Утомленный Михалков

топ 100 блогов zirkavika — 19.04.2010
В общем, други, долго я ждала пермьеры "Утомленных солнцем-2", поскоку Михалкова как режиссера более чем люблю, и таки дождалась, но... В общем, долго объяснять, седня я уже накатала по этому поводу статью, кою читайте под катом.

 

Утомленные солнцем-2: Михалков против Михалкова

 

Жило-было потрясающее кино, «Утомленные солнцем». Было в нем все - судьбы, жизнь, многогранные характеры, внутренняя интрига, политическая составляющая, тонкая ирония, вкус, цвет и запах времени, режиссерский класс, откровение, «Оскар». Поэтому, решив спустя 16 лет выдать на-гора продолжение-– дилогию: «Утомленные солнцем-2. Предстояние» и «Утомленные солнцем-3. Цитадель», главное кинособытие как минимум года, а то и нескольких лет, Никита Михалков а) – обрадовал, б) - заинтриговал: зачем? Сдается нам, этот вопрос пока остается открытым…

 

Хотя версия есть: Михалков просто очень хотел снять кино о войне - тема-то для его режиссерской мощи благодатная. А то Бондарчук-старший «Войну и мир» снял, Бондарчук-младший «9 роту» снял, Спилберг – и тот «Спасение рядового Райана» снял – а он, Михалков, до сих пор не снял (а, кстати, Никита Сергеевич и не скрывал, что на эту работу его вдохновил именно фильм Спилберга). Только вот при чем тут «Утомленные солнцем»? К культовому фильму 94-го его «продолжение» не имеет ни малейшего отношения…

Нет, ну, формально, конечно имеет.

Июнь 41-го: Котов, оказывается, не был расстрелян, а отбывает срок в колонии по политической статье. Обаятельный Митяй-Меньшиков, несмотря на то, что в конце первого фильма вскрыл вены, выжил, дослужился до полковника КГБ, женился на Марусе и усыновил Надю. Надя стала пионервожатой, но никак не соглашается отречься от отца-врага народа. Вот, собственно, и вся, более чем «белониточная», связь с «Утомленными-94». Дальше в фильме появляется главное действующее лицо – Война, и все остальные герои работают на нее: Котов, которому в последний момент вдруг заменили политическую статью на уголовную, вместе с сокамерником-Дюжевым бежит из лагеря и попадает в штрафбат, Надя вместе с пионерами эвакуируется на барже и, естественно, одна выживает, когда баржу расстреливают немцы, Митя по приказу самого товарища Сталина ищет Котова. Ну так, через каждые полчаса вдруг возникает на экране – и ищет. Чтобы не забывали, что фильм называется «Утомленные солнцем», и там есть герои из первой части. Ну и, собственно, все. В остальном это совершенно другой фильм – состоящий, фактически, из отдельных новелл - пусть и ценных по отдельности, но в единое целое собирающихся постольку-поскольку – «потому что надо».

 

Конечно, крикнуть зычным голосом: «Михалков провалился!» вряд ли кто осмелиться - снять плохое кино Михалков не сможет уже, наверное, никогда – ибо мастер. И актеры у него все как на подбор, и в каждой сцене он по-режиссерски «купается».

В эпизодах - только звезды: Гармаш появляется на три минуты, чтобы окрестить в холодном море пионерку Надю, Золотухин – на две, чтобы загрузить на баржу пионеров и погибнуть вместе с ними, Гафт – секунд на 30: дабы снова изобразить старого еврея и, «полистав» воображаемый уголовный кодекс вспомнить, что 129-я статья – это «хищение в особо крупных размерах».

(Говорят, снявшись за 20 минут в этом полуминутном эпизоде, Валентин Иосифович пошутил: «Никита Сергеевич, сколько я вам должен?»). 

Минутки на полторы возникает Алексей Петренко: авианалет разносит в куски машину инкассатора - смешались в кучу кони, люди, руки, ноги и деньги – а герой Петренко в бухгалтерских нарукавниках мечется, собирая банкноты: «Товарищи, нужно же собрать! Нужен акт списания! Товарищ военный, подпишите…» - «Да пошел ты в ж…!».

Конечно же, мелькает старый друг-талисман Адабашьян, вместе в партархивом везущий на катере истеричную любовницу-Марию Шукшину, которую в общей эвакуационной суматохе волнует только одно - люстра венецианского стекла.

Как всегда блистателен Андрей Панин – старший пионервожатый, по счастливой случайности «настучавший» на вредную пионерку Надю Котову ее же отчиму, который, конечно же, тут же хладнокровно припомнил ему сосланного в лагерь брата… «Какого брата, какого брата, да разве это брат?» - еще минуту назад человек, он мгновенно становится насекомым, мочится в штаны и отдает честь застывшим в руке бутербродом с салом… Михалков!

Стоически пытается изобразить Ингеборгу Дапкунайте Виктория Толстоганова – вот ведь, осерчал Никита Сергеевич на прежнюю Марусю, дискредитировавшую себя участием в ледовом шоу. Маковецкий – в роли Маковецкого - его офицер СМЕРШа скуки ради заполняет протокол допроса: «Я, Пушкин Александр Сергеевич, сознаюсь, что стрелял в гражданина Дантеса», и Миронов – начальник штрафбата – абсолютно гениальный, снова другой, лучший, наверное, во всем этом звездном громадье…

Жаль, что его герой закончил вот так – кишками наружу. Красивые такие кишки, практически настоящие. Извините, что цинично. Просто не пробрало.

