УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

топ 100 блогов cambria_191919.02.2021 Да, эти слова совсем из другой оперы.
Но про такие воздушные создания никак иначе и не скажешь.

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА
Вообще-то женщины могут быть какими угодно – и всё им удаётся.
Всё сходит с рук.
Любые модные безумства.

Вот в XVIII веке дамы массово уподобились фарфоровым куколкам; к концу века они уже изображали кого-то вроде оживших античных статуй.
А когда и это надоело, решили стать неземными, почти призрачными созданиями.
Феями воздуха.
Сильфидами.
И тоже все разом!

Произошло это в конце 1820-х - начале 1830-х и продолжалось недолго.
Мода вообще долго не живёт.
Но результаты получились впечатляющие.
Почти у всех.

Что нужно для того, чтобы сделаться романтической феей?
Нужно взять побольше кружев и воздушно-прозрачных тканей и просто утонуть в них.
Вот так:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Из облака кружев и газа, словно цветок на стебельке, поднимается головка на стройной шейке, увенчанная грудой локонов и окружённая ореолом тех же кружев, лент и цветов:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Сама дама почти бесплотна – у неё тонкая-тонкая талия над юбкой-колокольчиком.
Узенькая  ножка в атласной туфельке.
Воздушные рукава-крылья.
Да ещё невесомый шарф окутывает и развевается от малейшего ветерка.
Дунь – и фея полетит!

Вот как эта девушка:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Эта фея всем известна – будущая английская королева Виктория.
Вообще-то особа плотного сложения и стойкого серьёзного нрава. Не красавица.
Но мода всех женщин делает похожими, как сёстры.

Потому посмотрим на очень популярный портрет бесспорно красивой женщины (Н.Н. Пушкиной):

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

И здесь море кружев.
Роскошная, с размахом оборка-берта, но ниже линии обнажённых плеч - потому дама не кажется могучей и громоздкой.
Эта оборка скорее сложенные крылья ангела («целую кончики ваших крыльев»).
Прозрачные рукава-баллоны (не будем уж повторять за тогдашними  модными журналами, что они напоминают бараний окорок) надеты поверх коротких торчащих рукавчиков-беретов.

Конечно, чтобы эти беретики весь вечер торчали нерушимо горизонтально, одного крахмала недостаточно – сколь ни воздушны кружева, а всё-таки вес они имеют.
Форму нижних подшивных рукавчиков держал каркас на китовом усе, проволочках или тростинках.
Изобрели даже приспособление на пружинках, которое «схлопывало» такие огромные рукава, когда дама надевала шубку, и расправляло, когда шубка снималась.

Но не думаю, что дамы так уж набросились на это чудо техники.
Машина-то дура - вдруг в нужный момент в неё что-то заест, и рукава не раскроются?
Не так смертельно, как нераскрытый парашют, но конфузно.

Эти рукава были модны повально, хотя нравились далеко не всем мужчинам. Некоторые ворчали:
«Как ужасны рукава с обручами под шалью или манто!
Иные женщины казались с крыльями или парусами!»

Но ведь женщины именно этого и добивались – быть с крыльями, выглядеть летучими и невесомыми.

Вернувшись к портрету Н. Н. Пушкиной, отметим, что у неё было достаточно вкуса (или недостаточно денег, или и то, и другое вместе), чтобы не громоздить на голове пышных буклей, высоких гребней и огромных сооружений из ткани и кружев.
Эту скромную девическую причёску Н.Н. носила до 1833 года, пока не отрезала волосы спереди а ля Нинон и не стала завивать их на папильотки. Такова причёска на поздних её портретах, которые писались, когда давно вышли из моды  громадные чепцы 1830-х, тоже похожие на облака и крылья.

Про эти чепцы и тюрбаны язвительный Гоголь писал: «Лёгкий головной убор держался на одних ушах и, казалось, говорил: «Эй, улечу, жаль только, что не подыму с собой красавицу!»
Вот так:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА


Или вот ещё:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА


И ещё - на совсем не поэтического типа особе:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Иногда дитя эфира драпировало на голове восточный тюрбан :

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Причёски, как и платья, призваны были явить изящную, неземную хрупкость дамы.
У висков располагались романтические букли - накладные, как правило  («Как пена грудь её бела,/ Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют»).

Если дама была в шляпке или чепце, то такие фальшивые букли крепились часто именно к головному убору и снимались вместе с ним:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА
Бархатные береты были огромны, но всё же не производили впечатления тяжелых предметов.
Напротив, они как будто помогали даме парить в воздухе:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Такие громадные чепцы, шляпы и береты, напичканные лентами, кружевом и перьями,  носили все - и молоденькие, и  средних лет дамы.

И совсем пожилые.

Вот тётка Натальи Николаевны Пушкиной, фрейлина Е.И.Загряжская, очень помогавшая племяннице и в свете, и по части нарядов.
Здесь ей за 50, а каков романтический чепец:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Вот вдовствующая императрица Мария Фёдоровна в берете, напоминающем воздушный шар.
Ей здесь 67 лет.
Кто скажет, что в старину женщины становились (и считались) старухами в 30?

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

А это французская королева Мария Амалия, ей за 40 (правда, выглядит старше).
На ней берет с перьями, по которому она распластала драгоценную фамильную тиару.
И тоже плевать на годы. Надето всё, что положено для наряда феи воздуха - нежное белое платье, белые перья, кружева, прозрачный  шарф.

