Условные "Русские хакеры" орудовали на протяжении 200 лет)

топ 100 блогов vbulahtin15.01.2017 Группу хакеров якобы из России обвиняют теперь во взломе сервера Военно-воздушных сил Италии -- цель получить доступ к секретным материалам об американском истребителе F-35.

По данным издания La Repubblica, за кибератакой стоит хакерская группировка APT28, которую обвиняли во взломе серверов национального комитета Демократической партии США.

В этом блоге неоднократно упоминалось о генезисе массовой истерии, связанной с "русскими хакерами".
Отчасти мне это напомнило пропагандистские штампы, связанные с попытками наделить Россию (и её политические действия и устремления несвойственными характеристиками), попытками представить Россию то коварной, хитрой и могущественной, то -- слабой и ни на что не способной.

Можно вспомнить недавние примеры, когда Обама или, например, Макфол объясняли трагическое отставание России в технологии и вообще указывали на Россию как на "придаток" (бензоколонку, экономика которой порвана в клочья) мировой экономике, а через некоторое время говорили про различные возможности России, преобладающие над возможностями других держав.

Мне это напомнило генезис образа России в карикатуре США и Британии.

Несмотря на то, что история карикатуры исследована вдоль и поперек в этом жанре случаются удивительные открытия

В эпоху "золотого века британской карикатуры" было создано несколько удачных образов, которые потом получили удивительное перевоплощение.

Например, удивительный персонаж Джек Фрост, несколько раз появившийся в британской карикатуре времен поход Наполеона на Москву.
Британский карикатурист Уильям Эльмс создал сцену "Джек Фрост атакует Бони в России".
Вот он первый "Русский хакер")
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет) Jack-frost.jpg

Карикатура изображает зловещего старикана на коньках, на (русском) медведе атакующего Наполеона - опубликована 7 ноября 1812 года.

Считается, что мифология генерала Мороза/Джека Фроста начинает создаваться с момента похода Наполеона на Москву.
Впоследствии военная приписка генерала Мороза органично закрепляется за Россией (несмотря на скандинавские корни деда Мороза).

Своеобразной ипостасью того самого Джека Фроста стали и комиксовый персонаж Ледяной Джек (в русском переводе), который в американской мифологии культивируется как супергерой, имеющий корни в России, и даже Белые Ходоки из "Песни Льда и Огня" и "Игры престолов".

Британские сатирики в конце XVIII- начале XIX вв. выполнили важнейший социальный и политический заказ, создав такой образ Наполеона, который не мог вызывать у читателя и зрителя никаких других чувств, кроме отвращения, презрения и насмешки.

В этот период сатирические рисунки или цветные гравюры (карикатуры) стала одной из самых сильных, относительно недорогих и оперативных средств воздействия на сознание людей .
Британский историк Дж.М. Тревельян: в эпоху наполеоновских войн карикатуры «господствовали над умами и воображением века так же, как фотография и фильмы господствуют над нашими».

Каждому британцу внушали ненависть к Наполеону, и такое впечатление оставалось с человеком на всю жизнь, чтобы при одном упоминании имени Наполеона сразу пробуждались ненависть и желание защищаться.

Самые ранние графические работы, на которых медведь выступал визуальным маркером России, фиксируются в Англии еще в 1737—1740 гг. — это серия аллегорических гравюр “Европейская гонка” (“The European Race”).

За несколько лет образ России-медведя претерпел различные метаморфорзы, в результате которых Россию перестали изображать в виде антропоморфного зверя - она стала просто Мишкой: карикатуры Медведя с человеческими руками, головой, с короной, в человеческой одежде стали появляться всё реже и реже.

Совершенно не исследован удивительный момент, который присутствует в связи с Россией во время "карикатурного бума" - на ряде картин Россия в разных образах представляется в виде посредника и защитника.

Вот несколько видов медведя-посредника.
Одна из самых первых сатирических гравюр с изображением Александра I – раскрашенные офорты:
- Исаака Крукшенка, изданный в Лондоне 4 июня 1803 года
- Чарльза Уильямса "Медведь становится посредником". Июнь 1803. Лондон
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
Русский Медведь соединяет руки непримиримых врагов со словами: «Во, дела! Вы, цивилизованные страны, не смогли договориться без моего посредничества, хотя и смеялись надо мной как над Варваром. Но, полагаю, вы понимаете, что у меня должно быть поболе благоразумия, чем у вас, потому что я прибыл с далекого Севера!..»

