Уральская «Корона», как мечта о SSTO

топ 100 блогов alex_anpilogov21.01.2017 Уральская «Корона», как мечта о SSTO
В Kerbal Space Program собрать SSTO гораздо проще, чем на нашей реальной Терре...

Лента новостей как патриотического, так и либерального дискурса пестрит сообщениями о многоразовой одноступенчатой ракете-носителе «Корона» с вертикальным взлётом и посадкой, к разработке которой решили вернуться в миасском ГРЦ им. Макеева.
При этом короткое информационное сообщение уже обросло массой домыслов и допущений, в рамках которых в общем-то, будничная новость о том, что проект «Короны» в очередной раз вышел из предэскизного состояния, преподносится или как эпохальная победа российской науки, или как бездумный распил денег хилого российского бюджета.

В реальности же речь идёт о том, что ГРЦ им. Макеева сейчас, на фоне хорошего бюджетного финансирования новой МБР «Сармат» может себе позволить задуматься и о чём-то «для души» и в более далёкую перспективу, что и вылилось в реанимацию достаточно древнего, но по-прежнему актуального проекта одноступенчатого вывода грузов на околоземную орбиту (в английских источниках такая концепция называется SSTO, single stage to orbit).


Я уже как-то детально описывал всю сложность задачи SSTO. Принципиальные физические и технические ограничения, которые накладываются на такую систему гравитационным полем Земли и нашими собственными возможностями в химическом топливе и в конструировании ракетных систем, достаточно жёсткие и комплексные. Условно говоря — жили бы мы на каком-нибудь Ганимеде или Титане — то и процесс создания нами систем одноступенчатого вывода грузов на околоземную орбиту был бы гораздо проще, нежели в случае привычной нам матушки-Земли. Дабы не повторять уже массу сказанного, отсылаю своих читателей к прошлым статьям на данную тему, где все аспекты создания SSTO рассмотрены достаточно детально (раз, два и три), поэтому тут я сосредоточусь скорее на том, что хочет сделать в перспективе своего проекта ГРЦ им. Макеева — и то, насколько это реально соорудить при текущем уровне техники и технологии.

Основным источником вдохновения для меня будет та информация, что была опубликована самими макеевцами в обрывочных сообщениях по этой теме. Впрочем, иного ожидать и не приходится: программа разработки «Короны» и сегодня находится ещё в предэскизной стадии, скорее представляя из себя «сумму пожеланий», нежели цельный комплект проектно-конструкторской документации.

Уральская «Корона», как мечта о SSTO
Этапы эскизных проектов ракеты-носителя «Корона», по годам (кликабельно).

Создание SSTO, как вы понимаете, ознакомившись с текстом по ссылкам, требует недюжинных усилий от проектантов и конструкторов. Задача набора характеристической скорости не менее 8,5 км/с (первая космическая + все гравитационные, аэродинамические и прочие помехи) отнюдь не столь проста, как это кажется в научно-фантастических фильмах. По формуле Циолковского, которая всё равно задаёт механику вывода на орбиту любой ракеты, получается, что для самых совершенных кислородно-водородных ЖРД, для которых скорость истечения продуктов сгорания составляет около 4500 м/с, требуется совершенство конструкции ракеты не менее 0,15. Это означает, что ракета со стартовой массой около 300 тонн (как это указано в последних сообщениях «макеевцев») должна весить не более 45 тонн вместе с полезной нагрузкой (которая заявлена как 7,5 тонн на НОО) и с запасом топлива для торможения с устойчивой орбиты и для обеспечения мягкой посадки (так как в сообщениях идёт речь о многоразовой SSTO). Кроме того, уже понятно, что в «Короне» отказались от аэродинамической схемы с крыльями, которую применяли для управляемого спуска в атмосфере советский «Буран» и американский «Спейс-Шаттл», в силу чего новому SSTO надо будет тормозить в атмосфере по-«Фалконовски», однако делать это не от значения в 1,7 км/с, как это происходит у первой ступени ракеты-носителя SpaceX, а от «честной» первой космической скорости в 7,9 км/с, что сразу же ставит вопрос о весьма мощном тепловом экране для обеспечения торможения в атмосфере Земли.

Для понимания всей сложности возврата аппарата на Землю с околоземной орбиты я отсылаю вас к наглядному видео (английский, включите субтитры) о методике торможения и посадки американского «Спейс-Шаттла», которое честно говорит, что даже космический челнок с его рудиментарными, но аэродинамическими крыльями — это «летающий кирпич», а пилоту «Шаттла» лучше сразу делать трансплантацию титанового сплава на внешний слой своих сжимающихся яичек.

