Уроки Японии.

топ 100 блогов dandorfman20.04.2018 Уроки Японии.
Никто их не заставляет так выглядеть. Просто им нравится быть как все.

Я в основном вам рассказывал в своем японском дневнике, о храмах и замках, ну и о средневековой Японии.
Это действительно меня интересовало больше, чем Япония современная, но я думаю, что среди моих френдов и остальных читателей моего ЖЖ есть и такие, кто гораздо больше интересуется Японией современной.
Ну что ж, расскажу свои впечатления, правда поверхностные, поэтому я на своих выводах не настаиваю.

В мире есть совсем немного стран, которые обделены природой, т.е. они - потенциально бедны, у них нет ничего, что позволит им выжить благодаря той халяве, что им досталась только в силу их географического местоположения и богатств их недр, но при этом они ухитрились не только выжить, но и жить довольно прилично. Лично я сходу могу назвать не больше десятка таких стран, остальным все-таки повезло получить что-то существенное для пропитания.
Япония как раз относится именно к таким странам, у них нет никаких полезных ископаемых, у них семьдесять процентов, это горы, где ничего сеять и жать нельзя. И наконец, у них постоянные землетрясения, цунами, наводнения, которые время от времени сносят их города и убивают десятки тясяч японцев.
Я бы напомнил, что не сахарная жизнь и у таких стран, как Израиль (пустыня и отсутствие воды, газ нашли совсем недавно, раньше кроме пустыни и палящего солнца у Израиля не было ничего). Голландия, полезных ископаемых никаких, зато их регулярно заливает и они должны ставить все новые и новые дамбы, чтобы их не затопило окончательно ну и соседи Голландии, Швеция с Финляндией, и климат - не сахар, и выращивать большие урожаи там тоже сложно. Правда, в Швеции есть железная руда и когда-то шведская сталь славилась во всем мире.
Если вернуться в Азию, то тогда можно вспомнить Сингапур и Южную Корею, тоже ничего у них нет в земле и климат не очень. У Сингапура, кроме всего прочего, и самой земли нет, там ее с гулькин нос.
Но неплохо живут все эти страны. Если обобщить, то говоря словами советских передовиц, главное богатство некогда бедных стран - люди. Они своим трудом компенсируют отсутствие природных богатств.
Япония была в последней четверти прошлого века, за исключением девяностых, не просто примером такой страны, а главным примером, как бы передовиком среди передовиков. Они шли уже на третьем месте в мире по валовому продукту, отставая только от США и тогдашнего СССР. Германию они обогнали. Про маоистский Китай вообще не стоит вспоминать они тогда стреляли по воробьям. (Не в переносном, а в прямом смысле слова)
Экономисты благоволившие к японскому чуду, подсчитывали цифры роста японской экономики по сравнeнию с аналогичными цифрами у соперников их обгоняющих и называли, как им казалось, точные даты, когда Япония станет первой экономикой Земли.
В девяностых все рухнуло. Правда, СССР сошел с дистанции сам в связи с развалом, но весь стремительный японский рост так же стремительно замедлился.
В Японии началась затяжная рецессия, которая так и не закончилась до сих пор.
Правда, Япония по-прежнему одна из самых мощных экономик мира. Но Китай конечно уже давно превзошел Японию, а Южная Корея и Индия наступают ей на пятки. В Азии больше не существует японского чуда. Есть китайское, есть южно-корейское, но нет японского.
Что же произошло?
Японцы стали хуже работать? Нет и еще раз нет. Они работают по-прежнему много и упорно.
Может быть качество японских товаров снизилось и их поэтому не покупают в остальном мире?
И этого нет. Японские товары по-прежнему самые качественные среди всех азиатских товаров, по сравнению с тем, что делает Япония, Китай просто переводит исходный материал на мусор. Примерно то же можно сказать и об индийских товарах.
Южно-корейские товары, правда от японских почти не отстают по качеству.
Но... почасовая зарплата японского рабочего выше, чем аналогичная зарплата рабочего американского.
И японские товары массового спроса - дорогие. По электроннике японцы уступили рынки Китаю и... Америке. Мир покупает все китайское, китайские телевизоры, китайские компьютеры, китайские фото и видеокамеры, китайскую обувь и одежду и т.д. и т.п. Японцы у себя покупают свою электроннику, они готовы переплачивать за свой, более качественный продукт. Китайского в японских магазинах по сравнению со всем остальным миром - сравнительно мало. Но японцы проиграли и американцам. Не они придумали афоны, апады и т.д. и т.п. Придумала компания Эппл, а вслед за ней подсуетился Самсунг.
Японской аналогичной продукции просто нет. И уже японцы xодят не со своими продвинутыми камерами и смартфонами, а с айпадами, айфонами и самсунгами.
Соответственно, резко сузился рынок японской фото и видео продукции. Раньше у всех были видеокамеры Сони и фотокамеры Canon. В каждом американском доме был какой-нибудь "панасоник", "сони", "тошиба".
А сейчас уже сами японцы держат в руках не японскую видео или фотокамеру, а айпад, галакси или самсунг. И снимают на него. Впрочем, когда нужна оптика, тогда все-таки предпочитают японскую Canon.
Но у туристов в руках не так уж много фотокамер с мощной оптикой. Большинству хватает и айпада.
На рынке телевизоров китайцы, а особенно корейцы сильно потеснили японцев.
Китайский "Леново" в полтора раза дешевле самого дешевого японского телевизора, а Самсунг дешевле ненамного, но по качеству он японским моделям не уступает. В результате огромные мощности, которые раньше снабжали весь мир электронникой, простаивают. Дорогая японская электронника и фототехника продaется мало.
Примерно то же произошло в судостроении. Японцы тогда, в годы японского экономического чуда были первой судостроительной державой мира. Сегодня их оттеснила Южная Корея, тот же Китай и даже Финляндия.
Все последние годы именно Финляндия стала практически монополистом в строительстве и продаже пассажирских круизных гигантов. Японское судостроение практически прекратило свое существование не выдержав конкуренции.
Тем не менее, есть одна отрасль, где Япония по-прежнему лидер. Это автомобилестроение. Японские массовые автомобили - лучшие в мире.
Кроме того, японцы опережают все остальные страны по массовому внедрению принципиально других автомобилей. Они производят аналоги "Теслы", без шума и помпы, которые поднимает Илон Маск, но у них подобное производство прибыльно, а у Маска - убыточное. И еще они начали массовое производство автомобилей на водороде. Сеть водородных заправок скоро будет такой же обширной, как и сеть обычных бензиновых заправок, а через десять лет они для собственного потребления будут производить только водородные автомобили и электромобили. Бензиновые они будут гнать только на экспорт.
Ну и нелья забывать, что японские машиностроители, станкостроители и металлурги сами обеспечивают автомобильное производство собственными станками, прессами, роботами и сталью.


