Условные "Русские хакеры" орудовали на протяжении 200 лет)
vbulahtin — 15.01.2017 Группу хакеров якобы из России обвиняют теперь во взломе сервера Военно-воздушных сил Италии -- цель получить доступ к секретным материалам об американском истребителе F-35.По данным издания La Repubblica, за кибератакой стоит хакерская группировка APT28, которую обвиняли во взломе серверов национального комитета Демократической партии США.
В этом блоге неоднократно упоминалось о генезисе массовой истерии, связанной с "русскими хакерами".
Отчасти мне это напомнило пропагандистские штампы, связанные с попытками наделить Россию (и её политические действия и устремления несвойственными характеристиками), попытками представить Россию то коварной, хитрой и могущественной, то -- слабой и ни на что не способной.
Можно вспомнить недавние примеры, когда Обама или, например, Макфол объясняли трагическое отставание России в технологии и вообще указывали на Россию как на "придаток" (бензоколонку, экономика которой порвана в клочья) мировой экономике, а через некоторое время говорили про различные возможности России, преобладающие над возможностями других держав.
Мне это напомнило генезис образа России в карикатуре США и Британии.
Несмотря на то, что история карикатуры исследована вдоль и поперек в этом жанре случаются удивительные открытия
В эпоху "золотого века британской карикатуры" было создано несколько удачных образов, которые потом получили удивительное перевоплощение.
Например, удивительный персонаж Джек Фрост, несколько раз появившийся в британской карикатуре времен поход Наполеона на Москву.
Британский карикатурист Уильям Эльмс создал сцену "Джек Фрост атакует Бони в России".
Вот он первый "Русский хакер")
Карикатура изображает зловещего старикана на коньках, на (русском) медведе атакующего Наполеона - опубликована 7 ноября 1812 года.
Считается, что мифология генерала Мороза/Джека Фроста начинает создаваться с момента похода Наполеона на Москву.
Впоследствии военная приписка генерала Мороза органично закрепляется за Россией (несмотря на скандинавские корни деда Мороза).
Своеобразной ипостасью того самого Джека Фроста стали и комиксовый персонаж Ледяной Джек (в русском переводе), который в американской мифологии культивируется как супергерой, имеющий корни в России, и даже Белые Ходоки из "Песни Льда и Огня" и "Игры престолов".
Британские сатирики в конце XVIII- начале XIX вв. выполнили важнейший социальный и политический заказ, создав такой образ Наполеона, который не мог вызывать у читателя и зрителя никаких других чувств, кроме отвращения, презрения и насмешки.
В этот период сатирические рисунки или цветные гравюры (карикатуры) стала одной из самых сильных, относительно недорогих и оперативных средств воздействия на сознание людей .
Британский историк Дж.М. Тревельян: в эпоху наполеоновских войн карикатуры «господствовали над умами и воображением века так же, как фотография и фильмы господствуют над нашими».
Каждому британцу внушали ненависть к Наполеону, и такое впечатление оставалось с человеком на всю жизнь, чтобы при одном упоминании имени Наполеона сразу пробуждались ненависть и желание защищаться.
Самые ранние графические работы, на которых медведь выступал визуальным маркером России, фиксируются в Англии еще в 1737—1740 гг. — это серия аллегорических гравюр “Европейская гонка” (“The European Race”).
За несколько лет образ России-медведя претерпел различные метаморфорзы, в результате которых Россию перестали изображать в виде антропоморфного зверя - она стала просто Мишкой: карикатуры Медведя с человеческими руками, головой, с короной, в человеческой одежде стали появляться всё реже и реже.
Совершенно не исследован удивительный момент, который присутствует в связи с Россией во время "карикатурного бума" - на ряде картин Россия в разных образах представляется в виде посредника и защитника.
Вот несколько видов медведя-посредника.