Уральская «Корона», как мечта о SSTO big_6451392c2d73655f565980ffb9ee9f6f5d8bdcba.png
Всё это в значительной мере ограничивает возможности перспективного SSTO. Скажу, как пример, что вес теплозащиты «Спейс-Шаттла» составлял 7,2 тонны при собственной массе челнока в 84 тонны, а теплозащита «Бурана» весила 9 тонн при посадочной массе челнока в 82 тонны.
Даже если просто пересчитать массу теплозащиты для 35 тонной уже «сухой» массы возвращаемой «Короны» пропорционально её собственному весу, то выйдет без малого 3-3,8 тонны дополнительного груза теплозащиты, который опять-таки надо упрятать во все те же ограничения в 15% для веса конструкции SSTO и полезной нагрузки, что для 300-тонной заправленной ракеты, напоминаю, составляет лишь 45 тонн для случая одноступенчатого вывода.

Кроме того, интерес вызывает и упоминание неких «специальных схем выведения на низкие околоземные орбиты», которые якобы позволят поднять полезную нагрузку «Короны» до 12 тонн (увеличив её ещё на 60%). В общем-то, в качестве «специальных схем» на ум приходит лишь три основных принципа: либо каким-то образом поднять и разогнать стартовый космодром для такой ракеты, либо обеспечить «бесплатный» окислитель и реактивную массу для ракеты на начальном, атмосферном участке выведения, либо же, как третья альтернатива, использовать некие альтернативные кислород-водородным двигатели на оконечных участках траектории вывода, уже за пределами плотной земной атмосферы.

Первый вариант, с разгоном «стартового стола», я уже как-то разбирал в своих статьях (например, здесь) и такой вариант, в общем-то, возможен. Прибавка начальной скорости всего лишь в 270 м/c, которую в силах обеспечить даже дозвуковые самолёты-площадки, даёт рост массы полезной нагрузки ракеты на 80%, поэтому не исключено, что под «специальными схемами» вывода и подразумеваются некие суррогаты воздушного старта. Вопрос тут, скорее, в том, что пока что самый грузоподъёмный самолёт в мире, антоновская «Мрия», имеет максимальную грузоподъёмность в 250 тонн, что всё-таки ниже заявленной для «Короны» стартовой массы в 295 тонн, а постройка более грузоподъёмных самолётов в мире пока что не запланирована.

Конечно, никто не зарекается от того, что такие самолёты будут в ближайшее время построены. В конечном счёте, использование тех же «палок и говна» углепластиков и композитов, заявленных для «Короны», для конструирования супер-самолётов вместо алюминиево-магниевых сплавов способно ещё немного поднять их грузоподъёмность от рекордной «Мрии» — до необходимых 300 тонн. Возможно, что кто-то вложится в безумную эстакаду ракетного гипер-маглева или же соорудит громадный аэростат — но пока что по каждому из направлений скорее идёт некое слабое движение и практика небольших проектов, нежели какая-то глобальная работа, которая может привести к технологическому прорыву. Хотя такие варианты и менее вероятны.

Уральская «Корона», как мечта о SSTO
Аэростат программы «Елена» пока что помогает запускать суборбитальные ракеты массой в 1 тонну. Согласитесь, далеко от 295 тонн, заявленных для «Короны»!

Вопрос использования для разгона ракеты ВРД, СПВРД или ГПВРД я уже тоже как-то разбирал в своём блоге (раз и два). Вкратце и резюмируя: да, ВРД и ГПВРД могут обеспечить достаточно серьёзную экономию массы для SSTO в силу того, что их удельный импульс гораздо выше такового для ЖРД и РДТТ. Любой воздушно-реактивный двигатель обгоняет ракетный двигатель по этому параметру в силу двух своих конструктивных качеств: во-первых, он не «тянет» на себе запас окислителя, фактически пользуясь беспланым окислителем из окружающего воздуха и, во-вторых, он использует всё тот же воздух, как бесплатную реактивную массу — большая часть продуктов сгорания ВРД или ГПВРД, опять-таки, берётся за счёт разгона всасываемого воздуха, а горючее, которое собственно, и учитывается в формуле Циолковского и влияет на массу ракеты, составляет лишь малую часть массы реактивной струи.

Однако те, кто мог ознакомится с моими статьями по гиперзвуку, думаю, прекрасно осознают все трудности, с которыми уже столкнулись разработчики гиперзвуковых двигателей. Поэтому я достаточно скептически отношусь к идее того, что ГРЦ им. Макеева сможет что-то выжать из этой идеи. Хотя, наверное, попытаться стоит. Кроме того, я обнаружил, что в рамках этой концепции ими уже просчитывался эскизный проект «Короны» в 1995 году. Тогда на первую ступень «Короны» хотели поставить десять ВРД АЛ-31-Ф, которые бы обеспечили бы вертикальный взлёт ракеты массой в 100 тонн и, по сути, обеспечить всё тот же воздушный стартовый стол для SSTO:

Уральская «Корона», как мечта о SSTO
АЛ-31Ф в форсажном режиме выдаёт 12,5 тонн тяги. Десятки таких двигателей вполне хватает, чтобы оторвать от Земли ракету полной массой в 100 тонн и разогнать её до сверхзвуковых скоростей. Применяется на истребителе Су-27.

