Успенский Трифонов скит

топ 100 блогов dmitry_sasin13.08.2023 Главным пермским святым считается Стефан Пермский, но до тех мест, где стоит сейчас сам город Пермь, он не доходил, посещал разве что северные окраины нынешнего Пермского края. Пермью в годы жизни Стефана назывались земли, на которых в основном проживали зыряне (коми). А вот другой известный святой - Трифон, свой след оставил. В одном из таких мест стоит сейчас Успенский Трифонов скит Свято-Троицкого Стефанова монастыря., расположенного в Перми.

Успенский Трифонов скит

    Скит расположен в 70 километрах от Перми в селе Успенка. Село находится на правом берегу реки Чусовая, напротив старинного поселения Нижне-Чусовские городки. В 1568 году земли по берегам Чусовой были пожалованы купцу Якову Аникфиевичу Строганову, тогда и был заложен Чусовской городок. Поселения Строгановых располагались среди земель, заселенных уральскими народами и часто подвергались нападению. Для защиты своих владений Строгановы пригласили отряд казаков во главе с атаманом Ермаком. 1 сентября 1581 г. из Нижнее-Чусовских городков отряд, «дав обет послушания и целомудрия», отправился на завоевание Сибири, на войну с сибирским ханом.
    В 1571 году в поисках уединенного места для иноческих подвигов на реку Чусовую пришел преподобный Трифон, архимандрит Вятский, чудотворец. На правом берегу реки, на почти отвесной горе высотой около 100 саженей, напротив городка (впоследствии превратившегося в село Нижне-Чусовские Городки), заложенного Строгановыми на левом берегу реки для «охраны и сбережения» устроенных ими в тех местах соляных варниц, он поставил себе хижину. Гора, на которой он поселился, пользовалась дурною славой у местных жителей. Согласно легенде, на ней было языческое «мольбище» - стоял идол вогульского бога Чохрынь-ойки, а в житии преподобного сказано, что на этой горе обитал злой дух, который наводил страхования и болезни на людей, приходивших в это место: «Бе же на горе той живяше демон лют зело и ходя по той горе и кричаше нелепым гласом, и аще кто от ту живущих потребы ради некия взыдеть на гору ону, внезапу таковыг бесом одержим бываше и сходяше с горы в недуг впадает». После непрестанных молитв преподобного Трифона и частого кропления места святою водой, злой бес оставил гору.

2. Эта часовня сооружённая в 1990-х гг. на месте, где предположительно стояла келья прп. Трифона в 1570-х гг. Часовня считается сейчас главной святыней скита.
Успенский Трифонов скит

3. Не скажу, что склоны горы отвесные, но подниматься обратно было непросто.
Успенский Трифонов скит

4. Но зато от часовни открываются шикарные виды на Чусовую, на то место, где раньше были Нижне-Чусовские городки.
Успенский Трифонов скит

5. После постройки Камской ГЭС уровень воды в Чусовой поднялся и вода поглотила большую часть городка.
Успенский Трифонов скит

6.
Успенский Трифонов скит

    Весть о святом подвижнике прошла по всем вотчинам Строгановых. Непрестанный труд и жизнь, достойная подражания, влекли людей к Трифону. Духовный отец притягивал страждущих и недужных: шли к нему люди с Чусовой, с Сылвы и из иных мест ради молитвы, благословения, ради святого поучения. Очень скоро стало ясно, что по молитвам этого праведника совершаются явные чудеса исцелений. Для посетителей преподобный построил своими руками на верху горы молитвенный дом, или часовню в честь Успения Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи и украсил ее святыми иконами, среди которых были «образ всемилостиваго Спаса нерукотворный и образ Софии, премудрости Божией, и образ Богоматери Одигитрии, Иоанна Предтечи, и Иоанна Богослова, и Николая Чудотворца, и ины многи» и книгами. Со временем вокруг него сплотилась и дружная монашеская община.
    Кончилась мирная жизнь его в этих местах совершенно неожиданно. Во время расчистки леса под пашню, он вырубал лес и сжигал его остатки, «И посем нача ту подсеку палить огнем, яко же обычай так надлежит. И судом Всесильнаго Бога внезапу прииде буря велия, и страшно зело и начаша горети древеса, и дошедшу огню даже и доставленных от ту живущих поселян дров, яко ставлены соляного ради промысле Строгановых, и тех дров погорело многое множество... яко до трех тысяч сажен». За эту провинность Григорий Строганов, со словами: «Отче святый, благоволи отьити от моея вотчины», попросил Трифона покинуть чусовские земли.
    Уходя отсюда в город Хлынов (ныне Киров, ранее Вятка), он на просьбы иноков, живших с ним, и почитателей своих, сказал им: «Не скорбите, братия, о сем, но разумейте, чего ради отхожу, для братии нет нужды в моем обитании, потому что место это, сами знаете, пустынно есть и господина вашего место это, еже и сам в утеснении. Я же от обитания сего отхожу, потому что Бог повелел, вместо же себя оставляю вам строителя месту сему, ученика своего Иоанна». Случилось это в 1579 году. Впоследствии здесь, на месте его подвигов, был основан Успенский монастырь, строителем и благотворителем которого стал племянник Григория Максим Яковлевич Строганов, спасенный молитвами преподобного в 1564 году от смертельной болезни и возглавивший дело после смерти отца в 1577 году.
    В том же году закончился срок данного Иваном IV двадцатилетнего освобождения от государственных податей и повинностей и строгановские владения обложили налогами. Маловероятно, что в сложившейся ситуации Максим Строганов мог позволить себе финансировать строительство сразу двух церквей, поэтому можно полагать, что первая церковь была построена не ранее 1580 и не позднее 1615 года, когда «В церковь Успения Богородицы и Иоанна Предтечи «на Чусовой горе» Максимом Яковлевичем и его сыновьями был вложен в 1615 году рукописный Пролог (март-август) начала XVI века».

