Утро началось с вопросов
diak-kuraev — 14.03.2013 Теги: Кураев В гостях у "Yтра" протодиакон Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии, писатель и публицист Андрей Кураев.Как церковь сегодня относится к празднованию Масленицы, кого можно простить в "Прощеное воскресенье", кого сегодня можно считать истинно верующим человеком и чем хороша Инквизиция - это и многое другое Андрей Кураев обсудил с нашими читателями в ходе онлайн-интервью.
***
Шамиль Усть-Каменогорск. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, если Бог един и христианство, ислам и иудаизм являются монотеистическими, так называемыми миролюбивыми религиями, то почему разногласия между ними, и даже между различными течениями одной конфессии, иногда доходят до откровенной вражды. Если Бог един, то не кажется ли вам эта вражда, противоречащей монотеизму. И вообще, почему три монотеистических религий имеют совершенно не монотеистические (разные) храмы и молятся словно разным Богам. Нет ли здесь противоречий? Думаю, если Бог един, то мусульмане и христиане имеют право молиться в синагогах, как евреи и христиане в мечетях, а евреи и мусульмане в церквах. Так един ли Бог?
Андрей Кураев:
То, что Бог один, не значит, что все человеческие представления о нем одинаково качественные. Скажем, мы с вами живем на Земле, материки которой омываются единым мировым океаном, но это никак не означает, что все представления людей о море и мировом океане, которые когда-либо были или есть сегодня, одинаково хороши или одинаково научны. Скажем, у сотрудников института Океанологии свое представление об океане, а у кочевников пустыни Сахара эти представления будут несколько иными. Дальше: религии, в том числе и монотеистические религии, – это откровения. И есть вопрос, где откровение реально, а где кому-то что-то почудилось… Полнота этого откровения – это серьезные вещи, поэтому походя нельзя говорить, что это одно и тоже и лишь сами верующие этого не понимают. Может быть, потому что сами верующие видят эти различия и степень их серьезности.
***
Александр Барнаул. В библии постоянно встречаются примеры отвратительных поступков: убийства, инцест, изнасилования, геноциды, воровство, животные и даже человеческие жертвоприношения. Эти плохие поступки преподносятся как хорошие, т.к. совершаются святыми (например Моисей) или даже богом (казни египетские). Библейский бог старого завета это изувер какой то. Его богоизбранный народ ему под стать. Понятно, что книга старая и взгляды устарели. Если раньше Моисей мог захватить чужой город, перебить всех мужчин и женщин и оставить только девочек не познавших мужчин "для себя", то теперь то это геноцид и педофилия. Так не пора ли её переписать ?
Андрей Кураев:
Забавный подход. А какая редколлегия будет переписывать? В вашем составе или нет? Если у вас писательский зуд – так пишите, кто же мешает? Но зачем вам переписывать Библию или Коран, Гомера или Достоевского?
***
Владимир Орёл. Андрей Вячеславович растолкуйте пожалуйста гл.15 Ев. "от Матфея", а именно ситуацию когда Христос изначально отказался помогать дочери Хананеянки со словами:
"...Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" и далее "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам". И только после того как та молвила "Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их."(т.е. фактически сравнила себя с собакой), Христос помог ей со словами "О, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему"
Андрей Кураев:
В Евангелии прямо объясняется, зачем Христос так именно говорил – для того, чтобы дать пример своим апостолам евреям. Кончается-то история чем? Христос говорит: "Я в Израиле не нашел такой веры как у этой женщины". Видите, Он вроде бы так резко отзывался, а она все равно веровала. Так что это не возвеличивание еврейского народа над всеми остальными, а скорее напротив, обращение их взоров, взоров евреев, которые, действительно, были уверенны в своем превосходстве – посмотрите, есть люди совершенно иной крови, у которых вера не хуже вашей, а даже напротив выше, и вам нужно у них учиться.
***
Анастасия Санкт-Петербург. Андрей Вячеславович, скажите Прощеное воскресенье - это стилизованный народный праздник или религиозный? Очень люблю этот день, в нем так много смысла.