 

Хотя расчет у Михалкова был точный, практически математический. Вот, например, сцена на даче у Сталина (снятая, кстати, на настоящей даче настоящего Сталина) должна бать именно такой: кровавый диктатор, вызвав к себе Меньшикова-Арсентьева, изображает душку: «Вот, пианино привезли, сыграйте… А какова судьба товарища Котова? Вы играйте, играйте, мы просто разговариваем… Правильно я размышляю? Правильно, б…!».(Исходя, видно, из того же математического расчета, отчаянно матерятся: Сталин, Котов, Золотухин, солдаты и командиры…)

Или вот сцена на барже: пионеры и сопровождающие - в ужасе, над ними нависли немецкие вертолеты. А немецкие летчики забавляются: тронуть баржу, находящуюся под охраной Красного креста они не могут, могут разве что отрабатывать маневр да изгаляться: «Сейчас буду бомбить!» - радостно кричит фриц, снимает штаны –– и «целится» содержимым своей волосатой задницы в баржу… Надо ж было кому-то на барже убить одного из летчиков – другой в отместку за друга пошел на преступление, разбомбил всех – и все умерли и утонули. Тонули, опять же, красиво - «Титаник», чистый «Титаник».

Была там и «9-я рота»: на фронт едут кремлевские курсанты, и каждый, юный и неопытный, теребит ключи от дома и вспоминает девчонку… А только что вышедший из «9-й роты» Артур Смольянинов прицепил на спину дверь и ходит с ней - чтобы пуля не попала. Представляю, как обрадовался Федор Бондарчук! А как обрадуется Стивен Спилберг, увидев те же самые кишки наружу, разбросанные руки, ноги, мозги и вообще кучу цитат из «Рядового Райана».

И, почему-то, когда солдат-грузин одним штыком винтовки пытался удержать наступающий танк – это было уж как-то слишком «в лоб». И когда Михалков – Котов, которого фрицы засыпали с самолета ложками с надписью: «Иван, иди домой, я скоро приду» - падает на колени и рыдает навзрыд – ему почему-то не веришь. Хотя очень хочется…

Нет, все, опять же, очень правильно. И кремлевский курсант, вдруг падающий на колени и затягивающий «Аллах Акбар» вместе с невесть откуда взявшимся муллой… И мина, вынесшая на берег Надю, но подорвавшая катер с партактивом, бюстами Сталина и венецианской люстрой… И Котов, пытающийся по запаху определить, дочкин ли гребешок он нашел в переоборудованной под лазарет церкви, и финальная сцена, в которой Надя перевязывает ну оч-чень обожженного бойца (чья обожженность, опять же, впечатлила бы, если бы годами ранее этого не снял бы Бондарчук):

- Сестричка… Покажи сиськи… Я никогда не видел, сейчас умру – и не уже увижу.

И она показывает. И, голая, застывает – солдатик умер. Конец…

Вот, честное слово, не жаль еще три часа потратить – только бы посмотреть вторую часть и, может быть, понять, в конце концов – к чему это все было? Зачем? Может быть, там, в «Цитадели», когда Котов встретится с Марусей и все, наконец, станут счастливы, мозаика хоть как-то сложится? Пока же лучшее в этом «великом вино о великой войне» – «камбеки» в великий фильм 94-го.

«Цитадель» выйдет на экраны только осенью, а «Предстояние» смотрите в кинотеатрах уже в этот четверг. Может быть, мы все-таки неправы?..

?

 

 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чё-то я совсем запутался. Вот, скажем, кто к кому ближе в троице: лошадь, носорог, бегемот? Я бы объединил бегемота с носорогом, но как бы не так. Наука против. Оказывается, лошадь и носорог – непарнокопытные, а вот бегемот – парнокопытное и куда ближе к нему... ну, в общем... кит! Он, ...
В Москве на 81 году жизни умер  ведущий  телепередачи "Серебряный шар"  Виталий   Вульф . Виталия   Вульфа  зрители знают не только как  ведущего  знаменитой передачи. Он много выступал в театре и работал редактором на радио ...
Случилась оказия, и я, последний наверное на планете, посмотрел фильм "Вызов". Тот самый, по поводу создания которого у меня было так много всяких интересных мыслей и переживаний. Могу сказать три вещи. 1. Получилось совсем не то, на что я рассчитывал. Не в смысле строил расчет, или ...
Как большинство политиков мира вынуждают идти на поводу санитарной тирании, издавать ужасные приказы? Ответ до банальности прост, их шантажируют, ведь компромат есть на каждого.У премьера Виктории Эндрюса была криминальная связь. Карл Энтони Уильямс был осужденным австралийским убийцей и ...
Здесь даже не знаю что сказать во вступлении. chtec1977 Здравствуйте, уважаемая Эволюция. Надеюсь попасть на разбор, сама совершенно запуталась. (Путаница - это когда вы не можете понять, что и как. Когда вы все сами понимаете, но у вас сил нет сделать, не о путанице речь, ...