Умники и умницы. Первые впечатления.
coconutcreamtea — 03.09.2021На продвинутый уровень записалось пять человек (а должно было быть шесть, и могло было быть семь или восемь). Из них двое 12-классников - мальчик вьетнамского происхождения и девочка, наполовину панамского происхождения. И три 11-классницы - одна полька и две местные. Все - прелесть какие умные, интересные, мотивированные, и вообще - от них мне одна сплошная радость.
На последнем уроке у нас с ними состоялся интересный разговор. В рамках темы "Роль образования в обществе" я дала им почитать отрывок из "Боевого гимна матери-тигрицы" - очень полемичной книги о превосходстве условно-китайских методов воспитания детей. http://www.psychology.sunysb.edu/hwaters-/psy327/articles/Chinese%20mothers.pdf
Кстати, очень занятная и нетолстая книга; лежит, например, вот здесь, если кому любопытно: https://e-libra.ru/read/400617-boevoy-gimn-materi-tigricy.html (Но лучше читать на английском, на котором она и была написана.)
В этой книге и, в частности, в отрывке, который я предложила им прочесть, описаны, на мой взгляд, совершенно зверские методы воздействия на собственных детей, после которых я, по меньшей мере, возненавидела бы свою мать на всю оставшуюся жизнь. Но я своего мнения детям, разумеется, не навязываю, а только аккуратно высказываю его после того, как они выскажут свои.
Так вот - тут выяснилось внезапное. Девочка-панамка (?), которая по совместительству является номером 1 по успеваемости в своём потоке (а это, на минуточку, #1 из 384-ёх учащихся выпускного класса) сказала: "Мне кажется, я знаю эту книгу. Моя мама всё время её читала и воспитывала меня так, как описано в этом тексте." Я заметила, что, бесспорно, учитывая её успеваемость, эти методы воспитания привели к осязаемому успеху, но спросила, нравятся ли ей такие методы и выбрала ли бы она такое детство сама, если бы у неё была возможность выбирать. Она сказала, что её всё устраивает, но иногда она устаёт от маминого давления уже в этом возрасте, когда она вполне может мотивировать себя сама и "обе они и так хотят одного и того же". Я сказале ей, что она - моя первая ученица не-азиатского происхождения, чьи родители выбрали такие жёсткие способы воспитания.
Вьетнамский мальчик (81-ый по успеваемости) заявил, что именно так его и воспитывали родители вплоть со старших классов, но теперь, наконец, оставили в покое и орут на него только периодически, для профилактики. Орать на него, разумеется, не за что, и никогда не было за что - у него 95% среднего балла и уже набрано 24 кредита, то есть он может получить аттестат сейчас, не учась в 12-ом классе. Однако его опыт типичен для всех маленьких американцев азиатского происхождения, которых мне довелось учить. "Моя мама орала и визжала так громко и так долго, когда я получил свою первую "четвёрку", что я больше никогда "четвёрок" не получал." - так бесхитростно суммировал для меня принципы азиатского воспитания мой ученик-китаец, два года назад. Вьетнамский мальчик заявил, что ничего, кроме стресса ему эти методы не дали и что он очень рад, что родители от него, наконец, отстали.
Полька выразила моё мнение, сказав: "Не знаю-не знаю, может, эти методы и приводят к успеху, но я рада, что моя мама их не использует. Мне нравится моя свобода."
Обычные местные американки, ожидаемо, или приходят в ужас от описанного в тексте или просто не могут даже его до конца понять. Но и тут меня ждал сюрприз! Обе мои ученицы "из местных" занимаются спортом. Так вот, одна, милая блондинка с разведёнными родителями, сказала, что её папе не важны её академические успехи, но за спортивные достижения он дерёт с неё по три шкуры. Я уточнила, на основании чего папа требует выдающихся спортивных достижений. "Ну, он в школе занимался спортом, и у него очень хорошо получалось." - сказала девочка. На самом деле она обозначила важную американскую проблему - родители детей-спортсменов зачастую совершенно не адекватны и предъявляют к детям запредельные требования. Но ей от этого, по-видимому не плохо - может быть, она действительно талантлива в волейболе.
А пятая девочка ничем не удивила. Её родителей всё устраивает, - и её академические успехи, и её спортивные достижения; и они не думают даже её никак особенно воспитывать, не то что выбивать из неё изуверскими способами побольше побед в чём бы то ни было. И я даже знаю почему. Во-первых, она - младший ребёнок из трёх. А во-вторых, в этой семье в анамнезе - суицид одного из старших детей. Такой расклад не мог не повлиять на родительские взгляды на воспитание... (этого я, разумеется, не сказала..)
Сама я полагаю, что методы, описанные в книге - прекрасны, для определённого типа детей. И совершенно губительны для другого типа детей. И хорошо бы, если бы дети рождались с инструкциями - что для них лучше:))
|
</> |