Андрей Кураев:
Это церковное событие, вполне с евангельской основой – прежде чем искать Бога – найти человека. Прежде всего найти человека в себе и по-человечески поступить с самыми близкими тебе людьми – примирись с ними, а затем уже проси примирения у Бога.
***
Юлия Захарова Москва. Вы преподаете на философском факультете, скажите, как на ваш взгляд вера и религия соотносится с философией?
Андрей Кураев:
Философия может делать предметом своего рассмотрения что угодно: и религию, и сны, и кошмары, и психоделические состояния, опыт отчаяния и опыт любви, опыт атеизма, обезбоженности и опыт встречи с Богом. Философия – это метод анализа, а предметное поле анализа может быть самым разным.
***
Алексей Новосибирск. Здравствуйте. Отец Андрей, будьте добры, расскажите об основных отличиях зороастризма от ветхозаветного иудаизма. У меня создалось впечатление очень высокой схожести этих религий. В частности, создалось впечатление, что Богоизбранность Израиля заключалась только в рождении Спасителя в этом народе, а указания на образ жизни, при которым мы наименее всего можем навредить себе, своей душе, были и у других народов, и отличались (по крайней мере в формулировках) от Моисеевых заповедей.
Андрей Кураев:
Во-первых, не вижу оснований считать зороастризм религией более древней, чем ветхозаветный иудаизм. Во-вторых, религии – это все-таки не сбор этических заповедей, это свидетельство о Боге. То свидетельство, которое содержит в себе Ветхий Завет, – оно уникально, и аналогов в зороастризме все-таки не имеет. Поэтому как религиозные доктрины они весьма и весьма отличаются.
***
Сергей Александрович. Здравствуйте!
Хочу рассказать одну историю.
Когда-то давно мы с моей женой-католичкой задумали обвенчаться. Батюшка первым делом призвал ее покреститься заново и всячески агитировал за православие, причем словами, которые больше подходили бы для плохого агитплаката, а не для обращения взрослых людей в веру.
А католический священник сказал, что ему без разницы, лишь бы христианами оба были.
Почему так?
Нет, неправильно вопрос сформулировал. Не "почему" а когда наша Церковь как институт станет гибче? Ведь не все же можно объяснить традициями и канонами. Если новые традиции не формируются, не рождаются, то старые закостеневают и перестают отвечать чаяниям новых поколений.
Андрей Кураев:
В нашей православной церкви не принято перекрещивать католиков, тем не менее, действительно, желательно сочетать таинством людей, принадлежащих к одной конфессии. А что касается гибкости, я, честно говоря, не понимаю, почему именно гибкость в таких вопросах должна считаться неким идеалом? Лучше вспомнить слова Макаревича: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир", продолжение знаете сами.
***
Александр Москва. Добрый день!
Я - человек невоцерковленный. Ношу нательный крестик, обрядов не соблюдаю, в храмы хожу крайне редко, в основном как турист и не испытываю при этом никаких особенных чувств. Иногда по просьбе мамы освящаю яйца с куличами. Пару раз и для себя.
В католических костелах чувствую себя намного свободнее, чем в православных.
Но вместе с тем верю в то, что в мире есть божественное начало. А теоретические разговоры о перемене веры отвергаю с самого начала - я же крещен в православие, как можно отрекаться?
Так кто же я? Верю ли я? Православный ли? Или так, не пришей кобыле хвост? :-)
Андрей Кураев:
Я думаю, что второе. Видите ли, верующий человек, он точно знает, что он верует. Хотя бы по той причине, что в его жизни есть поступки, мотивированные его верой, а не социальными санкциями, не этическими нормами. Религиозный человек – это тот, у кого есть религиозно-мотивированные поступки. Отказ от какого-то возможного греха не из боязни, что меня накажут и посадят, или так не принято, или обо мне плохо подумают, а именно из-за понимания того, что Бог это не приемлет, это против Его заповедей. Если такого ощущения не было, если вы никаких жертв не приносили Богу, то, как вы можете полагать, что вы религиозный человек? Это уже некая форма самооправдания и самообмана.
***
Настя Москва. Здравствуйте! Очень вас уважаю, хочу спросить, как церковь относится к людям, которые крестятся, празднуют Рождество, Пасху, но больше ничего о вере не знают, даже библии не читали. Мне кажется, таких "православных" после советских времен сейчас большинство...