7. Дом Строгановых в Нижне-Чусовских городках.
Успенский Трифонов скит

    В 1572 году сибирский хан Кучум начал нападать на пермские вотчины Строгановых. К восставшим присоединились другие народности. Были сожжены несколько деревень, ограблены и убиты «торговые люди». Царская грамота от 6 августа 1572 года содержала план усмирения восставших черемисов, причем его должны были осуществить сами Строгановы. Строгановы усмирили бунт и уведомили царя, что восставшими руководил хан Кучум, а также о том, что хан ввел запрет на дань Москве со стороны ногайцев, вотяков, остяков и черемис. Постоянные набеги со стороны местного населения мешали развитию Пермского края, и царь в 1574 году разрешил Строгановым иметь собственное войско. В 1578 году войска Ивана Грозного совершили поход против волжских казаков, ограбивших государеву казну, направленную на строительство Астраханского кремля. Строгановы, узнав об этом, решили привлечь поволжских казаков для охраны своих поселений. На Волгу были посланы вербовщики. Грамота, отправленная от Строгановых Ермаку Тимофеевичу в апреле 1579 года гласит: «Имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства». В июне того же года Ермак с дружиной казаков прибыл к Строгановым.
    Строгановы оплатили военные походы Ермака против сибирских татар и других народностей. Только первые два из них обошлись в крупную по тем временам сумму — 20 тысяч рублей. Сибирский поход Ермака 1581 года также был оплачен Строгановыми. Снаряжение дружины обошлось более чем в 10 тысяч рублей. По сути это была первая ЧВК России. После взятия столицы Сибирского ханства Искер (Сибер) Иван Грозный был извещен о сибирской победе. В ответ были получены дары и благодарность.

8. Сейчас рядом с тем местом, где стоял дом Строгановых на берегу Чусовой установлен памятный камень в честь Ермака.
Успенский Трифонов скит

    Манифест о секуляризации монастырских земель в Российской империи, подписанный Екатериной II 26 февраля 1764 года, объявлял об изъятии в пользу государства 8,5 млн. десятин земель и свыше 900 тысяч крепостных крестьян мужского пола из монастырской собственности и передаче их в ведение и управление специально созданной для этих целей Коллегии экономии. Примерно две трети существовавших к тому времени монастырей были упразднены. Та же судьба постигла и Чусовскую Успенскую пустынь - монастырь был закрыт, земли и крестьяне, принадлежавшие монастырю, были отобраны в казну, а монастырская церковь обращена в приходскую. Этот же, 1764, год следует считать годом основания настоящего Успенского села, которое еще долгое время называлось Монастырьком.

