
удобства на дворе


"Так удобно, конечно," - как ни странно, эту фразу многие люди употребляют в качестве упрека. "Удобно устроился" - в нашем обществе это часто звучит не как нейтральная констатация факта, а как диагноз и обвинительный приговор. Мол, занимать удобную позицию в общении, в жизни - это плохо, нужно занимать неудобную. Мне кажется, этот предрассудок достался нам в наследство от советской идеологии - ценно только выстраданное, когда человек помучился, а не просто что-то делал так, как ему удобно. Поэтому, удобно - это плохо.
Кроме того, что эта идеология прискорбно повлияла на наше российское устройство быта, архитектуру, пром.дизайн, эргономику и прочую материальную культуру - она повлияла и на культуру общения, и на устройство социума. Как и всякий предрассудок, это убеждение уже давно потеряло смысл, и поэтому превратилось в ничем не мотивированное человеконенавистничество. А смысл этой идеологемы тесно связан с советской аскетикой, со своеобразной тогдашней философией развития. Удобство в этой идеологии напрямую увязано со стагнацией, моральным разложением и отсутствием развития. А и то и вообще с деградацией. Эта философия развития не признавала гомеостаз как форму существования, а только лишь пламенный героический прогресс.
Советский человек должен был жертвовать, чтобы развиваться самому, и обеспечивать построение светлого будущего. И ладно еще, удобство - это минимальная жертва. Ради светлого будущего и жизнью можно и нужно было пожертвовать. Вспомните, если застали, как в советских школах прививали культ пионеров героев. Таков смысл жизни, дитя - ты растешь не для счастья, а чтобы когда-нибудь собой пожертвовать. Возможно, это такая материалистическая калька с христианского учения, в котором жертва - тоже центральное понятие. Но там жертва имела хоть и мистический, но все же более практический смысл - жертвовать земным ради жизни вечной и спасения души. Там хоть в рай попадешь, а тут просто сгинешь.
Ну что ж, такая философия - мало ли разных было философий и идеологий. Проблема в том, что идеология то потеряла актуальность и ушла, а её атавизмы остались. И они влияют на каждого из нас. Они остались в форме бессознательных установок, ценностей, допущений. Бессознательно они формируют жизненный сценарий каждого из нас, влияют на нашу мотивацию. На выбор, который каждый из нас совершает. Ну и на то, как мы друг к другу относимся, на неуловимую и неосознаваемую предвзятость по отношению к другому человеку. Удобно, блин, устроился, а ты пострадай сначала.
А ведь если задуматься, то почему человеку должно быть неудобно? Если он не монах, если он не разделяет каких либо аскетических учений? Если в его актуальной ситуации нет целей, ценностей и личностных смыслов, ради которых нужно было бы жертвовать удобным? И логически связывать развитие, личностный рост с необходимостью неудобства - тоже сомнительно. Ведь кроме упомянутой аскетический философии развития, есть и другие философии этого самого развития. Например, сразу в нескольких психологических теориях развитие понимается как процесс, в котором чередуются периоды стабильности и кризисы.
И кризис начинается тогда, когда привычные способы жить устаревают, приходят в негодность. Они перестают соответствовать новым требованиям реальности, внешней и внутренней. И тогда удобство само пройдет - станет жить и давить. Жить так, как раньше, станет неудобно, в естественном порядке. И пострадать придется, можете быть спокойны. Человек тогда сам пожертвует старым удобством, потому что почувствует насущную потребность в новом. И прогресс таким путем вполне себе происходит, как и личностный рост.
Более того, чтобы личностно расти, развиваться, должно быть как-то базисно удобно, чтобы ресурс не тратился на элементарное, а тратился на перспективное. Максимум мотивации зачастую не работает так же, как и минимум - он вызывает перенапряжение и обучает беспомощности. А вот оптимум мотивации - работает. Чтобы появились и заработали мотиваторы, должны быть обеспечены гигиенические факторы. А у нас часто путают эти самые факторы с мотиваторами. Так что, когда вас кто-нибудь упрекнет в том, что вы удобненько устроились, то можно смело ответить: "Да, мне удобно".
|
</> |
Оставить комментарий
A Global Marketplace connecting Engineers and Businesses No matter where you are in the world, FE is connecting engineers and telecoms every day. Nowhere is too far away - and even remote jobs can be handled easily through our global platform.
Field Engineer is an online marketplace that connects companies with telecommunications work with the global field engineers who have the skills and availability to complete them. With more than 40,000 skilled field engineers in 170 countries, Field Engineer has already helped 45 service providers get jobs done.
FIELDENGINEER
? It can be handled easily through our global platform.
Field Engineer field connectors companies. With more than 40,000 skilled field engineers in 170 countries, Field Engineer has already helped 45 service providers get jobs done.
[url=https://www.fieldengineer.com/]FIELDENGINEER[/url]
A Global Marketplace connecting Engineers and Businesses No matter where you are in the world, FE is connecting engineers and telecoms every day. Nowhere is too far away - and even remote jobs can be handled easily through our global platform.
Field Engineer is an online marketplace that connects companies with telecommunications work with the global field engineers who have the skills and availability to complete them. With more than 40,000 skilled field engineers in 170 countries, Field Engineer has already helped 45 service providers get jobs done.
https://www.fieldengineer.com/