Вернётся ли ГРЦ им. Макеева к таким экзотическим схемам вывода грузов на околоземную орбиту — пока что вопрос открытый. Однако, можно сказать, что как и в случае первой и второй альтернативы, физических ограничений к этому нет, а есть скорее вопрос проектирования и конструирования такого рода систем. Кроме того, гиперзвуковой ГПВРД сегодня уже практически «на выходе в серию» и в США, и в России, а такой двигатель радикально изменит возможности полётов с большими скоростями и в верхних слоях земной атмосферы.

Ну и, наконец, третья альтернатива. Глобальное улучшение кислород-водородного ЖРД. Здесь мы упираемся в то, что скорость истечения продуктов сгорания альтернативных двигателей (и, как следствие, их удельный импульс) может превосходить скорость истечения из ЖРД в разы и даже на порядок, только вот их собственная тяга оказывается просто мизерной. Это сразу же ставит вопрос соотношения реактивной тяги двигателей (T) к массе всей ракеты (W), который очень критичен в случае суборбитального полёта: нам надо, чтобы ракета быстрее разгонялась двигателями, нежели падала на поверхность Земли и тормозилась об атмосферу.

Уральская «Корона», как мечта о SSTO
Лаборатория «Янтарь-1», которая была запущена в СССР в 1970-м году с экспериментальным ЭРД. Максимальная Скорость истечения реактивной струи составила 140 км/c, тяга двигателя составила 5 грамм. Масса всей орбитальной части «Янтарь-1» составляла 500 килограмм.

Например, на последних стадиях выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту, в принципе, можно использовать высокоимпульсные ЭРД (вариант полётов туда-назад твердотельных ЯРД я пока что провожу по графе «технобезумие»), однако их эффективность (скорость истечения реактивной струи в 40-140 км/c против жалких 4,5 км/с у кислород-водородных ЖРД) будет существенной только на оконечных этапах вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (от высоты около 100 километров и от скорости ракеты в 90-95% от первой космической), где влиянием земной атмосферы в краткосрочном периоде можно пренебречь, а бороться с падением на поверхность планеты помогает кривизна самой Земли и набранная характеристическая скорость. Поэтому использование любых высокоумпульстных альтернатив химическим ЖРД пока что может помочь только на оконечных стадиях вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту: слишком мала пока что достигнутая тяга этих «малюток».

Поэтому, в общем-то, моё отношение к проекту «Короны» максимально далеко от обеих крайних точек, характерных для ура-патриотов и караул-либералов: дело это нужное и важное; если ГРЦ им. Макеева продолжает смотреть на звёзды, клепая ракетный щит Родины — честь им и хвала; ну а ждать мгновенных результатов, да ещё и с цифрами, заявленными в пиар-презентации — не стоит. Так как задача создания SSTO вот уже не один десяток лет числится «перспективной» и «необходимой», да только воз и ныне там — слишком уж много физических и технических ограничений есть на пути к этой заветной цели. Но возможные боковые ответвления от такого рода НИОКР интересны и сами по себе — например, высокоимпульсные ЭРД можно использовать для поддержания орбиты искусственных спутников Земли, что ЭРД будут делать гораздо эффективнее современных ЖРД на аэрозине или НДМГ.

Уральская «Корона», как мечта о SSTO

Впрочем, нет худа без добра. Как говорится, если не догоним — то хоть согреемся!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Оригинал взят у speakoroff в Президент РФ обратился к Федеральному Собранию Сегодня в полдень президент Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. И хотя лично для главы государства оно стало тринадцатым по счёту, несчастливым его назвать никак ...
ФОТОФАКТ. ЖУРНАЛИСТ «ПЕРВОГО КАНАЛА» РФ ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ НА МЕСТЕ УБИЙСТВА ДЕТЕЙ ВОЗЛЕ ШКОЛЫ В ДОНЕЦКЕ «Фотографии сделаны нашим волонтером Гуманитарный штаб "Поможем" Ахметова, буквально через 10 минут после трагедии» - прокомментировала публикацию фото директор по коммуникациям компани ...
Желание смерти показывает самое ложное и призрачное состояние духа. Виссарион Григорьевич Белинский ТИК НАТ ХАНЬ "ЗОВИТЕ СЕБЯ СВОИМИ ИСТИННЫМИ ИМЕНАМИ" Тхить Нят Хань (Тит Нат Хан или Тик Нат Хан), перевод М. Щербакова Не говори, что я уйду завтра — Даже сегодня я все ...
Тут у жены наметился день Рождения и я с ней сходил в бывшей Летуаль, ну а там в свободной продаже бренды, которые ушли с рынка полтора года назад. Вот купил ей пудру Clinique , рублей на 600 дешевле , чем у них в интернет-магазине в Казахстане, который меня проинформировал, что не ...
Президент России Владимир Путин выдвинул президенту Украины Владимиру Зеленскому условия деэскалации ситуации на Донбассе в ходе телефонного разговора, состоявшегося после гибели четверых украинских военных на Донбассе. Как сказано в сообщении Кремля, Путин подчеркнул, что для ...