9. В 1849 году на месте уничтоженной пожаром деревянной было начато строительство каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы - уже третьей по счету (первая разрушилась от времени). Однако из-за отсутствия финансирования церковь была освящена только 11 сентября 1864 года. «Здание каменное, на каменном фундаменте, с таковою же колокольней в одной связи, крыша покрыта железом». Построена по образцовому проекту Константина Тона.
Успенский Трифонов скит

    27 августа 1933 года на заседании Облкультовой комиссии при Президиуме Облисполкома был окончательно решен вопрос о закрытии церкви. В 1970 году на здание церкви была заведена карточка учета памятников архитектуры. На день составления карточки храм являлся хозяйственной постройкой колхоза и был предназначен под склад зерна. Использовался и как склад местного гаража.
    4 июля 1997 года Архимандрит Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря Стефан обращается с прошением к архиепископу Пермскому и Соликамскому Афанасию с прошением благословить возрождение Свято-Успенской Трифоновой пустыни, отмечая роль преподобного Трифона Вятского в основании мужского монастыря на реке Чусовой. В резолюции от 10 ноября 1997 года архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий пишет: «Да благословит Господь Милосердный». Таким образом, храм начинает возрождаться и получает статус скита Пермского Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря Пермской Епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви. С 1998 года начинается восстановление храма.
    С 1997 года началось возрождение духовной жизни этого места. В храме проводятся богослужения, совершаются таинства, в селе проводятся для детей и взрослых занятия, здание храма восстанавливается. Очень часто приезжают паломники, с которыми проводятся экскурсии по святому месту.

10. Храм потихоньку восстанавливается.
Успенский Трифонов скит

11.
Успенский Трифонов скит

12. При нас там работала бригада шабашников в 5 человек. Слева, где сейчас вход в церковь, изначально была колокольня.
Успенский Трифонов скит

13. Не знаю, будут ли восстанавливать колокольню, её функции сейчас выполняет эта звонница.
Успенский Трифонов скит

14. Зайдём в храм. Прямо у входа нас встречает поленница.
Успенский Трифонов скит

15. Буржуйка дров много потребляет.
Успенский Трифонов скит

16. Запас дров есть и на улице.
Успенский Трифонов скит

17. Стены пока ещё не расписаны.
Успенский Трифонов скит

18. Новенький иконостас.
Успенский Трифонов скит

19.
Успенский Трифонов скит

20. В храме неплохая акустика.
Успенский Трифонов скит

21. Редкая икона - Конон Градарь (огородник). Не помню чтобы где-то ещё подобные видел.
Успенский Трифонов скит

22. Ещё постройки на территории скита. Видимо это братский корпус.
Успенский Трифонов скит

23. А эта избушка может быть настоятельской. На первом этаже церковная лавка.
Успенский Трифонов скит

24. Домик на входе в монастырь.
Успенский Трифонов скит

25. одна святыня скита - святой источник. Он также расположен на склоне, но спуск к нему по другой тропинке.
Успенский Трифонов скит

26. Сейчас идёт сбор средств на строительство более приличного здания купели.
Успенский Трифонов скит

27. Похоже, что к купели можно даже подъехать на транспорте. Склон весь зарос лесом и Чусовую от купели видно плохо.
Успенский Трифонов скит

Из мужского монастыря мы направились в женский, до него на машине всего 10 км, а по прямой так вообще 4.
Успенский Трифонов скит

Источник: http://svyato.info/7233-svjato-uspenskijj-trifonov-muzhskojj-skit.html

Путеводитель по монастырям в моём журнале

Пермь. День ВДВ
Пермь, Ул. Сибирская, часть 3
Пермь, Деревянная скульптура
Пермь. Комсомольский проспект
Пермь. Прогулка по городу
Пермь. Люки, решётки, мозаика, граффити
Юг. Часть 1
Юг. Часть 2
ЗАТО Звёздный
Нытва
Очёр
Павловский
Дуброво
Острожка
Оханск
Оханская переправа
Успенка
Трифонова пустынь
Чусовой. Этнопарк
Чусовой Астафьева
Чусовой. Город
Лысьва
Ленины Прикамья

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Этот кадр из миссии "Аполлон-14", называемый "лунорама" (лунная панорама), был объектом пристального изучения на многих форумах. Как говорится, "много было копий сломано" при обсуждении этой фотографии. ...
Собиралась написать большую рецензию на "Элементарно". Нет, все же "рецензия" - слишком громкое слово. Хотела излить душу в потоке бессмысленной брани - так будет точнее. Но к чему ругань в этом прекрасном мире, полном котиков? Мою бессильную ...
Начать день в пять утра с просмотра футбольного матча между сборной России и сборной ЮК -к хуйне на весь день! Пизданутый день! Все что может быть не так - будет не так! Не выспалась. Позавтракала. Сделала утренний педикюр. Приехала на работу раньше всех, а тут нет интернета. Искала интерн ...
...
Б.М.Кустодиев. Московский трактир.1916 Что мы представляем с вами сегодня, когда слышим выражение «чайная пара»? Конечно же, чашку с блюдцем! Это красивое сочетание двух предметов ...