Вот в этом видео весь процесс производства японского автомобиля. Он проектируется японцами, изготавливается японцами и производится на оборудовании, сделанном в Японии.


Почему же японцев вытеснили из электронники и судостроения и пытаются вытеснить из других отраслей?
Судя по тем фактам, которые я узнал, достоинства японцев, как нации со своими традициями, включая традиции производственные, превратились в недостатки.
Японцы оказались не в состоянии быстро придумывать принципиально новые товары и именно ими захватывать рынок.
Половину японской электронники разорила фирма Эппл, а потом ей помог Самсунг.
Но Стив Джобс и его люди предложили миру принципиально новый товар. Японцы же практически ничего принципиально нового не смогли создать.
Объясняется это тем, что в Японии по-прежнему процветают огромные корпорации и люди мечтают попасть в них. Стартапы, то, что популярно в Америке, в Японии молодые люди не любят и не мечтают создать свой стартап.
Они мечтают попасть на работу в Сони и в Тойоту и там в системе пожизненного найма, получая раз в десять лет повышение, уйти на пенсию с солидной зарплатой.
Они дисциплинированы и трудоспособны. Они качественно выполняют ту работу, которую им поручило начальство. Они не считаются с личным временем, чтобы справиться со сложными заданиями.
Почти никто не уходит с работы в шесть, когда заканчивается рабочий день. И только когда есть особая причина, скажем, ребенка надо забрать или пойти к врачу, они, извинившись перед коллегами за столь ранний уход, уходят тогда, когда формально закончен рабочий день. Когда они в часов восемь вечера уходят с работы, они идут группой в ближайшее питейное заведение и там... продолжают обсуждать именно рабочие проблемы.
Во всяком случае именно так описывал их работу наш гид Лев. Но при этом подавляющее большинство из них ни порох ни айфон не выдумает.
Чисто внешне они одинаковые. Мы сидели на веранде огромного молла в Йокогамe на высоте примерно третьего этажа и смотрели вниз, там куда выходили из офисов работники многочисленных фирм на свой обеденный перерыв. Зрелище было удручающим, огромный муравейник с тысячами муравьев выползающими из нор. Они все одинаково одеты, и женщины и мужчины, белый верх, черный низ. Включая и туфли женщин, они тоже все черные. Такое впечатление, что все они - служащие похоронного бюро, если судить по их расцветке. Я решил, что это обязательное требование. Спросил молодую японку, которая в черной юбке, черных туфлях и белой кофточке расположилась за соседним столиком: "Вас всех заставляют так одеваться".
Ответ ее меня удивил:
- Никто нас не заставляет, просто так принято.
Тогда я спросил:
- А все же, если вы будете ходить на работу по-иному одетой, это помешает вашей каръере?
Она так же решительно, как и в первый раз ответила
- Нет не помешает, нас повышают раз в пять лет и никого не увольняют, в нашей фирме пожизненный найм.
Почему же вам не хочется одеться как-то поярче.
Она чуть задумалась и ответила:
- Мне это не нужно, у меня нет такой потребности, мне нравится одеваться как все.
Кстати, она очень прилично говорила по-английски, хоть Лев нас уверял, что они почти не говорят на языке американцев.
Быть как все, это для массового производства хорошо.
Но вот среди них почему-то Стивов Джобсов маловато.
Тем не менее, Япония упорно работает, у почти каждого города есть рабочая зона, где гигантские заводы варят сталь, выпускают автомобили и т.д. и т.п.
Япония, по-прежнему много производит.
Кстати, в Америке почти не осталось сталелитейной промышленности, когда-то американские металлурги производили больше всех стали в мире.
Сейчас такой продукт почти на сто процентов закупается, в том числе и в Японии.
Мы проезжали мимо огромных металлургических комбинатов, которые находятся между Токио и Йокогамой, на берегах Токийского Залива. В отличие от индустриального пейзажа Донбасса или Урала, небо над этими комбинатами было чистым. Трубы почти не дымили, никакого постороннего запаха в воздухе не было. Вода под мостом тоже была чистой.