Одна из самых первых сатирических гравюр с изображением Александра I – раскрашенные офорты:
- Исаака Крукшенка, изданный в Лондоне 4 июня 1803 года
- Чарльза Уильямса "Медведь становится посредником". Июнь 1803. Лондон
Русский Медведь соединяет руки непримиримых врагов со словами: «Во, дела! Вы, цивилизованные страны, не смогли договориться без моего посредничества, хотя и смеялись надо мной как над Варваром. Но, полагаю, вы понимаете, что у меня должно быть поболе благоразумия, чем у вас, потому что я прибыл с далекого Севера!..»
В 1803 года Россия попытается выступить посредником в решении международных проблем, в том числе и в средиземноморском регионе.
Это далеко не единственный раз, когда Россия попыталась выступить посредником и оказаться над схваткой.
Уильям Чарльз: "Медведь становится посредником, или Мирные переговоры" 1813. Нью-Йорк.
Совершенно не характерный для британской карикатуры начала XIX века образ России-медведя.
В начале 1813 года царь Александр I выдвинул предложение выступить в качестве посредника между Соединенными Штатами и Великобританией.
Президент США Мэдисон направил секретаря казначейства (sic!) Альберта Галлатина и сенатор Джеймса Баярда в Санкт-Петербург и сформировать вместе с послом США в России Джоном Куинси Адамс мирную делегацию.
К тому времени как Галлатин и Байярд добрались до России, Великобритания отвергла предложение России о посредничестве.
Представители США оставались в Европе до конца лета, ожидая инструкций. Там их и застало предложение из Британии о прямых мирных переговорах.
Россия-медведь на карикатуре предлагает враждующим сторонам: "Позвольте мне объединить ваши руки Мадам-Джони, ведь я стал очень дружелюбен с тех пор, как послал мой флот, чтобы позаботиться о [США]".
Удивительно, но первые, совершенно не исследованные образы России во многом связаны (недолгое время) с положением над схваткой.
Вот сатирическая гравюра, опубликованная 8 мая 1783 года (рисунок 8).
Здесь представлен ряд европейских стран и США - в начале 80-х годов 18 века США изображались британскими карикатуристами в виде гремучей змеи
У британского льва с ослиными головами и коровьим сердцем не получается выиграть схватку у впрягшимихся в одну упряжку спаниеля (Испании), петуха (Франции), гремучей змеи (Америки) и мопса (Голландии)
Россия здесь присутствует в виде двуглавого орла, расположившегося на твёрдой надежной почве и поясняющего, что она соблюдает вооруженный нейтралитет.
Вооруженный нейтралитет - наиболее критикуемая Британией позиция России.
Во второй половине 19 века стараниями европейских карикатуристов образ России, представляемой в виде медведя, орла, солдата... удивительным образом выродился в образ спрута
Британский автор, существование которого можно поставить под сомнение - Фредерик Вильгельм Роуз, компилирует уже имеющиеся в пропагандистской публицистике образы и выпускает в 1877 году в Лондоне серию карт под названием "Serio-comic war map" – можно перевести как "Трагикомические военные карты". В многочисленных публикациях Рунета по поводу этих карт, как правило, называют эти карты "сатирическими"
Осьминогами рисовали последних Романовых, Сталина, Путина и «Газпром».
Карикатуры в виде осьминога/спрута делали на:
– железные дороги США и британский военный флот,
– Ротшильда и Моргана,
– основные монополии США и мира,
– Федеральную резервную систему
– Атлантиду, Британию, Францию, Пруссию, Российскую Империю,
– Гитлера, Сталина, дядю Сэма,
– СССР, Иран, Россию, "Большую Европу",
– ИГИЛ, "Майкрософт" и французский генералитет,
– политкорректность, этику, капитализм и социализм,
– мафию, монархию, сионизм, ислам и бюрократию,
– "Газпром", офшоры и Конгресс с Сенатом США,
– Фейсбук, мормонов, террор и антагонистов Джеймса Бонда из к/ф "Спектр".
Сложно дать даже отдаленное представление о числе карикатурных образов спрута.
Ассоциация России со спрутом – надуманная и неловкая.
Россия – не морская держава.
Политика Россия, как правило, не ассоциировалась с изощренными и таинственными ходами, хитроумием и изощренным коварством (свойства, которыми наделяли морских чудовищ).
