Странный аттрактор

топ 100 блогов alex_anpilogov15.01.2017 Странный аттрактор

Заглавный рисунок — наглядное представление странного аттрактора.
Так в математике называется притягивающее множество неустойчивых траекторий в фазовом пространстве диссипативной (неравновесной) системы.
С точки зрения обычных, классических термодинамических систем странный аттрактор невозможен: такие системы обычно полностью находятся во власти второго начала термодинамики, которое диктует весьма простые правила поведения: от порядка к хаосу, от малой энтропии к большой, от сконцентрированной энергии — к тепловой смерти Вселенной.
В случае же странного аттрактора у диссипативной системы (а все мы с вами — диссипативные системы достаточно высокого порядка) появляется ещё одно решение термодинамического уравнения, которое и описывается странным аттрактором. Это решение не описывается аналитическими уравнениями, оно по сути своей неусойчиво и состоит из отдельных локусов и фракталов, но только оно обеспечивает развитие системы.


Человеческая цивилизация тоже является диссипативной структурой. Но и второе начало термодинамики от нас никуда не делось, в силу чего в любой исторической точке развития общества у любого народа, нации или цивилизации есть три принципиальных выбора: саморазрушение, консервация или же развитие. Третий сценарий и описывается странным аттрактором.

Саморазрушение — это простой аттрактор, унаследованный диссипативными структурами от неживой природы. Если происходит тривиальное разрушение общества, то ничего «прогрессивного» на таком этапе развития не происходит: речь идёт лишь о том, что неудавшийся эксперимент освобождает место под Солнцем для тех, кто приходит за ним. Так уже происходило множство раз в истории — и если существующая глобальная цивилизация погибнет, то развитие диссипативных структур никак от этого не прекратится.

Консервация развития или миграция в новую среду обитания с ещё неисчерпанными ресурсами и с использованием уже существующего уклада — более характерная цель. Обычно миграция происходит в момент, когда собственные ресурсы диссипативной структуры уже близки к исчерпанию, как это произошло в эпоху Великих географических открытый с европейской цивилизацией. Другой путь, путь консервации существующего уклада без его изменения, был показан в истории Китаем, который не начал своей собственной китайской пространственной экспансии, но в итоге всё равно не избежал циклических кризисов в своей средневековой истории. В истории биологических видов и первобытных  племен даже наблюдались феномены «адаптивного регресса» — когда  спасительными адаптациями оказывались  упрощение или же относительная примитивизация. Однако заканчивались такие попытки сохранения существующего уклада всё равно катастрофами: Европа после исчерпания политики колониализма и пространственной экспании погрузилась в ужас Первой мировой войны, Китай на выходе из циклических кризисов получил Опиумные войны и порабощение страны, ну а о судьбе «приспособленных австралийцев» даже и вспоминать не хочется.

Третий же путь, основанный на феномене странного аттрактора заключается в том, что устойчивость системы обеспечивается новыми механизмами поддержания жизнедеятельности и достигается на более высоком уровне  неравновесия со средой. В этом случае прогресс (а второе значение латинского слова progressus — это «успех») исторически выстраивается в последовательную тенденцию «удаления от естества», «ухода от традиции» или же «покорения природы».

Странный аттрактор

И, собственного говоря, мы видим это в мире вокруг нас. Чем выше текущий, уже достигнутый обществом или цивилизацией уровень устойчивого неравновесия (который мы и называем жизнью), тем отчетливее выражены качества субъектности и субъективности, и тем меньшее влияние на общество и цивилизацию оказывают объективные процессы природного плана. К ХХI веку уже, я думаю, всем предельно ясно, что в современном нам мире художественные образы, религиозные и философские  учения, научные открытия или даже бред полубезумных фанатиков оказывают на мир большее влияние, нежели землетрясения, цунами, падения метеоритов и даже глобальное потепление.

Существующий вокруг нас мир уже давным-давно стал виртуальным, в котором реализовались многие самые смелые мечты или фантазии, которые во времена Пифагора и Сократа, а то Вольтера и Декарта казались бы несбыточной утопией. Удельный вес событий,  происходящих  в  субъективном («виртуальном») мире, по отношению к событиям, творящихся в мире физическом (ну или «вещном» и «энергетическом»), постоянно растёт — и эта тенденция, в случае следования мира уже описанному странному аттрактору, только усилится.

Странный аттрактор

Выводы из изложенных мыслей вам надо делать самостоятельно.
В конце концов никто не мешает идти по китайскому или австралийскому пути (называя это «возвратом к традиционным ценностям» или «скрепами нашего общества»)  — или же пытаться повторить путь европейский который и привёл нас к существующей глобальной цивилизации, влетевшей в очередной кризис (называя это почему-то «интеграцией в мировое сообщество» или «новой политикой российской нации»).
В конце концов ведь к любой цели есть множество путей — и странный аттрактор показывает самый простой, но отнюдь не столь очевидный путь.



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Давняя-давняя истина с грохотом подтверждается снова и снова. Предают только свои . © Причём самые-самые «свои». Те, с кем и пуд соли съеден, и танкер спирта выпит, и столько шахер-махер «схем» прокручено ещё со времён оных, чуть ли не с кооператива … Но вот поди ж ты, как ...
28 туристов отравились во время похода по пустыне семенами ротемы Ротема обыкновенная (רותם מדבר) В субботу, 5 мая, 28 человек были доставлены в приемное отделение больницы "Сорока" в Беэр-Шеве после экскурсии по пустыне. Все поступившие ...
Мои дети, дочь с семьей, отдыхают в Горячинске третий год подряд. Случайно выбрали это место — как-то ждали там друзей, для дальнейшего отдыха на Чевыркуйском заливе. Им понравилась и хозяйка поместья, и само место и Байкал. Домики эти они тоже выбрали случайно — просто не было уже ...
Совершенство формы служит отдохновением для взора и сознания как нечто бесспорное и абсолютное. Константин Андреевич Ухтомский. Зал археологии Нового Эрмитажа. Бумага, акварель. 1857 год. Из собрания ...