Усадьба Архангельское как точка притяжения самобытных черт и колорита


Архангельское - это наименование села, в 1703 г. перешедшего в руки князя Дмитрия Голицына. Местообитание княжеского рода Голицыных простиралось от дома владельцев далее через пахотные поля в сторону пивоварни, ткацкой светлицы с пятью станами и мельницы.
Затем усадьба принадлежала Юсуповым с 1810 года. Каждое поколение семьи вносило некоторые изменения в архитектуру усадьбы, сейчас мы можем увидеть эти перемены на исторических фотографиях, хранящихся в коллекции усадьбы Архангельское. В составе коллекции, только на пейзажных фотографиях можно увидеть исчезнувшие строения усадьбы, например Лавровую и Лимонную (Померанцевую) оранжереи. В них выращивались редкие для средней полосы России тропические растения, прежде всего цитрусовые. На тех снимках, кстати, видно, что летом, когда позволяла погода, деревца выносили на улицу. Сейчас на месте оранжерей возвышаются два корпуса военного санатория (его устроили во время Гражданской войны 1917-23 гг.).
Князь Николай Юсупов сделал в усадьбе частный музей, состоявший из "фарфорового заведения", хрустального завода, "огненной и паровой машины", водовзводной башни, зверинцев, птичников и оранжерей.
Сегодня на территории музея почти ничто не напоминает о жизни села Архангельского. А ещё в XX веке к югу от дворца, за оврагом, начиналась Большая улица. Вдоль неё располагались усадебные административные и хозяйственные постройки, а далее - крестьянские дворы с огородами и садами. В праздничные дни в усадьбе для жителей села устраивали народные гулянья. Перед дворцом на большой лужайке, которая называется "партер", устанавливали качели и ярмарочный столб - толстый и гладкий деревянный брус высотой примерно 7 метров, увенчанный колесом. На колесе раскладывали призы и подарки смельчакам, рискнувшим на него залезть. Хозяева приглашали циркачей и вместе с крестьянами смотрели представление.
После того как Юсуповы покинули Россию, в Архангельском был организован государственный музей в 1919 году, потом дом отдыха военных руководителей в 1933 году. Как парк ансамбль Архангельского заработал в 1997 году и туда стали сбираться посетители.

Верхняя и Нижняя террасы. Богато украшенные скульптурой террасы с подпорными стенами, будучи частью регулярного парка, выглядят ступенчатым пьедесталом для архангельского Дворца.

Дворец (Большой дом). Гармоничные пропорции, силуэт и расположение на верхней точке возвышенности в центре усадьбы придают её главному сооружению исключительную выразительность.

Храм-памятник Екатерине II. Павильон, первоначально называвшийся "Екатерининской беседкой", был построен по воле князя Николая Юсупова, чье высокое общественное положение и авторитет знатока искусств сложилось в эпоху правления Екатерины Великой и во многом при её поддержке. Слева от памятника расположен Малый дворец "Каприз". Здесь цветут и благоухают сирень и пионы, лаванда, вербена, табак и шалфей и, конечно же, розы. "Каприз" много раз перестраивался и менял своё назначение. В нём сначала были устроены спальни, гостиные, кабинет и залы, украшенные картинами и скульптурами. Кухня и "девичья" для прислуги здесь тоже были. Позднее в одной из пристроек разместили мастерскую для обжига фарфора, затем его стали сдавать на лето дачникам и в конце концов приспособили под усадебную электростанцию.

Колонна Александра I. Усадьбу не раз посещали императоры, в память о визитах были поставлены пять колонн, три из которых сохранились до наших дней: также Николая I и Александра III.

В усадьбе, в её оранжереях проходят кинопоказы, лекции и выставки. Одна из выставок, проходящих сейчас там, называется "Унесённые воспоминания" и посвящена тому, как мы сквозь время и исторические периоды можем освежить свои воспоминания о прожитых моментах. Таким образом, обращаясь к памяти, нам даётся более широкий план на события в нашей жизни, которая состоит не только из элементов событийного ряда, но также моментов проживания частей общей для всех истории, что расширяет границы времени. Прикосновение к сиим чудным мгновениям даётся с помощью поиска мест для посещения, являющихся больше притяжениями силы, - примечательных территорий, расбросанных по разным ландшафтам, являющихся городской ли средой, парками или поселеньями, - но отражающими самобытность пространства и, тем самым, отпечатающимися во времени.












Храм-усыпальница "Колоннада". Сооружение величественного храма-усыпальницы во имя святителя Николая Чудотворца завершило формирование парадного дворцово-паркового ансамбля, который складывался 200 лет.


Система подачи воды в Архангельском была построена ещё в 1787 году, и владельцы смогли украсить усадьбу фонтанами.

|
</> |