Пермский край. Село Острожка


Острожка - большое село в Оханском районе на дороге, соединяющем два райцентра - Очёр и Оханск. Но возникла Острожка раньше обоих своих более крупных соседей. В 1597 году Строгановы получают от Ивана Фёдоровича земли вниз по Каме до устья реки Ошап. Здесь лучшими оказались места по реке Очёр, правому притоку Камы: много лесов и воды, пройма реки широкая и открытая. Чтобы застолбить свои владения, Строгановы поставили здесь, на высоком правом берегу реки Очёрский Острожек. Небольшая крепость состояла из бревенчатых стен общей длиной около 300 метров и четырёх башен: двух глухих и двух проездных. Именно через этот острожек шло расселение русского народа вниз по Каме. Острожек был не просто пограничной крепостью, он изначально планировался как административный центр этого района владений Строгановых.
Сейчас от острога никаких видимых свидетельств, кроме названия села не осталось Но первые основательные раскопки, начатые в 1959 году под руководством И.С. Поносовой, подтвердили, что когда-то здесь располагалась деревянная крепость, выполнявшая оборонительные функции. Командой археологов были обнаружены остатки оборонительных сооружений – частокол из бревен диаметром до 20 сантиметров и горбылей, вкопанных в специальную канаву. Также была найдена углубленная в землю сыродутная печь-домница, в которой предположительно работали кузнецы того времени. Печь была сложена из камня и глины и облачена в деревянный сруб, обмазанный глиной. Чтобы защитить печь от дождя и снега, над ней был сооружен навес. Кроме того, на месте бывшего острожка нашли кости животных как домашних, так и диких; кости рыб; железные орудия труда – ножи, шилья, части ткацкого станка; гончарную посуду.
Постепенно близлежащие к острожку земли начинают все плотнее заселяться русским народом, опасность набегов воинственных племен уменьшается и острожек начинает терять своё оборонное значение. К населению, которое в основном состояло из пищальников, добавляются крестьяне, кузнецы, кожевники и другие ремесленники. Со временем и сами пищальники, в связи с падением спроса на их профессию, осваивают земледелие, скотоводство, охоту, рыболовство и ремесло. Так начинается смена социального состава населения Очерского острожка.
Население округа становится все больше – в основном за счет крепостных, которых сюда переселяли Строгановы, и беглых людей из Поморья. Переселенцы основывали свои починки, которые со временем, разрастаясь и сливаясь с другими починками, перерастали в целые деревни. Росло население и за счет коренного населения этих земель – коми-пермяков, обращенных в христианство.
2. Не дала заглохнуть селу главная магистральная дорога страны, прошедшая через него - Сибирский тракт. Сейчас участок тракта, проходящий через Острожку, называется Советская улица.

После Казани дорога из Москвы уходила на северо-восток. на Пермь, таким образом обходя всё ещё неспокойные башкирские земли. Многие участки этой дороги до сих пор существуют и между Пермью и Казанью называются Старым Казанским трактом. В самой Перми Казанский тракт был когда-то самой длинной улицей города, сейчас это шоссе Космонавтов. Через Острожку тракт шёл к Оханску, где была переправа и дальше продолжался уже по левому берегу Камы. Эта переправа позволяла сократить путь до Перми примерно на 40 километров. Сейчас магистраль идёт мимо Очёра и Нытвы на построенный не так давно Красавинский мост в Перми, с которого уходит в сторону Кунгура.
А где большая дорога, там и инфраструктура:
3. А церковь здесь реально большая.

4. Церковь Сретения Господня стоит на северо-восточной окраине села, при её строительстве участок подняли за счёт насыпки земли. После церкви дорога спускается вниз, в долину Очёра. Если ехать со стороны Оханска, церковь видна издалека.

Первая деревянная церковь в Острожке была построена в 1623-1624 годах, а каменное здание строилось с 1770-го по 1810-й годы. Архитектор неизвестен. Вокруг церкви была красивая чугунная ограда. С северной стороны к ней примыкал сад. Под обрывом бил источник, рядом с ним стоял крест с лампадкой и иконой. Вода в ключе была целебная, голубого цвета, ей лечили глаза (безбожники срубили все деревья, на северной оконечности холма поставили столбы, вырыли котлованы, куда пытались установить башню, целебный ключ исчез, ушел, очевидно, в глубину).
5.

