Урок истории от Матвиенко

Самое интересное - та тема, которую выбрали для этого урока. Это оказались реформы Александра II. В первую очередь - Земская реформа: судопроизводство, децентрализация власти, проблемы медицины и образования. Вообще, Александр 2-й вошел в историю как "Освободитель", в отличие от своего предшественника, Николая I "Палочника". Именно при нем Россия совершила рывок и из огромной азиатской державы, которую боялись (хотя после Крымской войны не так уж сильно), уважали (хотя над крепостным правом и отсутcтвием развитой промышленности посмеивались) превратилась в нормальное европейское государство. Почти все ностальгические книги и фильмы о "славной российской империи" посвящены периоду правления Александра 2 и Александра 3, который вовсю пользовался подами реформ, проведенных ранее. А уж потом на трон сел властитель слабый и лукавый, также известный как "Николай 2-й, Кровавый" и все покатилось в тартарары... но если бы не те реформы, то Россию ждала бы судьба Османской империи или Китая - то есть фактическая колонизация "великими державами". Аналогии с днем сегодняшним явно видны - Россия на распутье, она нуждается в реформах, но реформах ни в коем случаен не революционных, а организованных. Уроки истории в школах для того и нужны, наверное, чтобы дети понимали, чему учит нас история. Простите за каламбур.
В конце занятия Валентина Ивановна сделала, вроде бы, очевидный, но важный вывод: «Реформы должны быть продуманными, понятными обществу, постепенными и неуклонными, последовательными. Главный враг реформ - экстремизм любого толка и терроризм как его крайнее проявление. Попытки искусственно ускорить перемены, тем более насильственным путем, только отбрасывают назад, приводят к разрушению достигнутого»
Сто лет назад в нашей стране так и произошло. Власть захватили экстремисты, и продуманные поступательные экономические реформы были загублены. Собственно, как и их идеологи - а ведь это были лучшие умы страны. Экономисты, социологи, философы. Жаль, современным школьникам рассказывают об этом с большой неохотой.
Ретушируя неприглядные эпизоды и замалчивая факты. А ведь только люди, знающие историю своей страны, люди, способные учиться на былых ошибках, могут разобраться в том, что происходит сейчас.
|
</> |