УПЫРЬ (1997)

топ 100 блогов mr_garett06.05.2023
УПЫРЬ (1997)

Действие “Упыря” разворачивается в 90-ых, в маленьком городе, который только что пережил кровавую криминальную войну. По запросу бывшего авторитета в город прибывает команда охотников на вампиров: старый охотник и молодой охотник. Старого убивают на первых минутах фильма, тогда как молодой Ван Пупкин оказывается намного круче коллеги и объявляет войну не только упырям, но и местным бандитам. Другой вопрос,, что методы российского Ван Хельсинга мало чем отличаются от методов тех, кого он пытается аннигилировать…

УПЫРЬ (1997)
Охотник и верный калаш.

“Упырь” - российский хоррор, снятый на 10 тысяч долларов на мощностях студии Горького (также, в съемках принимала участие киностудия с говорящим названием “Жесткое время”). Режиссером постановки стал Сергей Винокуров, будущий автор “Бандитского Петербурга” и “Морских дьяволов”. .Поскольку денег у творческой команды было в обрез, съемки проводились в пригородах Кронштадта, на фоне индустриальных руин и обвалившихся зданий. Отдельные части картины снимали прямо в городе, без всякой поддержки со стороны местной администрации, что вообщем-то пошло фильму на пользу. Спецэффекты, ясно-понятно, пришлось делать за два рубля, на коленке. Музыкальное оформление заказали группе Tequilajazzz и этот выбор оказался удачным.

УПЫРЬ (1997)
Феерическая архитектура.

Поскольку к концу 90-ых театральный прокат в РФ лежал в коме (“Чебурашки” тогда не было”), окупиться фильм должен был при помощи телевизионных показов и продаж на видео. Реклама “Упыря” бойко шла по TV, но качество ее оставляло желать лучшего (лично я фильмом не заинтересовался и покупать лицензионную кассету не стал). Удалось ли авторам реализовать свою задумку, точно неизвестно, но, скорее всего, бизнес-подход был правильным и фильм полностью окупил затраты на производство. Другой вопрос, что Винокурову “Упырь” вообще никак не помог, ибо на ближайшем съезде кинематографистов утомленный солнцем Михалков разнес картину в пух и прах. В результате русские хорроры лишились потенциального финансирования и потеряли уникальное лицо. Все проекты Винокурова также пошли под нож, а сам режиссер ушел из жанрового кино на ТВ.

УПЫРЬ (1997)
Девушка главного героя. Полиэтилен детектед.

Главный персонаж “Упыря” - безымянный охотник, который приезжает в город, оккупированный монстрами и бандитами. Город полностью отрезан от внешнего мира и добраться до него можно только на пароме. При себе охотник имеет странный прибор, способный идентифицировать упырей. Можно предположить, что герой Серебрякова действующий сотрудник КГБ, имеющий связи в НИИ и в криминальном сообществе, но это не точно. В начале просмотра зритель считает охотника положительным персонажем. Однако, ближе к концу становится ясно, что герой является носителем крайне своеобразной “правды”. “Упырь” для охотника не столько злодей и кровопийца, сколько сущность, нарушившая сложившийся статус-кво. Когда изначальный порядок будет восстановлен, миссия охотника подойдет к концу. О всеобщей справедливости герой не думает, поскольку в его реальности цель всегда оправдывает средства.

УПЫРЬ (1997)
Библиотекаря сыграл бессмертный Георгий Штиль. Он был дедушкой уже тогда, когда я в школу ходил.

Это интересно. Авторы фильма смогли предугадать следующий акт развития политической системы РФ. На смену бандитам, действительно пришли охотники и установили новый порядок. Однако, жителям города лучше от этого не стало, ибо их мнения о происходящем никто не спросил.

УПЫРЬ (1997)
Запуганный авторитет тоже стал вампиром, но как - загадка!

Сильнейшей стороной “Упыря” является его атмосфера. Хотя картина снята в 1997-ом, она показывает реалии 1993-1994 года - криминальные войны и общее бессилие пост-советской милиции. Город вокруг героев медленно разваливается на составные части. Персонажей окружают руины советской цивилизации: дома, возведенные в стилистике конструктивизма, недострои и вымершие индустриальные заводы. Герои бегают по ангарам и сражаются внутри унылых советских коридоров, украшенных прозрачными стеклами и кафельной плиткой. Многие эпизоды картины несут на себе печать запустения и упадка. Совсем не удивительно, что ближе к концу постановки на экране появляются сцены, напоминающие о работах Тарковского и Клушанцева (с поправкой на бюджет, конечно).