В 1803 года Россия попытается выступить посредником в решении международных проблем, в том числе и в средиземноморском регионе.

Это далеко не единственный раз, когда Россия попыталась выступить посредником и оказаться над схваткой.


Уильям Чарльз: "Медведь становится посредником, или Мирные переговоры" 1813. Нью-Йорк.
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет) 0dbc07f6b0f11d6eddb9bffdc084fd8b.jpg
Совершенно не характерный для британской карикатуры начала XIX века образ России-медведя.

В начале 1813 года царь Александр I выдвинул предложение выступить в качестве посредника между Соединенными Штатами и Великобританией.

Президент США Мэдисон направил секретаря казначейства (sic!) Альберта Галлатина и сенатор Джеймса Баярда в Санкт-Петербург и сформировать вместе с послом США в России Джоном Куинси Адамс мирную делегацию.

К тому времени как Галлатин и Байярд добрались до России, Великобритания отвергла предложение России о посредничестве.

Представители США оставались в Европе до конца лета, ожидая инструкций. Там их и застало предложение из Британии о прямых мирных переговорах.

Россия-медведь на карикатуре предлагает враждующим сторонам: "Позвольте мне объединить ваши руки Мадам-Джони, ведь я стал очень дружелюбен с тех пор, как послал мой флот, чтобы позаботиться о [США]".

Удивительно, но первые, совершенно не исследованные образы России во многом связаны (недолгое время) с положением над схваткой.

Вот сатирическая гравюра, опубликованная 8 мая 1783 года (рисунок 8).
Здесь представлен ряд европейских стран и США - в начале 80-х годов 18 века США изображались британскими карикатуристами в виде гремучей змеи

У британского льва с ослиными головами и коровьим сердцем не получается выиграть схватку у впрягшимихся в одну упряжку спаниеля (Испании), петуха (Франции), гремучей змеи (Америки) и мопса (Голландии)
Россия здесь присутствует в виде двуглавого орла, расположившегося на твёрдой надежной почве и поясняющего, что она соблюдает вооруженный нейтралитет.
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет) 6229.jpg
Вооруженный нейтралитет - наиболее критикуемая Британией позиция России.

Во второй половине 19 века стараниями европейских карикатуристов образ России, представляемой в виде медведя, орла, солдата... удивительным образом выродился в образ спрута
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
Британский автор, существование которого можно поставить под сомнение - Фредерик Вильгельм Роуз, компилирует уже имеющиеся в пропагандистской публицистике образы и выпускает в 1877 году в Лондоне серию карт под названием "Serio-comic war map" – можно перевести как "Трагикомические военные карты". В многочисленных публикациях Рунета по поводу этих карт, как правило, называют эти карты "сатирическими"

Осьминогами рисовали последних Романовых, Сталина, Путина и «Газпром».

Карикатуры в виде осьминога/спрута делали на:
– железные дороги США и британский военный флот,
– Ротшильда и Моргана,
– основные монополии США и мира,
– Федеральную резервную систему
– Атлантиду, Британию, Францию, Пруссию, Российскую Империю,
– Гитлера, Сталина, дядю Сэма,
– СССР, Иран, Россию, "Большую Европу",
– ИГИЛ, "Майкрософт" и французский генералитет,
– политкорректность, этику, капитализм и социализм,
– мафию, монархию, сионизм, ислам и бюрократию,
– "Газпром", офшоры и Конгресс с Сенатом США,
– Фейсбук, мормонов, террор и антагонистов Джеймса Бонда из к/ф "Спектр".

Сложно дать даже отдаленное представление о числе карикатурных образов спрута.

Ассоциация России со спрутом – надуманная и  неловкая.

Россия – не морская держава.

Политика Россия, как правило, не ассоциировалась с изощренными и таинственными ходами, хитроумием и изощренным коварством (свойства, которыми наделяли морских чудовищ).
Медведь, чудовище-Cossack, невежественный мужлан крестьянин, обвинения которому выносят все цивилизованные державы и Дух цивилизации, бородатый ребёнок и т.д.
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
Отчего вдруг спрут?


Это сейчас кажется, что осьминог весьма органичен образу организаций, представляющих общественную опасность: мафии, тайным обществам и ФРС США.

Колесо, огонь, пуговицы, скрепки и липучки тоже кажутся элементарно изобретаемыми.

Но кто-то был первым.

Кто-то первым взял художественно-литературный образ спрута и "приложил" его к общественным отношениям в той или иной сфере жизни.

