Уроки Первой Крымской войны, ч.8. "Самотопы"
ua_katarsis — 04.06.2024 Продолжение, предыдущая часть. Самая позорная страницы и без того позорно "слитой" компании в Первой Крымской войне, безусловно, является затопление кораблей Черноморского флота в Севастополе. Синоп был последней победой русского флота, еще на инерции правления Е2. Отныне, что армия, что флот будут нести только поражения.Приказ на затопление кораблей был дан Меньшиковым, после разгрома на Альме. При Н1, который категорически не хотел быть "верховным", единого руководства боевыми действиями как между армией и флотом, так и разрозненными ТВД, не было в принципе. Денег на связь не нашлось!
Это при том, что Н1 провел отдельную телеграфную линию для своей любовницы.
В результате, моряки были уверены, что войска интервентов будут разбиты на суше (напомню,что российская армия на тот момнет-800 тыс человек, у англичан в Крыму-меньше 50 тыс). "Сапоги" же сказали нечто-вроде "ваши ожидания-ваши проблемы", и адмиралы увидели армию врага на подступах к Севастополю.
Причем этому предшествовала история, которая вообще свойственна только для РИ, где "царь навел порядок".
Накануне войны высочайше был утвержден план о постройке Северных укреплений. Деньги были "освоены", ничего не было построено,но в Питер послали красивый чертеж. Этот чертеж (повторюсь, история реальная!) был украден англичанами, которые (ну тупыыыые!) поверили, что эти русские в самом деле укрепили главную ВМБ ЧФ!
И поэтому, вместо того, чтобы с ходу овладеть ей, Сент-Арно и Раглан потеряли драгоценное время в передислокации и строительстве собственного лагеря. Почему и стремились в первую очередь захватить удобные для приёма транспортных судов бухты к югу от Севастополя (Камышовая бухта, Балаклавская бухта).
Хронология этого позорища такова:
8 сентября (ст.стиля) разгром на Альме
9 сентября - военный совет в Севастополе. Меньшиков (главнокомандующий русскими силами в Крыму) запрещает Корнилову выходить в море и атаковать союзников.
11 сентября - отход русской армии к Мекензиевой даче. Затоплены первые пять кораблей.
12 сентября - Меньшиков покинул Севастополь. В тот же день французы заняли Федюхины высоты.
13 сентября - Русская армия движется к Бельбеку. Англичане занимают Балаклаву.
14 сентября - Русская армия остановилась на реке Каче; в Севастополе топят корабли и вооружение береговых батарей
18 сентября - Меньшиков посещает город и присылает подкрепления.
"Хитрый план Николая 1" ожидаемо оказался "и глупостью,и изменой".
1. Зачем топить боевые корабли? Можно было поставить на якорь на месте планируемого затопления и превратить в плавучие батареи. Половину орудий при этом можно снять.
При осаде Гибралтара в 1779-1783 гг. французский инженер Мишо д’Арсон, в стремлении сделать плавучие батареи непотопляемыми и несжигаемыми, предложил срезать корпуса обычных кораблей, усилить борта дополнительными слоями обшивки, подпереть их песком, пробкой и перевить тросами для большей прочности.
2. Стоило немного подождать, и неразгромленный ЧФ мог нанести сильный удар по англо-французской эскадре,сильно потрепанной сильнейшим штормом. ЧФ скрывался в очень удобной внутренней бухте Севастополя, у союзников же были только открытые гавани Евпатории,которые совершенно не защищали от стихий.
3. Затопление ЧФ однозначно усиливало союзников,устраняя главную угрозу их коммуникациям. Принцип "флит ин беинг" был выведен адм.Мэхеном и подтвержден временем. Артиллерия на наших кораблях была идентичной, как у противников. Боновые и минные заграждения прикрытые флотом, более чем надёжно защищают гавань. Паровая машина в свежую погоду тогда никаких преимуществ перед чисто парусным вооружением линкоров не давала. Пароходофрегаты были более маневренны за счёт относительно малых размеров, но в прямом противостоянии с линкорами утонули бы за считанные минуты. Единственными реально опасными судами для нашего флота были французские броненосные плавучие батареи. Но их мореходность была такова, что после Кинбурна в Крым их просто не рискнули тянуть.
4. Среди этих кораблей, намеренно затопленных к концу 1855 года, были «Великий князь Константин» , «Город Париж» (оба со 120 орудиями ), «Храбрый» , «Императрица Мария» , «Чесма» , «Ростислав» и «Ягондид» (все 84 орудия), «Каварна» (60 орудий), Конлефи (54 орудия), паровой фрегат «Владимир» , пароходы « Громовержец» , «Бессарабия » , «Дунай» , «Одесса» , «Эльброз» , « Керин» ."
Затопление нисколько не помешало противнику высадить десант и вскорости смести к чертям собачьим плохо подготовленную для боевых действий на суше армию российских моряков.
5. Одно из самых отрицательных последствий от затопления кораблей для обороны Севастополя, имело решение Корнилова повременить со свозом орудий с кораблей на берег, что вылилось в то, что в результате топить их пришлось со всем артиллерийским вооружением. Конечно, решение задержать своз, было продиктовано имевшейся у адмирала надеждой всё же предотвратить само затопление и не потерять боеспособности кораблей, в том случае если бы ему удалось добиться своего. Однако, как мы знаем, отмены приказа Меньшикова не произошло, при этом время, которое, можно было использовать для разоружения кораблей, было безвозвратно упущено. Итогом стало то, что на дно Большой севастопольской бухты ушло более пятисот орудий крупного калибра! Всего, без учёта шлюпочной артиллерии, на затопленных кораблях и фрегатах находилось 474 крупных орудия:
36-фунт. пушек – 236 шт.
24-фунт. пушек - 56 шт.
18-фунт. пушек – 8 шт.
1-пуд. единорогов – 16 шт.
36-фунт. пушко-карронад - 34 шт.
24-фунт. пушко-карронад - 104 шт.
36-фунт. карронад - 20 шт.
Плюс ещё 29 орудий находились на борту учебно-артиллерийского блокшива «Силистрия».
Кроме того, что немаловажно, вместе с орудиями на дно ушли и тысячи снарядов и тонны пороха. А ведь снарядный и пороховой кризисы у обороняющихся начались уже в 1854 г. и продолжались они, вплоть до падения города. А летом 1855 г., подошли к концу, казалось бы, бездонные запасы артиллерии севастопольского порта и находившейся на кораблях, что в свою очередь привело к сильному дефициту тяжёлой артиллерии. Словом, утопленное, очень и очень пригодилось бы в ходе осады, особенно сами тяжелые орудия, доставка которых в Севастополь по суше была сопряжена со значительными трудностями.
"Нельзя победить вопреки верховному".
Тот позор,в конечном итоге вылился в крайне плохой вариант "освобождения крестьян..от земли", что и вылилось в 1917.
Что испытает РФ после этой своей "блестящей пэрэмоги", мы увидим скоро сами.
|
</> |