Уроки Японии.
Металлургический Завод Nippon Steel Corp рядом с центром Йокогамы. Чистая вода залива, чистый воздух.

Они свое производство технологически организовали безупречно, никаких выбросов в окружающую среду - нет. Американская металлургия умерла по разным причнам, но одной из причин было то, что жители тех мест, где находились американские домны и мартены протестовали против загрязнения воздуха и воды. Японцы не протестуют, потому что нет загрязнения. Ну и подвоз руды и кокса идет только морем, никаких промечуточных перевозок нет. Прямо из трюма рудовозов и углевозов все это загружается в печи.
Поэтому бразильская руда обходится японцам дешевле, чем любая руда, перевезенная поездом или автомобилем. Даже если месторождение совсем рядом.
Несколько слов о японском сельском хозяйстве. Они себя рисом полностью обеспечивают, несмотря на то, что места у них для полей очень мало.
По поводу овощей и фруктов. Мои собственные впечатления. Таких вкусных помидоров я не ел уже лет 35 с тех пор, как я их сам убирал в поле под Одессой. Они там росли под oдесским солнцем мелкими, но сладкими как сахар. Никаких удобрений им не давали, поэтому они были мелкими.
Уроки Японии.
Мы купили точно такие же. Они были вкуснее любых конфет.

Точно так же я давно не ел такой вкусной клубники в Америке и даже в Израиле. Японская клубника по вкусу ничем не отличается от киевской или житомирской клубники, которую привозили на Привоз в июне и из которой варили варенье. Она была такой сладкой, что казалось, что можно это варенье вообще без сахара сварить.
Примерно такого же вкуса и сладости - японская клубника. Но и то и другое было гораздо дороже, чем в американском супермаркете.
Спросил у Льва, в чем дело?
Он объяснил:
В Японии запрещены любые генно-модифицированные сорта.
Я не эко-идиот, и прекрасно понимаю, что генно-модифицированные сорта не вредны для здоровья.
И они отлично хранятся, они крупные и твердые, что важно при перевозке на большие расстояния. И вид у них - заглядение.
Но увы, они невкусные, т.к. по вкусу они напоминают то ли мягкую резину то ли бумагу.
Наряду с полезными свойствами, такое необязательное свойство, как вкус у них утрачивается.
А у японцев все дорого, хранится плохо, продается только там, где вырастили в другой город не довезут, но...
вкусно, очень вкусно!!!
На этой оптимистической ноте позвольте закончить.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Переписка китайских бандитов - это просто Клондайк ржаки. Китай отличался от всех стран тем, что карьеру там мог сделать ТОЛЬКО образованный человек. Это была многовековая практика, без сдачи экзамена ты никто и звать тебя никак, сколько бы денег у тебя не было. Поэтому все китайцы ...
Еще немного Мексики. ...
Фотография: © drugoiРепортаж о том, как тушили пожар в плавучем ресторане «Викинг» ...
В Италию пришли дожди из мертвых птиц. Загадочное природное явление, с которым уже сталкивались жители США и Швеции, в пятницу наблюдали и на Апениннах. Сотни мёртвых белых голубей и горлиц усеяли улицы города Фаэнца. Клювы птиц покрыты синим ...
Обещали мороз под сорок. Обманули. Всего-то - 28. Ни о чём уже после вчерашних - 32, тем более, ветер притих. Даже на утреннем занятии прибавилась одна четырёхлетка. Всех воспитанниц сегодня в прыжке на коврике фотографировала, все три группы. И как тут может быть холодно? ...