Уильям Берроуз в роли священника и другие авторы, ставшие актерами

Писатели часто снимаются в кассовом кино: например, Стивен Фрай блестяще сыграл Оскара Уайльда, а Стивенг Кинг регулярно появляется почти во всех экранизациях своих произведений. Рассказываем о не столь известных случаях, когда авторы книг исполнили полноценные драматические роли.
Уильям Берроуз

Берроуз был одной из ключевых фигур для бит-поколения американской литературы наряду с Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом. Причем прославили его, как и многих авторов этого периода, не только странные и противоречивые тексты (как «Голый завтрак» или «Дикие мальчики»), но и перипетии личной жизни. В 1952 году автор и его жена Джоан Волмер, находясь в состоянии алкогольного опьянения и наркотической ломки, решили «сыграть в Вильгельма Телля» и Берроуз случайно застрелил Волмер в упор. Побег в Мексику позволил ему избежать тюремного срока, но убийство преследовало писателя всю жизнь, обеспечив ему не только угрызения совести и углубившийся алкогольно-наркотический кризис, но и скандальную известность.
Впервые Берроуз появился на экране в культовой драме 1966 года «Чаппакуа», где также сыграл Аллен Гинзберг. Автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли Конрад Рукс основал фильм на собственном опыте лечения от наркозависимости. Психоделическая атмосфера фильма вкупе с саундтреком Рави Шанкара — квинтэссенция движения битников. Позже писатель в основном снимался или в документальных фильмах, или играл самого себя.
Заметным исключением, однако, стала роль в фильме Гаса Ван Санта «Аптечный ковбой» по автобиографическому роману Джеймса Фогла. Фогл провел большую часть жизни в тюрьме за торговлю наркотиками, воровство и другие правонарушения. Соответственно, главный герой фильма в исполнении Мэтта Диллона вместе с группой друзей грабит аптеки и больницы, пока трагическое происшествие не заставляет его иначе взглянуть на жизнь. Уильям Берроуз же сыграл колоритного священника, отца Мерфи, проходящего лечение от наркозависимости в клинике, куда попадает персонаж Диллона.
Майя Анджелу
Культовая американская писательница и поэтесса сменила множество работ, но важной частью ее карьеры всегда было актерство. Анджелу много играла в театре, появившись, например, в одной из первых постановок оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина. Кинороли не заставили себя ждать — в 1977 году она сыграла одну из ролей второго плана в эпохальном мини-сериале «Корни», экранизации одноименного романа Алекса Хейли. Книга и фильм описывают почти 300 лет из жизни одной династии с корнями в Гамбии: родину, долгие годы рабства в Америке и социальные перемены, связанные с гражданской войной 1861–1865 годов. «Корни» до сих пор держат рекорд по количеству зрителей и стали настоящим культурным феноменом, а в 2016 году сериал был переснят каналом HBO.
Другой пример — драма 1993 года «Поэтичная Джастис», где заглавные роли исполнили певица Джанет Джексон и рэпер Тупак Шакур. Как нетрудно догадаться, главная героиня — поэтесса, и ее стихотворения для фильма были написаны как раз Анджелу, да и сама писательница тоже появилась в небольшой роли. Полноценная роль второго плана досталась ей позже, в мелодраме 1996 года «Лоскутное одеяло», экранизации одноименного романа Уитни Отто. Фильм собрал множество звезд во главе с Вайноной Райдер, чья героиня готовится к свадьбе, а ее старшие родственницы готовят ей свадебное лоскутное одеяло и делятся собственными романтическими историями. Анджелу исполнила роль Анны Нил, старинной подруги семьи и той самой мастерицы, научившей остальных искусству пэчворка.
Связь Майи Анджелу с кинематографом выразилась не только в актерстве: еще в 1972 году она стала первой афроамериканкой, по чьему сценарию был снят фильм, а в 1998-м — первой афроамериканкой, срежиссировавшей фильм («Возвращение к истокам»).
Гарольд Пинтер

Пинтер — английский писатель и драматург, нобелевский лауреат 2005 года. Его карьера продлилась более 50 лет, за которые автор создал множество пьес, эссе и киносценариев, попутно успевая активно комментировать текущую политическую ситуацию. Например, негативное отношение Пинтера к военным операциям США привело к обвинениям в антиамериканизме и даже спровоцировало скандал при присуждении ему Нобелевской премии — даже несмотря на то, что писатель специально отмечал, что ничего не имеет против американских граждан.
Пьесы Пинтера («Коллекция», «Пейзаж» и многие другие) написаны в жанре так называемой комедии угрозы, когда, казалось бы, невинная ситуация разворачивается во все более неожиданном или откровенно абсурдистском ключе. Автор сам адаптировал собственные пьесы для телевидения и многократно становился лауреатом и номинантом престижных премий — например, BAFTA. Также Пинтер писал сценарии для экранизаций других известных произведений — в частности, «Женщины французского лейтенанта» Джона Фаулза, и участвовал в работе над сценариями экранизаций «Рассказа служанки» Маргарет Этвуд, «На исходе дня» Кадзуо Исигуро и «Лолиты» Владимира Набокова.
А еще Гарольд Пинтер сыграл более 50 ролей в кино, причем в основном отрицательных. Пожалуй, самое значительное его появление в кино было в роли отца семейства, грозного сэра Томаса Бертрама в экранизации романа Джейн Остен «Мэнсфилд-парк». Фильм 1999 года значительно расширил исторический контекст романа — здесь намного сильнее акцентируется тема рабства, и в герое Пинтера воплощаются не только самодурство типичного домашнего тирана, но и колониальная жестокость. В частности, в этой версии главная героиня Фанни Прайс обнаруживает в комнате старшего сына сэра Томаса альбом с рисунками с острова Антигуа, куда они с отцом регулярно ездят — на рисунках чернокожие женщины и мужчины подвергаются физическому и сексуальному насилию, в том числе от рук Бертрамов. Поскольку литературный первоисточник все-таки предполагает наличие хеппи-энда, в финале сэр Томас отказывается от своей плантации на Антигуа — очевидно, под влиянием Фанни, открыто критикующей рабовладельческий строй.