УПЫРЬ (1997)
Вампир, а солнечного света не боится.

Персонажи “Упыря” настоящие ходячие архетипы, у них даже имен нет. Главного героя зовут охотник, его нанимателя - авторитет. Еще в фильме есть “ушной”, дочь и библиотекарь. Отправленная на убой массовка не имеет порядковых номеров (да и зачем они миньонам). Простых жителей в городе нет потому, что для сюжета они не важны, а режиссер ценит время своего зрителя. Наконец, все персонажи “Упыря” имеют ярко выраженную модель поведения, которой придерживаются с первого и до последнего кадра картины. Таким образом зритель оказывается в ловушке обманутых ожиданий, которая срабатывает в последней сцене, превращая хоррор в полноценную притчу о потеряном десятилетии.

УПЫРЬ (1997)
Ушной пытался убежать, но его переехали джипом, а потом кол в сердце вбили. Good night sweet prince.

В отличие от большинства российских триллеров и страшилок, “Упырь” крепко сбитое и целостное полотно. Сюжет фильма логичный, вписывающийся в жанровую канву, События развиваются быстро, торможений нет (хронометраж “Упыря” составляет всего 70 минут). Стилистика постановки - эстетика лихих 90-ых, выдержана с первого и до последнего кадра. При этом на стандартную криминальную основу насажена занятная идея о дуализме старого и нового политического режима. Динамику картине придает рубленный монтаж, и удачно подобранная музыка, под которую “охотник” разбирается с набегающими монстрами (оказывается, что вампиры не только не боятся солнца, но и загибаются от стандартного калаша).

УПЫРЬ (1997) .
Скоро чье-то цветное фото будет тенью рикошетить в комод.

Короче говоря “Упырь” прекрасный образчик российского хоррора, который сумел найти правильную нишу и, в других условиях, мог быть дать начало целому жанру постсоветского эксплоитэйшена. Однако, фильму не повезло, культовый статус не смог обеспечить достаточной популярности, начальство выступило против широкого проката, а следом сменилась эпоха. В середине 00-ых подобные картины стали попросту не нужны, ибо кинотеатры оккупировал Голливуд, а в отечественный кинематограф пришли“большие деньги”.


Клип дает полное представление о фильме за 4 минуты.

ЗА
- Мрачная и веселая атмосфера 90-ых,
- Суровые персонажи лихих времен
- Удачный саундтрек
- Необычный хоррор про время, которое не вернешь

ПРОТИВ
- Общая бюджетность постановки,
- Корявенькие драки,
- Концепт “упырей” не раскрыт.

УПЫРЬ (1997)
Если вам нравятся обзоры русских хорроров 90-ых, то не забудьте поставит лайк и подпишитесь на мой кино-канал, где скоро начнется новое голосование.

06.05.2023
(с) Илья Садчиков

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Владимир Высоцкий и Юрий Любимов в Театре на Таганке 10 ноября 1976 года . Фото Дмитрия Чижкова Владимир Высоцкий, Театр на Таганке, 10 ноября 1978 года Фото Дмитрия ...
Без ...
Интересная вещица 1980 года. Она какая-то странная. Как будто зашифровано нечто. Как вы полагаете, что тут нарисовано? Какая история? Что означает всадник за окном, при том, что сие изображение называется «Сантехмонтажники». Пименов Владимир Сергеевич (род. 1941 год). ...
«Действительно, нужен предновогодний обзор жизни тех людей, с которыми нас познакомила Юлия, с «европейцами», тем более, что у них Рождество по новому календарю – жизнь в корне меняют!» (Юрий Б). И правда, надо сделать предновогодний обзор. Андрея мы уже видели, теперь Сашко. Канал ...
ИМПЕРИЯ И мы живём всю жизнь рядом…. Далеко не все. Очень далеко. Но мы, кто живём с НИМИ рядом всю жизнь…. Мы кто? Экзобиологи или экзопсихологи? РАДИ ЧЕГО? Мы живём рядом с ними? Чтобы понимать ИХ и любить. И строить империю, под названием ЗЕМЛЯ. Ведь обязательно мы встретим, ...