Рядом с церковью хоронили священников и знать Острожки. На могилах были красивые памятники в виде белоснежных ангелов, все это тоже было уничтожено воинствующими атеистами. Большевики побоялись без ведома народа закрывать церковь. Были собраны два сельских схода, на которые пришли тысячи крестьян из окружающих Острожку деревень. Народ, в основной массе верующий, сказал «нет» закрытию храма.
6.

Большевики сделали еще одну попытку. Народ решил: пусть в церкви будет музей, алтарь и иконы не трогать, на экскурсии водить туда людей. Но через 2 дня после схода работники политотдела Пономарев Андрей и Пирожков Алексей (Корчага) убедили рабочих МТС снять все иконы, разобрать иконостас, вынести из храма все богатства. Через 2-3 года Корчага закончил свой земной путь под колесами состава.
Поплатились своими жизнями и другие «герои». Колокола снимали некто Помазков из Сосновки, братья Михаил и Егор Распоповы. Вместе с одним из колоколов улетел на землю и разбился насмерть Мишка Распопов. Толпа на улицах Острожки, прилегающих к церкви, неистовствовала: мужики и женщины корили разорителей церкви, на их голову сыпались проклятья. На другого "героя" пришла первая похоронка в селе в Великую Отечественную.
7. На колокольне Острожской церкви висело 7 колоколов, главный колокол весил 600 пудов - около 10 тонн. На нем серебром была вписана фамилия купца из Острожки, на чьи средства он отливался - Голубев). все они были сброшены, а впоследствии разбиты и переплавлены.

Ограду и надгробия впоследствии также разрушили, чугунные полы в церкви выломали. В церкви настлали деревянные полы, печи разрушили, посередине поставили большую «буржуйку» и открыли. клуб. Вскоре произошло ЧП: после восьмичасового топления церковь загорелась, вовремя подоспели пожарные из Чуркино, пожар потушили.
Впоследствии в здании церкви хранили зерно, в подвалах выдерживали сыры, в храме в бытность совхоза «Оханский» громыхали бочки АВМ (агрегат по приготовлению витаминно-травяной муки).
8. В конце 1990-х была предпринята попытка восстановить церковь

9. Восстановили купола главного объёма храма и колокольни, но на этом дело застопорилось, строительные леса уже сами сгнили.

10. Заметно, что храм состоит из объёмов разных годов постройки.

11. Самую новую часть трапезной разобрали по кирпичику.

12. Лестница колокольни. Вполне возможно, по ней можно подняться наверх, но, учитываю общую ветхость сооружения, я не рискнул.

13. Видимо не надеясь на восстановление церкви, через дорогу простой деревенский дом переоборудовали в часовню и освятили её в честь Казанской иконы Божьей матери.

14. А на кладбище в 2008-м построили деревянную часовню иконы Всех скорбящих радость.

15. В селе сохранилось несколько дореволюционных каменных зданий.

16.

17.

18. Сейчас в селе проживает около 1300 жителей, которые заняты преимущественно в сельском хозяйстве. Здесь неплохие условия для животноводства. На заливных лугах поймы Очёра регулярно видели стада коров. Есть школа, детский сад, дом культуры, больница, почта, универмаг, пекарня.

19. Судя по большим крытым дворам немало скота держат и частники.

Пермь. День ВДВ
Пермь, Ул. Сибирская, часть 3
Пермь, Деревянная скульптура
Пермь. Комсомольский проспект
Пермь. Прогулка по городу
Пермь. Люки, решётки, мозаика, граффити
Юг. Часть 1
Юг. Часть 2
ЗАТО Звёздный
Нытва
Очёр
Павловский
Дуброво
Острожка
Оханск
Оханская переправа
Успенка
Трифонова пустынь
Чусовой. Этнопарк
Чусовой Астафьева
Чусовой. Город
Лысьва
Ленины Прикамья
|
</> |