Кто-то первым увидел сатирическую или трагикомическую связь осьминога и политики, и назвал кого-то или что-то этим похожим на морское чудовище "злом, раскинувшим щупальца".

В 1802 году французский зоолог Пьер де Монфор опубликовал исследование моллюсков, в котором предложил различать два вида таинственного животного — Kraken octopus, обитающего в северных морях и впервые якобы описанного ещё Плинием Старшим, и гигантского осьминога, который наводит ужас на суда, бороздящие просторы океана. К этому же примерно периоду относят первые гравюры.

В 1806 году британские карикатуристы, восприимчивые ко всякого рода образной информации, "делают" первую карикатуру с "участием" спрута, осьминога или кракена (называют его расхожим для тех времен именем – Левиафан).

Спрут-Левиафан появляется на картине упомянутого в прошлой заметке выдающегося британского художника Джеймса Гилрея, жизнь и творчество которого изучено вдоль и поперек в отличие от "тёмной лошадки" Ф.У.Роуза, о котором практически ничего не известно.

Картина Гилрея, датированная 1 октября 1807 г., называется "Британский флот атакует датский флот в заливе".
British Tars наменование, первоначально используемое для обозначения моряков-купцов или военно-морского королевского флота, особенно в период Британской империи.
(влияние Британского флота, контролирующего ситуацию на море в 19 веке, Пентагон ставит за образец для подражания для "работы" Армии США в мире).

Карикатура изображает агрессивную вылазку Британии в Данию, когда британский флот превентивно нападает на Копенгаген (повод – подозрения Британии, что датский флот может выступить на стороне Наполеона).
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
В Британии вспыхнули споры относительно действий британской военно-морской миссии, которая не только захватила датский флот, но и выпотрошила военно -морские магазины Копенгагена.
Лидер палаты лордов и британский военный министр подверглись критике со стороны видных членов британской оппозиции, которую и изображает Спрут-Левиафан (как сказано в описании карикатуры – "мифическое морское чудовище, упомянутое в Ветхом Завете и символизирующее зло").
Символизируют зло:
- Уильям Гренвиль -- политический лидер фракции в парламенте, которая видела ключ к победе в сосредоточении на боевых действий на континенте – в отличие от оппонентов, которые поддерживали войну на море и в колониях. Чуть ранее, в том же 1807 г. Гренвиль возглавлял "Правительство всех талантов", которое отменило работорговлю,
-- Чарльз Грей и граф Сент-Винсент, который все нулевые годы начала 19 века последовательно и эффективно боролся с коррупцией в военно-морском флоте Британии.
Т.е. можно сказать, что в виде спрута фигурируют своего рода "голуби" и оппозиция британского истеблишмента на тот момент истории.
"Хорошие парни" – это "ястребы". Один из них – Джордж Каннинг, герой карикатуры, увлекающий за собой флот.
Именно он становится первым политиком, поставившим визуальную пропаганду на промышленный поток. Он становится своего рода спонсором "британского золотого века британской карикатуры".

Уже в 90-х 18 века у него возникает соглашение с "гением британской-карикатуры" Джеймсом Гилреем. В 1797 г. Каннинг организовывает для Гилрея "секретную правительственную пенсию".

Такой расклад во все времена весьма способствует, чтобы оппозиция изображалась в виде библейского чудовища.

Следующий пример "абсолютного зла" из морских глубин можно отнести к 1836 г.

В отличие от образа британского спрута-оппозиции, карикатурный образ гидры оказался связан с экономической сферой общественной жизни и непосредственно относился к тому виду зла, который и по сей день мы привыкли связывать с "раскинувшим щупальца злом" – банковской системой.
Карикатура демонстрирует сатиру на президента США Эндрю Джексона, который – читаем по аннотации Библиотеки Конгресса США: "начала компанию, чтобы уничтожить банк Соединенных Штатов и его поддерживающие его банки штатов".
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
Это момент так называемой "банковской войны" – второй по величине банк США, известный как "Monster Bank," получил слишком большой контроль над американской экономикой.
Э.Джексон видел в этом банке угрозу, в т.ч. потому, что он находился под влиянием богатых иностранных фондов.
Считается, что своими действиями, направленными на сокращение разрыва между доходами богатых и бедных и борьбой с банками (Конгресс США назвал эти инициативы "социальным самоубийством"), Джексон заслужил славу "народного президента".

К слову, в 1836 году гидра не впервые "изображала" враждебный народу (гражданам) институт.
На карикатурах эпохи Великой французской революции – многоголовая "Гидра аристократии", сражающаяся с народом (1789), напрашивается на круглосуточную работу гильотины, чтобы срубить множащиеся на тулове головы.