Андрей Кураев:
В целом, конечно, лучше хоть чуть-чуть, чем вообще ничего. Но с другой стороны, люди, которые заходят в храм только по большим праздникам несколько раз в год, я бы таких людей предостерег от того, чтобы самим себе ставить "пятерку" за поведение, думать, что у них с Богом все хорошо. Это не так. У нормального религиозного человека должно быть чувство религиозного голода.
***
Владислав Москва. Здравствуйте!
Я православный христианин, стараюсь жить по Законам Божиим, но не являюсь очень религиозным человеком. Я в принципе обычный современный, не очень воцерковленный мирянин, стремящийся жить по совести и не творить греха. Но часто жизнь ставит такие вопросы, что однозначного ответа на них нет. А священные тексты не дают ответа на такие мелкие бытовые вопросы.
Например, много неоднозначных ситуаций в бизнесе: Можно ли рекламировать свой товар (ведь реклама - это по сути приукрашивание, обман); можно ли обманывать другого, чтоб предотвратить его обман по отношению к тебе?; какова нормальная (честная) норма прибыли и др.
Много и семейных, бытовых вопросов: Можно ли наказывать детей (безгрешных чад Божиих); Какие отношения (секс) можно иметь с женой? (делать все что хочется или есть ограничения). Так вот хочу спросить, существует ли православная литература, в которой данные бытовые вопросы рассмотрены. Или же единственным вариантом в спорной ситуации будет обратиться за советом к местному батюшке. Спасибо.
Андрей Кураев:
Думаю, что только второй путь, потому что нельзя строить жизнь, тем более жизнь семейную по книжке. Как нельзя лечиться по книжке, а нужен реальный семейный лечащий врач, точно также и в духовных вопросах. Так что радоваться надо, а не огорчаться, что в православии есть разнообразие позиций по этим вопросам и нет некого единого шаблона.
***
Вячеслав. Уважаемый Андрей Кураев как Вы относитесь к завсегдатаям престарелым женщинам которые стоят и шипят на молодежь-неумех, неопытную как надо в храме находиться? Не отвратит ли такое желающих СветлАго дома Господня?
Андрей Кураев:
Кажется, что автор этого вопроса давно уже в храме не был, потому что, на мой взгляд, этот персонаж остался уже давно в 90-хх гг. Пресловутых легендарных бабушек, которые шипят на молодежь, по крайней мере, в московских храмах я уже давно не видел и не слышал об этом от людей, которые реально заходят в храм.
***
Вячеслав. Славите ли Вы Правь?
Согласны ли Вы, что поминать Родителей - обычай все-таки перенятый христьянством у Народа "Дата Рода"?
Пост - воздержание помогает ли физилогии человека при переходе от безвитаминной весны?
Андрей Кураев:
Никакой Прави в древнерусских текстах и рассказах о верованиях древних славян просто не существовало. Это все продукция для современных ПТУшников. Псевдолитературная, псевдонаучная продукция.
Термин "Православие" – это конструкт, который является калькой с греческого, как и церковнославянский язык в целом – это язык, на котором никто никогда не говорил и который был создан для определенных целей – церковной письменности и молитв. И, соответственно, слово "православие" - это калька с греческого слова "ортодоксия". Перевод очень оригинальный, потому что греческое слово "докса" имеет два смысла : "докса" как мнение, учение и "докса" как прославление. Интересно, что в славянском языке оба варианта использовались – и правомыслие, и православие, но в конце концов прижилось именно слово православие.
