Успех разведчиков 9-й гв. сбр под Кизляром 31 августа 1942 г.

В 1941-1942 гг., да и в 1943 г. наша войсковая разведка не могла похвастаться большими успехами. Офицеры красноармейцам попадались редко, да и, вообще, ситуация с «языками» оставляла желать лучшего. Но, что интересно, осенью 1942 г. на Северном Кавказе был ряд эпизодов, когда советским бойцам удалось подловить даже немецких штаб-офицеров. Про гибель в результате нападения разведгруппы командира и начальника штаба 198-й пехотной дивизии, я думаю, моим читателям хорошо известно.
А вот и еще один пример успешно проведенной разведчиками 9-й гв. стрелковой бригады 11-го гвардейского корпуса засады.
Сначала документы противника, а именно, «Журнал боевых действий» 370-й пехотной дивизии [Национальный архив США NARA Т315 roll 2158 ]. Дивизия выдвигалась из калмыцких степей на юг и готовилась к форсированию Терека в районе Кизляра. Командир 688-го пехотного полка 370-й пд Шульце-Ярхов с группой товарищей отправился на рекогносцировку места переправы. Вот, что из этого получилось:

Коротко: рекогносцировочная группа подверглась нападению советской разведгруппы.

На этой странице сообщается, что вторая рота 668-го пп обследовала местность, где произошло нападение, но следов командира полка подполковника Шульце-Ярхова, командира саперного батальона дивизии подполковника просто Шульца, командира третьего дивизиона 370-го артполка маора Кнута и обер-лейтенанта Лотце, командира 3-й роты 370-го саперного батальона не обнаружила.


Тут немецкие штабисты изложили события в стиле «Саги о Нибелунгах». Начинается все со слов «Рекогносцировка, проведенная 31 августа, прошла под особо несчастливой звездой!» Дальше сообщается, что группа попала в засаду в лесу севернее Кизляра. Из всех офицеров установлена только судьба майора Кнута, труп которого был найден вечером. А остальные, вероятно, попали в руки большевиков. Еще сообщается, что письменных документов о предстоящей переправе у офицеров не было.
Теперь документы советской стороны. Как выясняется, в плен был,
к сожалению, взят только командир саперного батальона с простой
немецкой фамилией Шульц (Сразу вспомнилось: «Иметь в Германии
фамилию Шульц Мюллер, значит вовсе не иметь фамилии»).


В «Журнале боевых действий 11-го гв.ск» то ли не там запятую поставили, то ли переводчик напутал про Кнута. Но в целом почти все верно. Что, по-настоящему, обидно, так это отсутствие упоминаний хотя бы о командире разведгруппы, взявшей в плен, насколько я в курсе, единственного подполковника за всю летнюю кампанию 1942 г.
|
</> |