Красивые и доступные: как в 19 веке выбирали куртизанок?

Не случайно саундтреком к фильму "Красотка" является популярная песня Роя Орбисона под названием "Pretty Woman". Именно так назывался популярный каталог куртизанок "The Pretty Women of Paris", впервые изданного в Париже в 1883 г. и предназначавшегося для британских джентльменов. В список были внесены самые знаменитые кокотки класса люкс, клиентами которых являлись богатые и известные люди.

В XIX веке, когда на Париж опускались вечерние сумерки, и зажигались газовые фонари, приходило время «абсента». Замужние порядочные дамы, прогуливающиеся по величественным бульварам Парижа, исчезали, а их место занимали ночные жрицы. Они заманивали клиентов на открытых площадках кафе и в заведениях, таких как Фоли-Бержер и Мулен Руж.

Исторический период во Франции с конца XIX века до начала Первой мировой войны называется Belle Époque, или Прекрасной эпохой. Это время, когда развивается наука и культура, процветает авиации и появляется кино. Однако в Париже наибольший интерес вызывали плотские радости, кабаре и услуги куртизанок. Мюзикл «Мулен Руж» позволяет представить ночную жизнь Парижа конца XIX — начала XX века. В районе Монмартр соблазнительно сверкали вывески заведений, обещая реки шампанского и всевозможные удовольствия. Для многих молодых женщин выступления на сцене были единственным шансом на финансовую независимость, хотя нередко это приводило их на "темную" дорожку. Продажная любовь была легализована, при этом «ночные бабочки» пользовались спросом, как среди бедных, так и среди влиятельных людей.

Спрос порождал предложение: к концу XIX века Париж был усеян специальными домами разного уровня, в то время как в провинции их остро не хватало. Опытные женщины ходили по улицам, вовлекая молодых девушек в порочный бизнес.
Танцовщицам и актрисам предлагали участие в зарубежных гастролях, но на деле контракты оборачивались работой в качестве куртизанок в Буэнос-Айресе или Рио-де-Жанейро, не позволяя заработать даже на обратный билет.

Все кокотки XIX века делились на две категории: те, кто работал легально, и те, кто искал клиентов на улицах, рискуя арестом. В 1812 году в Париже насчитывалось около 900 официальных куртизанок, в 1832 — 3500, а в 1850-х их стало 34 000. Среди клиентов выделялся будущий король Англии, известный своим стремлением к плотским удовольствиям, который отдавал предпочтение знаменитому дому удовольствий Ле-Шабане. У принца Берти Уэльского там была отдельная комната с личным гербом и медной ванной в форме лебедя, где он купался в шампанском.
Президент Франции Фор скончался от инсульта в момент близости с некой Маргерит Стенель, одной из самых скандальных женщин того времени, добивавшейся успеха через ложе.

Портрет Маргерит Стенель
Каролина Отеро, начавшая с нищеты, добилась славы в парижском клубе Folies Bèrgere. Среди её поклонников называли королей Европы, хотя точное количество поклонников остается неизвестным. В старости она говорила: «Красота — единственная миссия женщины, а когда она начинает стареть, нужно разбить все зеркала и покорно ждать смерти».

Каролина Отеро
Вечерами можно было легко отличить куртизанку от «порядочной женщины»: вызывающий взгляд, откровенные жесты, слишком раскованное поведение.
Один из первых представителей высокой моды Чарльз Фредерик Ворт говорил о женщинах легкого поведения, что они стремятся к его модному дому, чтобы нарядиться приличными дамами, а уважаемые женщины наоборот начинают подражать им в одежде. И это несмотря на то, что платья от Ворта не могли позволись себе многие известные женщины того времени, стоили они слишком дорого.

Чарльз Фредерик Ворт
В то время, как приличные женщины часто были связаны строгими общественными нормами в одежде, демимонденки позволяли себе самые смелые и откровенные наряды. Они носили платья из роскошных тканей, таких как шелк и бархат, украшенные сложными вышивками, лентами и кружевами. Цвета их нарядов были яркими и контрастными.

Неотъемлемой частью их образа были украшения. Они обожали крупные и заметные драгоценности, такие как бриллиантовые подвески, массивные золотые браслеты и серьги с драгоценными камнями. Их прически и макияж также были тщательно продуманы. Прически были сложными и величественными — локоны уложены в пышные объемные конструкции, украшенные перьями, стразами или живыми цветами. Макияж, хотя и не столь яркий по современным стандартам, включал в себя использование румян для подчёркивания щек, а также мягких карминовых оттенков для губ. Волосы чаще всего они красили в рыжий или черный. У каждой дамы легкого поведения была своя тетрадь с записями о клиентах – имена, даты и суммы.
Как же выбирали себе женщин люди из высшего света во времена, когда не было интернета?
Все очень просто. Дело в том, что существовала особая книга – каталог самых известных ночных бабочек с фотографиями, который распространялся среди престижной клиентуры со знатными именами и гербами. Он вышел в 1883 году под названием The Pretty Women of Paris. Тираж его был ограниченный, всего 169 экземпляров.