Аристократия, оппозиция, банки… Образы спрута и гидры успешным образом эксплуатировались все последующие годы и использовались для пропагандистской работы в отношении многих явлений.

Хронологически железные дороги США становятся следующим объектом, который долгое время ассоциировали со спрутом (морским дьяволом).
4 марта 1873 года Фрэнк Белью публикует работу "рыба-дьявол – монстр Централизации", изображающей спрута, щупальца которой это отдельные направления железных дорог, они опутали Колумбию (один из символов США), схватили и частью съели некоторых конгрессменов.
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
И лишь потом мы подходим к образу России в виде спрута-осьминога.

1877 год – русско-турецкая война. Именно Британия ведёт тайную и явную политическую войну, чтобы противодействовать успеху Российской империи на Балканах.
Можно легко объяснить, почему в британской карикатуре появляется негативный образ России.
Но есть нюанс, который выскальзывает из внимания "экспертов": к серии трагикомических, сатирических военных карт Уильяма Фредерика Роуза относят и другую карту 1877 года.
И здесь поклонников "забавного беспозвоночного" России могут ожидать сюрпризы.

Считается, что "парной" картой к карте "Россия-осьминог" была карта "Мститель – аллегорическая карта войны", также датированная 1877 г.
Условные Русские хакеры орудовали на протяжении 200 лет)
Неизвестно, какая карта "Россия-осьминог" или "Россия-мститель" была хронологически первой (по поводу двух этих карт есть сомнения и другого рода, но пусть они останутся для следующей заметки).
У.Роуз при поддержке своего издателя Джорджа Бэкона не так прямолинеен, как кажется, в освещении "Великого восточного кризиса"

России изображается в виде Ангела-мстителя, "аллегорической фигуры Прогресса" и имеет очевидное сходством с Царём-Освободителем Александром II.

Фигура носит медальон в память освобождения крестьян (1861 г.) и втыкает меч в живот Османской империи. На лезвии высечена надпись "защита угнетенных".

Англия изображается как св.Георгий и Дракон.
Италия представлена в виде дьявола.
Папа, потерявший свою светскую власть, находится в полете.
Османская империя изображена как схватившийся за голову "больной человек Европы" (Николай I так назвал Турцию).

Роуз как во всех своих этого рода работах сопровождает образы легендой к карте: "Россия представлена аллегорической фигурой прогресса, наказывающей "больного человека" Турцию за вопиющие жестокости, которые он совершил. На груди [России] блестящие драгоценности, в руках меч, который скорее всего окажется успешен".

Причины, по которой Ангел-мститель и фигура Прогресса стали "всеудушающим спрутом" не только в том, что Россия на Балканах ущемила британские интересы, но еще и в том, что сетевое распространение удобных и выгодных для своей политики материалов, в Британской империи всегда было поставлено лучше, чем в других странах, и на широкую ногу.

Это уже другая история (подробнее в разделе "карикатура" этого блога

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
откуда они вдруг появились - диванные воины, экономисты-слесари, ебанутый на ебанутом. каждый блять с неиибически умным видом, сцылями и многобукккофами вещает - кто о "пизда России", кто о "пизда США", кто о 3 мировой, кто о крахе экономике и о пизда крИдитам. я телевизор не смотрю лет 8 ...
Удивительно, но в Голивуде, по-видимому,происходит массовый отстриг волос... Звёзды избавляются от длинных локонов... Это движение началось ещё весной, и продолжается до сих пор. Думаю,сейчас эта мода расставаться с длинными волосами достигла апогея, потому, как одна очень известная и ...
Одно из самых мудрых изречений, известных мне, ув. друзья, звучит так: - Нет ничего невозможного для человека, которому не нужно это выполнять. Данный афоризм описывает бизнес-процесс практически всех звёзд отечественной и мировой вопленомики (напомню: они требуют невозможного для ...
Я знаю историю. То есть, не совсем так: я знаю историю лучше многих. Вот так - правильно. Но несмотря ни на что: на все свои знания, на публикации, на споры, на доказательства разного рода - Я за Чапая и красных. Красные - наши. То есть, мои. - Я за ...
Уже лет примерно СТО в России не было ни одного сериала, который бы не просто натужно отвлекал нас от ужасов БЫТИЯ, но и давал толстенные поводы для размышлений. И вот - сразу два. * * * "Звоните Ди Каприо" Режиссёр - Жора Крыжовников, а это уже по определению замечательно. ...