Медведь, чудовище-Cossack, невежественный мужлан крестьянин, обвинения которому выносят все цивилизованные державы и Дух цивилизации, бородатый ребёнок и т.д.
Отчего вдруг спрут?
Это сейчас кажется, что осьминог весьма органичен образу организаций, представляющих общественную опасность: мафии, тайным обществам и ФРС США.
Колесо, огонь, пуговицы, скрепки и липучки тоже кажутся элементарно изобретаемыми.
Но кто-то был первым.
Кто-то первым взял художественно-литературный образ спрута и "приложил" его к общественным отношениям в той или иной сфере жизни.
Кто-то первым увидел сатирическую или трагикомическую связь осьминога и политики, и назвал кого-то или что-то этим похожим на морское чудовище "злом, раскинувшим щупальца".
В 1802 году французский зоолог Пьер де Монфор опубликовал исследование моллюсков, в котором предложил различать два вида таинственного животного — Kraken octopus, обитающего в северных морях и впервые якобы описанного ещё Плинием Старшим, и гигантского осьминога, который наводит ужас на суда, бороздящие просторы океана. К этому же примерно периоду относят первые гравюры.
В 1806 году британские карикатуристы, восприимчивые ко всякого рода образной информации, "делают" первую карикатуру с "участием" спрута, осьминога или кракена (называют его расхожим для тех времен именем – Левиафан).
Спрут-Левиафан появляется на картине упомянутого в прошлой заметке выдающегося британского художника Джеймса Гилрея, жизнь и творчество которого изучено вдоль и поперек в отличие от "тёмной лошадки" Ф.У.Роуза, о котором практически ничего не известно.
Картина Гилрея, датированная 1 октября 1807 г., называется "Британский флот атакует датский флот в заливе".
British Tars наменование, первоначально используемое для обозначения моряков-купцов или военно-морского королевского флота, особенно в период Британской империи.
(влияние Британского флота, контролирующего ситуацию на море в 19 веке, Пентагон ставит за образец для подражания для "работы" Армии США в мире).
Карикатура изображает агрессивную вылазку Британии в Данию, когда британский флот превентивно нападает на Копенгаген (повод – подозрения Британии, что датский флот может выступить на стороне Наполеона).
В Британии вспыхнули споры относительно действий британской военно-морской миссии, которая не только захватила датский флот, но и выпотрошила военно -морские магазины Копенгагена.
Лидер палаты лордов и британский военный министр подверглись критике со стороны видных членов британской оппозиции, которую и изображает Спрут-Левиафан (как сказано в описании карикатуры – "мифическое морское чудовище, упомянутое в Ветхом Завете и символизирующее зло").
Символизируют зло:
- Уильям Гренвиль -- политический лидер фракции в парламенте, которая видела ключ к победе в сосредоточении на боевых действий на континенте – в отличие от оппонентов, которые поддерживали войну на море и в колониях. Чуть ранее, в том же 1807 г. Гренвиль возглавлял "Правительство всех талантов", которое отменило работорговлю,
-- Чарльз Грей и граф Сент-Винсент, который все нулевые годы начала 19 века последовательно и эффективно боролся с коррупцией в военно-морском флоте Британии.
Т.е. можно сказать, что в виде спрута фигурируют своего рода "голуби" и оппозиция британского истеблишмента на тот момент истории.
"Хорошие парни" – это "ястребы". Один из них – Джордж Каннинг, герой карикатуры, увлекающий за собой флот.
Именно он становится первым политиком, поставившим визуальную пропаганду на промышленный поток. Он становится своего рода спонсором "британского золотого века британской карикатуры".
Уже в 90-х 18 века у него возникает соглашение с "гением британской-карикатуры" Джеймсом Гилреем. В 1797 г. Каннинг организовывает для Гилрея "секретную правительственную пенсию".
Такой расклад во все времена весьма способствует, чтобы оппозиция изображалась в виде библейского чудовища.
Следующий пример "абсолютного зла" из морских глубин можно отнести к 1836 г.