Этот каталог содержал краткие описания внешности и особенности, которые могли бы заинтересовать клиентов. Давайте заглянем внутрь и откроем тайны ночного Парижа:
Габриэль Эллюни, известная как "самая богатая девочка в мире", её состояние оценивалось в сто тысяч фунтов стерлингов, что на современные деньги составляет около 11 миллионов фунтов стерлингов.

Габриэль Эллюни
Леонтин Массан была описана как миниатюрная, пухлая, с красивыми голубыми глазами и светлыми волосами, и губами, которые она постоянно кусала и облизывала.

Леонтин Массан
Луиза Вальтес де Ла Бинь славилась тем, что никогда не отказывалась от мужчин, забирая у них все, что только можно. Она будто притягивала к себе представителей сильного пола своим неуловимым шармом и утонченной красотой. Аромат насыщенных духов, который она искусно выбирала для каждого случая, обволакивая тех, кто смел приблизиться к ней. Она была одной из самых красивых куртизанок своего времени, собрав состояние, которое сегодня оценивается в два миллиона фунтов стерлингов. Ее роскошная кровать настолько знаменита, что хранится в музее.

Луиза Вальтес де Ла Бинь
Кора Перл
Однажды на званом вечере, чтобы произвести неизгладимое впечатление на гостей, она решила появиться поистине экстраординарным образом. Её появление на блюде было триумфом эпатажа и смелости. Четверо мужчин, наряженных в изысканные наряды, осторожно несли её по залу, словно драгоценное блюдо. Ее обнаженное тело было посыпано петрушкой. Гости едва могли поверить глазам: смелость, с которой Кора осмелилась пойти на подобный выход, была одновременно вызывающей и завораживающей. Она любила драгоценности, красила волосы в яркие цвета и принимала участие в женской дуэли.

Кора Перл
Генриетта де Баррас была с очень тонкой талией, которую она еще уменьшала благодаря тугой шнуровке. Её пухлая фигура и мелкие черты лица сочетались с непосредственной манерой общения.

Генриетта де Баррас
Жанна Алади была настоящим мастером своего дела, а ее интересы могли удивить даже искушённых.

Жанна Алади
Амелти Латур славилась своими "изящными пальчиками, держащими императорский скипетр", вызывая интересные ассоциации.
Розина Блох была высокой женщиной с крупным телосложением, красивыми миндалевидными глазами и ярко-красными губами. Она сохраняла свою привлекательность даже в возрасте 36 лет.
Маргарет Баретти, высокая темноволосая элегантная девушка с прелестной улыбкой; ее поддерживал молодой банкир, который ей прощал ее легкое поведение.
Делфин Делизи, будучи в зрелом возрасте, 38 лет, оставалась чрезвычайно привлекательной, обладая навыками, представленными в каталоге "Развлечения Купидона".
Алиса Гиз характеризуется как невысокая, крепко сложенная девушка, напоминающая деревенскую с её румянцем и цветущим видом.
Леони Леблан была столь знаменита, что трудно оценить её должным образом; каждый уважающий себя мужчина должен был провести хоть одну ночь с ней.
Алис Маро, веселая и красивая, начиная карьеру в провинциальных театрах, стала выступать в Пале-Роял, прибыв в Париж.


Эдуард Мане «Нана». Гамбургский кунстхалле. 1877
С середины XIX до начала XX века, в период Второй империи и Третьей республики, французский художественный мир потрясали скандалы, возникшие из-за тематики продажной любви. Первый серьезный инцидент произошел в 1847 году на Парижском Салоне, когда Тома Кутюр представил зрителям своё монументальное полотно «Римляне времён упадка».

Тома Кутюр «Римляне времен упадка». Музей Орсе, Париж. 1847
После объяснений автора у всех сложилось чёткое впечатление, что картина символизирует моральный упадок Парижа. В то время аллегории служили единственным методом для передачи нравственного урока жителям города. Кутюр проявил определённую смелость, пытаясь критиковать развращенность общества, где буржуазия бездумно тратила средства на вино и женщин. Куртизанки часто проживали в роскошных виллах, словно принцессы. Одна из таких вилл, построенная Маркизой Паивой на Елисейских полях, поражала великолепием: лестница из оникса, элегантный камин и позолоченные рамы говорили о богатстве ее обиталей.

Вечер у Паивы», художник Адольф Монтичелли
Маркиза де Паива часто бывала в высших кругах Парижа, меняя одного поклонника за другим. В круг её обожателей попал даже принц Наполеон III, однако вскоре он охладел к ней, и, возможно, маркиза так и не смогла этого простить.
|
</> |