***
Ольга С. Москва . Вот недавно узнала, что РПЦ попросила убрать из известной всем "Сказки о попе и работнике его Балде" персонаж попа. Вам не кажется это абсурдом, попахивает средневековьем, так скоро и до инквизиции дойдем
Андрей Кураев:
Я бы все-таки советовал заняться инквизицией – это вещь хорошая: слово "инквизиция" означает "исследование". Вот в данном случае хорошо бы было исследовать сюжет, прежде чем делать далеко идущие выводы и пугаться. Речь идет о простой вещи – было переиздано официальное дореволюционное издание этой пушкинской сказки. То есть у этой сказки оказалась сложная судьба, я и сам об этом, честно говоря, не знал до недавнего времени. Но, оказывается, Жуковский предложил после смерти Пушкина, для облегчения прохода сказки через цензуру, заменить имя персонажа – вместо попа там появился купец. И в таком виде сказка издавалась в течение нескольких десятилетий, , а может быть и до начала 20 века. Так что речь идет не о замене персонажа, а о всего лишь воспроизведении того текста, который был знаком нескольким поколениям той самой прежней России. И речь не идет о том, чтобы запретить издание сказки в авторском варианте, которая зарекомендовала себя в советские времена.
***
Виктор Борисович Москва. Могут ли служители божьи носить дорогие часы и ездить на дорогих авто? Неужели в церкви такие доходы? Ведь с давних пор вера значила отречение от блага, а уж никак не роскошь
Андрей Кураев:
Сначала скажу, что, во-первых, представление о дорогой машине будет разным у разных людей и особенно из разных городов. Как в целом показывает многовековая история церкви, уровень жизни священника сопоставим с уровнем жизни среднего класса его региона. Естественно, что этот уровень разный в Москве и где-нибудь в глубинке. В Москве сегодня, если вы видите «Жигули», то, скорее всего, за рулем таджик, а отнюдь не коренной москвич. Поэтому часто это очень преувеличенное представление о том, что священник ездит на дорогих машинах.
Второе – как правило, когда вы видите машину представительского вида, то это епископ, а не священник. Ну, у нас так почему-то принято, что он должен ездить в такой вот машине бизнес-класса. Именно такую машину вчера угнали у одного епископа из Владимирской области. А вот священников на «Мерседесах» я, признаюсь, как-то и не видел.
И, наконец, третье, - число, скажем так, людей с атрофированной совестью, оно стабильное в церкви, евангельское – каждый двенадцатый. Так что не стоит этому удивляться.
Ну и, наконец, имеет смысл обратить внимание, раз мы сегодня эту тему затрагиваем, на то, что мы видим на примере хотя бы католической церкви, двух людей, которые показали, что деньги, власть и авто для них ничего не значат. Это Папа Бенедикт 16, который сам от всего этого отрекся, и с другой стороны, - новоизбранный Папа Франциск, который как говорят, будучи главой аргентинской католической церкви, тем не менее ездил на метро, и даже отказывался, когда ему предлагали подвезти его на такси. Так что не надо по одному человеку судить обо всех.
***
Юлия Москва. Скажите, как вы пришли к Богу, как приняли решение служить в церкви? И можно ли называть служение Богу работой, как это делают в современном обществе?
Андрей Кураев:
На самом деле, в формате нашего интервью я на первый вопрос ответить не смогу Специально чтобы не отвечать в таком формате на столь серьезный сюжет, я написал большой текст, называется "Как научный атеист стал дьяконом", в Интернете текст найти легко.
Что же касается того, можно ли служение Богу называть работой, иногда можно. Для того, чтобы не "звездило", для того, чтобы избегать "задирания носа" и восприятия рясы как мундира с орденами.
***
Александр Тюмень. А почему, вообще, РПЦ празднует еврейский праздник "Песах"?
Ведь это очень печальный день для египтян был. Ну с евреями всё понятно, но христиане-то тут при чём?
Андрей Кураев:
Церковь празднует не ветхозаветную Пасху, а евангельскую, связанно это не с исходом евреев из Египта, а со смертью и воскресением Христа. Пасха – потому что это были пасхальные дни в это время в Иерусалиме, и, кроме того, само слово "Пасха" означает "быстрое избавление", "спасение".
***
Анна. Добрый день. Сегодня впервые услышала, что есть мясо нельзя уже на этой неделе, то есть за целую неделю до Великого поста. Как так?
Андрей Кураев:
Действительно, в пост мы входим постепенно, не отказываясь в начале от всех животных продуктов, на Масленице допустимы молочные продукты и рыба. И это мне кажется правильно даже чисто с медицинской точки зрения, чтобы переход был постепенный и не травмирующий.
http://www.utro.ru/online/kuraev.shtml
|
</> |