В отличие от образа британского спрута-оппозиции, карикатурный образ гидры оказался связан с экономической сферой общественной жизни и непосредственно относился к тому виду зла, который и по сей день мы привыкли связывать с "раскинувшим щупальца злом" – банковской системой.
Карикатура демонстрирует сатиру на президента США Эндрю Джексона, который – читаем по аннотации Библиотеки Конгресса США: "начала компанию, чтобы уничтожить банк Соединенных Штатов и его поддерживающие его банки штатов".
Это момент так называемой "банковской войны" – второй по величине банк США, известный как "Monster Bank," получил слишком большой контроль над американской экономикой.
Э.Джексон видел в этом банке угрозу, в т.ч. потому, что он находился под влиянием богатых иностранных фондов.
Считается, что своими действиями, направленными на сокращение разрыва между доходами богатых и бедных и борьбой с банками (Конгресс США назвал эти инициативы "социальным самоубийством"), Джексон заслужил славу "народного президента".
К слову, в 1836 году гидра не впервые "изображала" враждебный народу (гражданам) институт.
На карикатурах эпохи Великой французской революции – многоголовая "Гидра аристократии", сражающаяся с народом (1789), напрашивается на круглосуточную работу гильотины, чтобы срубить множащиеся на тулове головы.
Аристократия, оппозиция, банки… Образы спрута и гидры успешным образом эксплуатировались все последующие годы и использовались для пропагандистской работы в отношении многих явлений.
Хронологически железные дороги США становятся следующим объектом, который долгое время ассоциировали со спрутом (морским дьяволом).
4 марта 1873 года Фрэнк Белью публикует работу "рыба-дьявол – монстр Централизации", изображающей спрута, щупальца которой это отдельные направления железных дорог, они опутали Колумбию (один из символов США), схватили и частью съели некоторых конгрессменов.
И лишь потом мы подходим к образу России в виде спрута-осьминога.
1877 год – русско-турецкая война. Именно Британия ведёт тайную и явную политическую войну, чтобы противодействовать успеху Российской империи на Балканах.
Можно легко объяснить, почему в британской карикатуре появляется негативный образ России.
Но есть нюанс, который выскальзывает из внимания "экспертов": к серии трагикомических, сатирических военных карт Уильяма Фредерика Роуза относят и другую карту 1877 года.
И здесь поклонников "забавного беспозвоночного" России могут ожидать сюрпризы.
Считается, что "парной" картой к карте "Россия-осьминог" была карта "Мститель – аллегорическая карта войны", также датированная 1877 г.
Неизвестно, какая карта "Россия-осьминог" или "Россия-мститель" была хронологически первой (по поводу двух этих карт есть сомнения и другого рода, но пусть они останутся для следующей заметки).
У.Роуз при поддержке своего издателя Джорджа Бэкона не так прямолинеен, как кажется, в освещении "Великого восточного кризиса"
России изображается в виде Ангела-мстителя, "аллегорической фигуры Прогресса" и имеет очевидное сходством с Царём-Освободителем Александром II.
Фигура носит медальон в память освобождения крестьян (1861 г.) и втыкает меч в живот Османской империи. На лезвии высечена надпись "защита угнетенных".
Англия изображается как св.Георгий и Дракон.
Италия представлена в виде дьявола.
Папа, потерявший свою светскую власть, находится в полете.
Османская империя изображена как схватившийся за голову "больной человек Европы" (Николай I так назвал Турцию).
Роуз как во всех своих этого рода работах сопровождает образы легендой к карте: "Россия представлена аллегорической фигурой прогресса, наказывающей "больного человека" Турцию за вопиющие жестокости, которые он совершил. На груди [России] блестящие драгоценности, в руках меч, который скорее всего окажется успешен".
Причины, по которой Ангел-мститель и фигура Прогресса стали "всеудушающим спрутом" не только в том, что Россия на Балканах ущемила британские интересы, но еще и в том, что сетевое распространение удобных и выгодных для своей политики материалов, в Британской империи всегда было поставлено лучше, чем в других странах, и на широкую ногу.
Это уже другая история (подробнее в разделе "карикатура" этого блога
|
</> |