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА


Макушку модницы обычно венчал бант из волос.
Он  тоже подчёркивал воздушность дамы и тоже напоминал крылышки (бяк-бяк-бяк-бяк) или пропеллер:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

М.Д. Бутурлин (это светский повеса не на шутку считал себя прототипом Евгения Онегина), наблюдая сборы на балы своей молодой жены, описывал самую тогда распространённую дамскую причёску Аполлонов узел ( noed d `Apollon):

«Это был действительно узел или широкий бант из поддельных волос (разумеется, не искусственных, а чужих, покупных – С.), вышиной не менее, конечно, четверти аршина (посчитаем;  0, 7112 м : 4 =0, 178 м).
Он втыкался вместе (кажется) с гребнем на самой середине макушки головы (втыкался, разумеется, не просто в макушку, а в пучок собственных волос - С.)
От висков же к глазам закручивались и приклеивались к лицу гуммиарабиком тоненькие крючочки из собственных волос, называемые акрошерами  (аcroche- сoeur -  сердчный крючок – С.) Несмотря на все искажения, красота брала своё, и вовсе не к лицу причёсанная головка кружила множество голов».

Эти «сердечные крючки»-колечки мы видим и на портрете Натали Пушкиной.
Но, кажется, ей всё к лицу.

Как крепились гребни, хорошо видно здесь. Накладными были не только банты из волос, но и композиции из косичек:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Ещё один бант из волос, украшенный двумя цветочными букетами:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

А гуммиарабик – это клейкое вещество из сока акаций. Предшественник, стало быть, современных лаков для волос.

Обратим внимание и на лёгкие ткани, на нежные краски дамских нарядов.
Они обычно пастельных цветов, а ещё чаще белые.
Или -  по контрасту - глубоко чёрные.

Гоголь (он разбирался в моде и сам кроил сёстрам платья) пусть и иронизировал, но описал тогдашние дамские туалеты с редкой точностью:
«… вкусу пропасть: муслины, атласы, кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названья нельзя было прибрать (до такой степени дошла тонкость вкуса). Ленточные банты и цветочные букеты порхали там и там по платьям».

Все верно!
Вот у этой прелестной девицы на голубое платье («и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники тоже в голубом») слетелись, точно бабочки, очаровательные бантики:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Зорко видел Гоголь и иные дамские ухищрения.
Например, декольте.
Обнажено то, что «способно погубить человека; остальное было припрятано с необыкновенным вкусом: или какой-нибудь лёгонький галстучек из ленты, или шарф легче пирожного, известного под именем «поцелуя»», эфирно обнимал шею; выпущены были из-под плеч , из-под платья маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем «скромностей».

И точно, вот галстучек (и очень игривый бант из волос):

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА
А вот и «скромности», по-французски модести:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Конечно, модный образ феи больше удавался  особам стройным и гибким.
Та же Н.Н. Пушкина славилась не только редкой красотой лица, но и «баснословной» талией.
Те, кого природа стройностью обделила, полагались на мускульную силу горничной, затягивавшей шнуровку корсета.

Когда и это не помогало, приходилось голодать и худеть.
Пить уксус и есть лимоны.
Ведь не бывает неземных созданий в три обхвата и с румянцем во всю щёку!
Лучше уж выглядеть несколько болезненной, нежели пышущей здоровьем.

Склонность модниц к романтически блеклому виду и диетам тревожила врачей.
Французский доктор Обер в книге «Гигиена нервических женщин» возмущался: «Стало модно появляться в свете с интересной бледностью, представлять на всеобщее обозрение землисто-серый цвет лица и впалые щёки, а всё потому, что это придаёт человеку изысканность, возводя в ранг избранных».

Но когда дама предпочитала успеху в свете рекомендации врача-зануды!
Если надо быть воздушным неземным созданием – она им станет!

Тем более что великая балерина Мария Тальони добавила последний штрих к образу невесомой летучей Сильфиды – встала на пуанты и прикрепила к спине прозрачные крылышки.
Вот он, идеал эпохи:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

Неземное создание!
Мечта поэта!

И смотреть на женщину-фею можно только так, влюблённо:

УЛЕТАЙ НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА

И вздыхать:

Её признал я в вихре бала,
Когда, воздушнее мечты,
Она, беспечная, порхала,
Роняя ленты и цветы…






 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Всех тех, кто считает себя фрилансерами, поздравляю с нашим проф. праздником! Хотя не могу сказать, что лично для меня 14 мая ассоциируется с фрилансом или любой другой деятельностью в интернете, связанной с работой. Но как это обычно бывает, лично меня мало кто спрашивает. Поэтому 14 ...
Прошу не надо присылать сообщений про письменные проклятия про все умрут ,если не ...
Нещодавно я писав про результати голосування за різні варіанти брендування громадського транспорту Львова. Цим результатам та особливо варіанту-переможцю тоді дісталося чимало критики як від громадськості, так і від працівників депо. Серед зауважень були занадто велика кількість білого ...
Я вот не понимаю, почему мужчины считают, что именно они бросают женщин, уходят от них? А почему не наоборот? Только женщина решает, с кем, когда и сколько ей быть! Это при том условии, что у женщины есть мозги и она независима от мужчины. Это при том условии, что она - ЖЕНЩИНА, а не ...
Это editorial – текст без персонального авторства, отражающий общую позицию редакции "Европейской правды", поддержанную редколлегией "Украинской правды". ЕвроПравда впервые публикует статью в таком формате. Даже в самые трудные времена на рубеже 2015 и 2016 годов, когда ...