже сейчас?

– Любой товар, в том числе и туристические услуги, хорошо продается, если проводить грамотную рекламу. Надо говорить, писать, активно доносить до потребителей уникальные природные преимущества Абхазии, создавать привлекательный имидж страны. И, конечно же, на государственном уровне надо обеспечивать инфраструктуру всего этого. Не предпринимая никаких усилий, мы быстро потеряем былую славу советского курорта, а завоевать новых туристов будет гораздо сложнее.

Замечено, что в периоды экономических кризисов люди экономят не на отпуске, а в отпуске, и эта особенность туризма является основным преимуществом для развития экономики Абхазии: увеличивается спрос на более дешевые виды туристических услуг, которые мы можем предоставить.

– Что именно вы имеете в виду?

– Повышение качества оказываемых услуг, увеличение числа туристических маршрутов и разнообразия видов туризма, например, конного, охотничьего, спелеологического, а также активно развивающегося в последние годы экотуризма. В дальнейшем это может стать основой для экономического благополучия Абхазии. Ведь развитие туризма даст мультипликативный эффект, проявляющийся в развитии взаимосвязанных отраслей экономики – строительства, торговли, транспорта, связи, сети ресторанов, зон отдыха и развлечений. Необходима активная государственная политика, направленная на повышение требований к качеству оказываемых услуг, создания инфраструктуры развлечений и отдыха, обеспечение правопорядка и защиты прибывающих на отдых. Необходимо также вести точный статистический учет въезжающих в Абхазию людей, в том числе, направляющихся в частный сектор.

Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего основан на знании международных правовых норм, правил туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка, на всестороннем знании потребностей туриста. И такой туристический бизнес может стать нашей реальностью.



НУЖНАЯ, 27.07.2010

http://era-abkhazia.org/data/ng/ng_28.pdf

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В комментариях у меня разнузданно мечется цельный, так сказать, преподаватель вуза, большой человек, владелец зарплаты выше средней - в общем, во всех отношениях примечательная личность. Он уже давно мечется, но в данный момент я хочу обратить ...
Уличные музыканты, если они настоящие музыканты украшают своим присутствием и хорошей игрой города и порой задерживаешься на некоторое время чтоб послушать хорошую музыку... ...
В наших больницах чего только не увидишь!!! Вот это объявление, например. И где бы вы думали? В женской консультации!!! Думается мне, виси оно в другом месте, два часа явно бы не хватило! И давка была бы обеспечена)))   А вот эту ...
Граждане России стали направлять жалобы по поводу повышения тарифов сотовых операторов в Федеральную антимонопольную службу. Ведомство ждёт пояснений от сотовых ...
Один из Cruiser Tank Mk.IV , брошенный при эвакуации Британских Экспедиционных Сил (BEF), июнь 1940 года. Данная машина входила в состав 1-й бронетанковой дивизии. Всего в состав дивизии попало 65 танков семейства Cruiser Tank Mk.IV. Французская кампания оказалась для Cruiser Tank ...